ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Реболы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождество-Богородицкая церковь


Реболы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:1869.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Республика Карелия, Муезерский район, с. Реболы

Координаты: 63.829371, 30.800379 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1936 года с сайта heninen.net<br>, Реболы, Муезерский район, Республика Карелия
Фото 1936 года с сайта heninen.net
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1936
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1900-1920-ых годов с сайта www.finna.fi<br>, Реболы, Муезерский район, Республика Карелия
Фото 1900-1920-ых годов с сайта www.finna.fi
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1900-ых годов с сайта heninen.net<br>, Реболы, Муезерский район, Республика Карелия
Фото 1900-ых годов с сайта heninen.net
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич 12 сентября 2025

С 1620-х гг. Ребольская волость стала погостом, а ее волооки — волостями: Лендерской, Ровкульской и Кимасозерской. Статус "погоста" в церковном смысле означал появление в Реболах церкви и организацию при ней прихода. После подавления в 1376 г. Соловецкого восстания правительство полностью подчинило Ребольский край власти Кольских воевод. К концу XVII в. в ребольских деревнях насчитывалось 244 двора.

Первые подробные сведения о населении Ребольской волости относятся к началу XVIII в. и связаны с составлением ревизских сказок — переписей населения, проводимых с фискальными целями. Опираясь на данный источник, можно с уверенностью утверждать, что, по крайней мере, с середины XVIII в. здесь существовала устойчивая система поселений, остававшаяся практически неизменной до начала XX в.

В сфере религиозной и шире в духовной жизни отличительной особенностью Ребольского прихода стала довольно высокая степень влияния старообрядчества. Она обусловливалась целым рядом факторов. Прежде всего, к их числу следует отнести языковой барьер между священно- и церковнослужителями с одной стороны и прихожанами — с другой. Играло свою роль и довольно значительное расстояние между церковью и приходскими селениями. Так, например, по данным церковной статистики, расстояние между приходской церковью и деревней Тулосозеро составляло 30 верст. Между тем, уже расстояние в 5 верст, как видно из документов, сохранившихся в архиве Канцелярии Синода, было труднопреодолимо для крестьян, желавших совершить погребение по православному обряду. Поэтому представляется вполне объяснимым наблюдение Э. Леннрота, сделанное во время посещения Ребольского погоста: "...в каждой деревне покойников хоронят на своем деревенском кладбище".

Фактически такая практика соответствовала учению старообрядцев-беспоповцев поморского согласия филипповского толка, которые в Повенецкои уезде завоевали исключительно сильные позиции. О влиянии старообрядцев на изучаемой территории можно судить по данным клировых ведомостей. Так, в 1836 г. в д.Кимоваара из 67 крестьян обоего пола 17 были раскольниками, в д.Лужме из 29 крестьян — 8, в д.Тулосозеро раскола придерживалось 6 из 27 жителей. Подобная картина являлась для волости типичной. Одним из значительных проявлений влияния старообрядцев стало самосожжение в д.Фофановской Ребольского прихода — одно из последних массовых самосожжений в истории российского старообрядчества, произошедшее в 1784 г. Материалы следственной комиссии показывают, что самосожжению предшествовала длительная подготовка и, в частности, созыв сторонников из различных селений волости.

15/28 декабря 1869 г. - освящение церкви во имя Рождества Богородицы в Ребольском приходе Повенецкого уезда. Деревянная церковь была перестроена на церковную сумму с помощью местных прихожан.

По материалам: https://eparhia10.ru/news/5656/


Георгий Николаевич 12 сентября 2025

Интересные сведения о Ребольском погосте и его церковной организации содержит «Формулярныя ведомости священноцерковнослужителей Повенецкого уезда за 1836 год»

Ведомость о церкви Богородицерождественной Ребольского погоста сообщает:

«1. Церковь построена в 1816 году тщанием прихожан.

2. Здание деревянное с таковою же колокольнею.

3. Престол в ней один холодний, во имя Рождества пресвятой Богородицы.

4. Утварию недостаточна, а имянно серебряных сосудов и напрестольного креста серебрянного не имеется, служительские одежды прочие и благолепие в церкви посредственно.

5. Причта положено по штату издавна трое: священник, дьячек и пономарь.

6. Земли при сей церкви пашенной и сенокосной тридцать шесть десятин, на оную планы межевыя книги имеются, но к поддержанию священноцерковнослужителей оная не так способна, ибо большею частию песчана и неудобна, а потому требует немаловажного удобрения, сверх сего оная земля окружена болотами, от коих хлеб часто вымерзает.

7. Дом у священноцерковнослужителей собственный, деревянный.

8. На содержание свяженноцерковнослужителей положено жалование: священнику 400 руб., дьячку 200 руб., пономарю 200 руб. и просвирне 50 руб. в год, и содержание их посредственно.

9. Зданий, принадлежащих к сей церкви, никаких нет.

10. Расстоянием сия церковь от консистории в 500 верстах, от духовного правления в 400 верстах и от местного благочинного в 250 верстах.

11. Ближайшее к сей церкви суть Кимас-озерская в 115 и Ругозерская в 115 и Гимольская в 170 верстах.

12. Приписной к сей церкви нет.

13. Домовой в сем приходе церкви нет.

14. Опись церковному имуществу есть, выдана в 1825 г. за шнуром и печатью из Петрозаводского духовного правления и скреплена присутствующим протоиереем Иосифом Ермолаевым и в оной сохранность вещей засвидетельствована благочинным священным Дмитрием Будимирским.

15. Приходорасходные книги о суммах свечной и кошельковой за шнуром и печатью выданы из Повенецкого Духовного правления приходная 1831 г. и скреплена присутствующим священником Алексеем Ефимовым. Расходная 1832 года скреплена присутствующим дьяконом Иоанном Миролюбовым, ведутся исправно и хранятся в целости.

16. Обыскная книга выдана с шнуром и печатью из Повенецкого Духовного правления 1830 года и скреплена присутствующим священником Дмитрием Будимирским, по ней писанных 23 листа».

В 1836 году приходским священником был Онуфрий Ребольский, который, закончив Петрозаводское духовное училище, был посвящен к церкви пономарем 11 марта 1822 года. Обряд посвящения совершил епископ Старорусский преосвященный Сильвестр. При нем жила жена Ирина Петрова, 31 года и четверо детей: Парасковия (8 лет), Настасья (7 лет), Алексей (5 лет), Иван (1 года).

При церкви служил дьячком родной отец священника Стефан Дмитриев, пономарский сын Стефан обучался читать и писать в доме своего отца. В диаконы Стефан был посвящен 14 сентября 1789 года епископом Архангельским и Олонецким Вениамином. Жил он с сыном. При них же, как отмечено в ведомости, жила его вторая жена Феодосия Яковлева. Место пономаря было незанято, а должность просвирни исправляла священническая жена.

В дальнейшем старообрядчество в крае не угасает, но принимает более домашние формы и примиряется с новообрядчеством.

Если в 1836 году доля старообрядцев в населении составляла 22,3%, то к 1841 году она снизилась до 15,6% (или 226 человек на 1445 человек населения), к 1851 году количество старообрядцев в крае снизилось до 71 человека, в 1855 – 53 человека, в 1879 – 2, 1883 – 2, 1892 – 0, 1895 – 0, 1905 - 0 человек. Эти данные дают повод сделать вывод о том, что старообрядчество как явление исчезло из жизни погоста между 1883 и 1892 годами, однако довериться этим цифрам было бы не совсем верно.

Старообрядчество продолжало жить в думах крестьян, память о разорении Соловецкого монастыря и периоде гонений и самосожжений не могли столь просто покинуть души и сердца этих крестьян. Но со временем крестьяне стали возвращаться в лоно церкви, и к 1883-1892 годам этот процесс перешел в завершающую фазу, когда обида за гонения покинула сердца крестьян.

Говоря о религиозной жизни, нельзя забывать о тех, кто служил в храмах Ребольского погоста.

Исследователь С. Холм дает данные о тех священниках, которые служили в Ребольском приходе с 1760 года. Согласно этим данным, в 1760-177-ые годы священником Ребольского прихода был Егор Егоров Евстигнеев. До 1784 года священником был Иван Кондратьев, звонарем – его брат Дмитрий Кондратьев. В 1768-1784 годах звонарем был Евсей Егоров – сын Егора Евстигнеева, в 1784-1811 годах он был священником. Сын Дмитрия Кондратьева – Стефан Дмитриев был ключником в 1840-1855 годах. В 1802-1805 годах звонарем был Марк Евсеев – сын Евсея Егорова. До 1814 года священником был Июда Иванов.

Многие годы в качестве клирика отработал Онуфрий Стефанович Ребольский. С марта 1822 года он служил звонарем, с февраля 1858 года – ключником, с апреля 1871 года – помощником церковного старосты, в 1872-1879 годах – священником. До 1814 года священником был Василий Фомин. До 1839 года звонарем служил Максим Иванович Петров, в 1839-1941 он служил ключником. С апреля 1841 по 1855 год пост священника в Реболах занимал Иоанн Кондратьевич Петровский. В 1848-1855 звонарем служил Алексей Федорович Гурьев.

В 1855 году просвирней служила Евдокия Захарова. В 1856-1866 священником Ребольского прихода служил Федор Русанов. Дьяконом в это время был Георгий Порфиридов. В 1871-1883 годах пост благочинного исправлял Филипп Матвеевич Гумилев, в 1879 году – Иван Иванович Гедовский. В 1881-1884 годах священником в приходе был Михаил Самсонович Каргопольцев, благочинным – Иван Яковлевич Надеждин.

В 1885 году в Реболах была открыта церковно-приходская школа, через несколько лет школа появилась в Лендерах, в начале 20 века – в Лужме. С марта 1884 по 1887 годы священником служил некто А. Орлов. В 1887-1893 годах священником в Реболах служил Николай Алексеевич Сидонский, его сын Александр с сентября 1892 г. служил благочинным, с 1909 года – диаконом, с 1919 по декабрь 1920 – священником. В 1898-1908 годах священником служил Александр Первенцев, в июне-сентябре 1908 года он служил в церкви Лендер диаконом на вакансии священника.

В 1905 году некоторое время священником служил Христофор Феодорович Вифлеемский. В марте-июне 1906 года священником в Реболах служил Николай Николаевич Юксовский, с июля 1906 – диакон на вакансии священника, с сентября 1907 – священник прихода в Ругозере. В октябре 1907 года диаконом в Реболах служил Виктор Парминович Никандров (Никаноров), с февраля 1908 года он служил священником в Реболах. В сентябре 1908-декабре 1909 священником в Реболах служил Иван Осипович Патшаков. С марта 1908 по декабрь 1909 священником в Реболах служил Федор Михайлович Никольский.

Благочинным в 1910 году служили, сменяя друг друга, Андрей Алексеевич Фомин, Филипп Иванович Дворцов, Петр Алексеевич Гурьев. В апреле 1912-январе 1913 диаконом на вакансии священника был Леонид Алексеевич Грошников. В январе-марте 1912 благочинным служил Владимир Яковлевич Светлов. Его сменил Петр Александрович Ивановский, который в декабре 1913 года перешел в Лендеры, где продолжил служить благочинным. В мае-декабре 1913 года диаконом на вакансии священника служил Георгий Васильевич Смирнов.

С 1913 по август 1914 на должности диакона на вакансии благочинного служил Михаил Васильевич Исаев. С августа 1914 года благочинным в Реболах служил Петр Григорьевич Журавлев, его сменил Петр Васильевич Самсонов, который служил с мая по декабрь 1916 года. В августе-сентябре 1916 года должность священника во вновь открытом приходе Кемасозера исправлял Николай Константинович Тихомиров, в приходе Ровасти – Михаил Александрович Филин. С августа 1919 года благочинным служил Иван Фаворитский.

Коновалов Илья Анатольевич "История Ребольского погоста (XVI век – 1922 год),

https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/oloneckaya-guberniya/istoricheskie-dokumenty/konovalov-i-a-istoriya-rebolskogo-pogosta-xvi-vek-1922-god.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.