«…Церковь святителя Николая Чудотворца «ту Дзодза» находится в квартале Апозари. Это однонефная базилика с деревянным перекрытием, полукруглой апсидой и просторным более поздним нартексом. Южная и восточная стены (кроме апсиды) построены из необожженных кирпичей с деревянными связями, западная и северная стены - из неотесанных камней, тоже с деревянными связями. Судя по строительной технике и по уцелевшей живописи, древнейшие части храма - восточная и южная.
Росписи сохранились на восточной и отчасти на северной стене. Фрески в апсиде занимают три регистра. В нижнем изображена «Служба святых отцов» с Младенцем Христом, лежащим на престоле, с надписью: «Агнец». По одну сторону престола представлены святители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий, по другую - Василий Великий и Григорий Богослов. В среднем ярусе расположено «Причащение апостолов», причем Иисус Христос - в архиерейском облачении. В конхе находится поясное изображение Богоматери с Младенцем и херувимами по сторонам, что отражено в подписи: «Честнейшая Херувим». Его иконография ближе всего к типу «Знамение», хотя Младенец на груди Пресвятой Богородицы изображен в чаше, напоминающей цветок; в левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Аналогичная иконография встречается в изображениях Божией Матери в церкви преподобного Алипия в Кастории (последняя четверть XIV в.), в церкви Пантанассы в Мистре (около 1428) и других. На восточной стене - четыре регистра росписи.
В верхнем ярусе недавно была открыта уникальная деисусная композиция. В центре на престоле восседают Иисус Христос («Царь Царствующих») в императорском облачении и венце и Ветхий денми с голубем, символом Святого Духа, на благословляющей деснице (подпись: «Святая Троица»). Престол окружен сиянием славы и небесными силами. По сторонам, в пониженных угловых частях, представлены в молитвенных позах Пресвятая Богородица в царском облачении и святой Иоанн Предтеча, а также две небольшие фигуры пророков, из которых узнаваем Даниил. Эта композиция не имеет точных аналогий, хотя по отдельности в монументальной живописи Кастории палеологовского периода известны и антропоморфные изображения Святой Троицы (фрески в церкви Панагии Кумбелидики и в церкви великомученика Георгия Победоносца в Оморфоклисье), и композиция царского Деисуса (церковь святителя Афанасия Великого «ту Музаки»). Близкое по смыслу соединение изображений Христа-Царя, Пресвятой Богородицы в царских одеждах и окруженного небесными силами Престола уготованного имеется в северном куполе нартекса монастыря Трескавец (около 1340). Тема Деисуса повторяется в росписи церкви святителя Николая Чудотворца «ту Дзодза» трижды. Под композицией «Святая Троица» на восточной стене по сторонам от апсиды помещены фигуры архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы из «Благовещения», под ними - два Нерукотворных образа Спасителя (Мандилион и Керамион), в нижнем регистре - преподобный Симеон Столпник и первомученик Стефан (в нише жертвенника).
Росписи, сохранившиеся в восточной части северной стены, занимают три регистра. В нижнем, рядом с нишей жертвенника, представлено «Видение священномученика Петра Александрийского», над ним - образы святителей в медальонах, выше - «Сошествие во ад». Последняя композиция, очевидно, замыкала евангельский цикл, шедший по кругу в верхних частях стен. Кроме того, в нижнем регистре северной стены находится трехчастный Деисус (Христос и Пресвятая Богородица изображены здесь в обычных, нецарских одеждах), рядом - преподобномученик Николай Вуненский. Еще один плохо сохранившийся Деисус помещен в щипце восточного фасада храма. Здесь фигура Иисуса Христа, восседающего на троне со свитком в руке, выделена масштабом и сопровождена надписью: «Грозный», акцентирующей эсхатологический смысл композиции. Подобные изображения на восточных фасадах имеются в двух других касторийских храмах того же времени, в церкви святителя Николая Чудотворца «ту Кирици» (около 1385) и святого Иоанна Предтечи на площади Омония (конец XIV - начало XV в.).
Снаружи на северной стене храма помещается частично сохранившаяся ктиторская надпись, взывающая ко Господу и деве Марине. На этом факте основывалось предположение Дракопулу об изначальном посвящении храма великомученице Марине, однако в старых работах упоминается о большом изображении святителя Николая Чудотворца в восточной части южной стены, из чего Цигаридас сделал вывод, что храм сохранил свое первоначальное посвящение.
Роспись церкви святителя Николая Чудотворца «ту Дзодза» по стилю живописи может быть отнесена к третьей четверти XIV в. (или к 60-80-м гг. XIV в.) и включена в тот же круг памятников, что и касторийские фрески церквей святых Таксиархов (1359/60), святителя Николая Чудотворца «ту Кирици», великомученика Георгия Победоносца «ту Вуну» (обе около 1385) и святителя Афанасия Великого «ту Музаки» (1383/84), а также росписи парекклисионов церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде (1364-1365) и других…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»