ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кува. Церковь Иоанна Предтечи.

Предтеченская церковь


Кува. Церковь Иоанна Предтечи
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:не позже 1858.
Год утраты:1919 (разрушена в ходе боёв)
Адрес:
Пермский край, Кудымкарский район, с. Кува

Координаты: 59.125877, 54.163652 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Иоанна Предтечи, Фото 1889 года с сайта kuvahistory.ru<br>, Кува, Коми-Пермяцкий округ, Кудымкарский район и г. Кудымкар, Пермский край
Фото 1889 года с сайта kuvahistory.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Иоанна Предтечи, Фото 1908 года из фондов Пермского краеведческого музея<br>, Кува, Коми-Пермяцкий округ, Кудымкарский район и г. Кудымкар, Пермский край
Фото 1908 года из фондов Пермского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Иоанна Предтечи, Фото 1889 года с сайта kuvahistory.ru<br>, Кува, Коми-Пермяцкий округ, Кудымкарский район и г. Кудымкар, Пермский край
Фото 1889 года с сайта kuvahistory.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич  25 января 2023

Кувинская Иоанно–Предтеченская церковь, старообрядцы

С появлением завода в Куве требовалось открытие церкви, ведь церковь не только совершала христианские обряды, но и выполняла функции регистрации населения, просвещения, развивала культуру. До открытия завода местные жители хоронили своих родственников без отпевания. Священник Отевской церкви приезжал несколько раз в год и отпевал умерших заочно. Григорий Александрович Вологдин в своих воспоминаниях пишет, когда его крестили (родился в 1857 году), церковь только строилась, священника не было, и его отец пригласил для обряда крещения священника из села Отева.

В 1854 году в Отевской церкви служили: Первушин Афанасий Петрович, Пономарёв Василий Иванович, Томилин Никифор Георгиевич. К приходу Отевской церкви относились деревни будущей Кувинской волости: Карп – Васькина, Тебенькова, Чигасова, Мальцева, Васюкова, Щукина (будущий Кувинский завод), Шайтанова, Козьмина, Сидорова, Ярославская, Пихтовка, Городище, Высокораменье.

В самой же Куве до постройки церкви обустроили молитвенный дом, на 1853 год стояла часовня, которую посещали служащие и мастеровые.

Перед строительством церкви ученик архитектора Егор Саламатов съездил в Куву для отвода подходящего места под будущий храм. С 1857 года началось строительство, подрядчиками выступали Колыхматов и Осип Жильцов. В Москве, Нижнем Новгороде были куплены иконы и богослужебные книги, а также другие вещи для церкви, некоторые вещи привезли из Очера и Добрянки. Также, есть информация, что иконы для церкви были изготовлены на средства Строгановых в Российской академии художеств, ваяния и зодчества. Разные принадлежности для церкви привез из Ирбита известный юсьвинский купец – Петр Патракеевич Вилесов, ткань на церковные облачения передала Бутырина Степанида Степановна. Иконы находились и в Кувинской заводской конторе, в 1877 году там числилась икона Воскресения Христова, написанная живописцем С. Юшковым.

Весной 1858 года состоялось открытие Кувинской Иоанно–Предтеченской церкви с одним престолом. Служащий Кувинского завода Богданов Иван Алексеевич в своем дневнике в августе 1858 года сделал запись: «В 1858 году сего месяца 29 числа в Кувинском вновь выстроенном заводе освящено место и заложена церковь…» В марте 1859 года благочинный 2 округа Соликамского уезда священник Яков Братчиков подал рапорт епископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту о выдаче святого антиминса (отрезок шёлковой ткани, символизирующий плащаницу) для освящения новой деревянной церкви на каменном фундаменте во имя Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Кувинском заводе. На освящение церкви управляющий завода Яков Абрамович Рогов приглашал Теплоухова Александра Ефимовича, ездил ли на это торжество Теплоухов, установить не удалось.

31 марта 1859 года церковь освятили: благочинный Яков Иванович Братчиков, священник Кудымкарской церкви Илья Ефимович Южанинов, дьякон Семен Григорьевич Попов, Николай Серебренников, священник Кувинской церкви Петр Степанович Знаменский, священник Отевской церкви Афанасий Петрович Первушин, священник Юсьвинской церкви Петр Иванович Девлетиковский, священник Ильинской церкви Алексей Пономарев, дьякон из Чермоза Антоний Ирадионович Введенский, дьякон из Верх-Юсьвы Дмитрий Иванович Салмин, дьякон из Юсьвы Михаил Бабин.

Описание церкви в 1858 году: «Зданием деревянная с таковою же колокольней, на каменном фундаменте, покрыта листовым железом. Ограды около церкви ещё не имеется». На 1862 год в приходе были 2 деревянные часовни. Ограду для церкви позднее построил Андрей Хренов совместно с Михаилом Шолгиным, Степаном Бояршиновым, Власом Тукачевым.

Первые служители церкви: священник Знаменский Пётр Степанович, пономарь Трапезников Тимофей Васильевич, дьяк Петухов Александр Андреевич. В декабре 1858 года вместо Трапезникова назначается Уваров Гаврил Иванович. В 1862 году появляется просфорня Братчикова Федосия Ефимовна, проживающая вместе с дочерью Параскевой, а также сиротствующая священническая вдова священника Верх–Иньвенской церкви Будрина Андрея - Лариса Ивановна с детьми: Николаем, Еленой и Ариадной. В 1859 году в Кувинской церкви временно служил дьякон Кудымкарской церкви Алексей Ефимовский.

Как тогда было принято, священнослужители церкви принимали участие в обучении детей. Знаменский, Петухов и служащий Егор Любимов были первыми учителями Кувинской школы. В церкви проходили службы, где исполнялись произведения учителя Кувинского мужского училища Якова Петровича Любимова, он писал ноты для «обеденного пения» и концерты, кроме него, этим занимался Григорий Лучников. В документах указано, что Яков Любимов написал 8 концертов. Первый регент певчих церкви – Федот Пушкин. Всего в хор певчих входило 12 человек. В 1860-е годы в хоре выступали мальчики Егор Васильевич Тараканов и Николай Бельтюков, также, пел в церкви чугуносодержатель Дементий Панин, у него была скрипка. Резчик Головин для церковного хора изготовил виолончель.

По воспоминаниям Г. А. Вологдина, в Куве жила старушка–начётчица, которая ходила читать по покойникам псалтырь, было это уже после открытия церкви.

В 1864 году Куву посетил архиерей, к его приезду готовились, закупали продукты (по-видимому, Неофит (Соснин)).

В 1869 году мещанин города Чистополя Казанской губернии Митрофан Григорьевич Цеканчиков заключил договор со старостой церкви на серебрение некоторых вещей: паникадило, подсвечники, блюда и другие.

21 июля 1870 года Куву посетил Его Преосвященство Антоний, епископ Пермский и Верхотурский. В Куве он осмотрел церковь, попросил детей читать общеупотребительные молитвы и задавал вопросы из святой истории. Мальчики отвечали хорошо, владыка остался очень доволен. Кроме Кувы, Антоний посетил Юксеево, Белоево, Юрлу, Отево, Кудымкар, Юсьву, Купрос, Майкор, Пожву.

В 1873 году прихожане Кувинской церкви пожертвовали на благовестный колокол 750 рублей.

Информация о церкви за 1877 год: «Священник 1, псаломщик 1, прихожан 1400, 30 деревень в 5-16 верстах, 2 дома».

В ночь со 2 на 3 ноября 1879 года церковь была ограблена, похитителей нашли.

В 1880 году староста церкви Иван Степанович Широв подал прошение в Кувинскую заводскую контору на увеличение церкви с постройкой новой колокольни, так как старая колокольня «причиняет звоном сотрясение и обрушение штукатурки». Граф (Сергей Александрович Строганов) лично был в церкви и видел её состояние. Наблюдающий за постройками в имении архитектор Карл Мартынович Преде составил чертеж и смету.

В 1884 году, по представлению и ходатайству управляющего заводом Шарина Ф. П., граф Строганов разрешил церковь увеличить. Была приделана новая колокольня. Всего по смете на постройку закладывалась сумма в 5000 рублей. Церковь была оштукатурена, покрыта белым железом и покрашена жёлтой краской, обнесена каменной оградой. Также хотели возвести памятник или часовню в память избавления от казённых податей. В 1885 году получили разрешение от Пермской духовной консистории о строительстве каменной часовни за счёт крестьян и обывателей завода, по проекту, рассмотренному и утверждённому Пермским губернским правлением.

На 1888 год к церкви относились 2 часовни в д. Мальцева и д. Вежайка. Позднее была открыта часовня в д. Карп–Васькина. В приходе на 1888 год числилось 3590 человек. На 1914 год в приходе было 4 часовни: кладбищенская, Мальцевская, Вежайская и Карп–Васькинская. В 1915 году Карп – Васькинскую часовню перестроили, выполнил работу Караваев Карп Егорович.

Информация о церкви в справочнике Пермской епархии за 1896 год: «Кувинская заводская церковь, деревянная, построена в 1858 году. Находится в 230 верстах от губернского города, в 35 верстах от благочинного. 1 священник, 1 дьякон, 1 псаломщик. Прихожан 2067, 25 деревень в 4-16 верстах, в некоторые деревни пути неудобные. Священник получает 308 руб., дьякон 152 руб., псаломщик 108 руб. Доход 660 руб. Земли нет. У священника и псаломщика церковный дом, дьяк имеет общественную квартиру. Священник Иван Александрович Яковкин окончил Пермскую семинарию по 2 разряду в 1854 году, имеет бронзовый крест в память войны 1853-1856 годов и камил. Дьяк Николай Алексеевич Будрин окончил Соликамское духовное училище в 1879 году. Псаломщик Андрей Алексеевич Любимов из 2 класса Пермской семинарии в 1885 году». 

Прихожане Кувинской церкви в память события 29 апреля (ст. ст.) 1891 года (покушение на будущего царя Николая II в Японии) соорудили по подписке икону Николая Чудотворца во весь рост; в память о крушении царского поезда 17 октября (ст. ст.) 1888 года устроили иконостас в церкви.

В 1894 году при церкви было создано Кувинское церковно–приходское попечительство, председателем попечительства стал М. Г. Константинов, управляющий завода. В 1894 году в кассу попечительства поступило 568 рублей 68 копеек. Израсходовано за год 400 рублей 46 копеек: на жалованье учительницам школ грамотности Кувинской церкви, на наём квартир для школ и их содержание, на постройку часовни в д. Вижай и выдачу пособия нищим.

В 1896 году в Кувинском заводе служащими и мастеровыми, а также крестьянами Кувинской волости на собранные по подписке деньги сооружена ценная икона св. Николая Чудотворца и святой мученицы царицы Александры в память коронования их императорских величеств. Эта икона из храма была перенесена крестным ходом в волостное правление, где её и установили. («Пермские губ ведомости» № 236, 1896 год).

В 1897 году церковь посетил преосвященный, на тот момент это был епископ Пётр, в миру Пётр Леонтьевич Лосев, епископ Пермский и Соликамский.

31 августа 1897 года владыка прибыл в Кувинский завод, до приезда посетив Кудымкар, Юсьву, Архангельское, Верх–Юсьву, Отево, Белоево. Квартира ему была приготовлена в доме управляющего М.Г. Константинова, который оказал внимание, радушие и заботу по приёму Его Преосвященства. Вот так было описано посещение епископом Кувы в «Пермских епархиальных ведомостях»: «Священник в этом приходе о. Иоанн Яковкин, почтенный старец, пользующийся большим уважением среди прихожан; летом у него сгорел дом и всё почти имущество; заводоуправление, в уважение к старцу и его заслугам, поставило ему новый дом и отдало в пожизненное владение. Кувинский завод большое селение с правильными улицами, большими домами; значительное число заводских служащих придаёт селению вид уездного городка. При участии этих же служащих устроился здесь певческий хор, поют довольно стройно. Церковь деревянная, построена в 1858 году; прихожан до 2 тысяч обоего пола. Жалованье причту от заводоуправления, священнику в размере 308 руб. в год, дьякону 152 руб. и псаломщику 108 руб. Отношения между причтом и прихожанами добрые. 1 сентября Его Преосвященством совершена в Кувинском храме божественная литургия при громадном стечении народа. По обычаю, в конце литургии Владыка сказал назидательное слово». Из Кувы путь епископа лежал в Юрлу, Юм, Кочёво, Косу.

Данные на 31 марта 1904 года по Кувинскому приходу (причту): в штате церкви священник, псаломщик, дьякон; усадебной земли 1150 квадратных саженей; пахотной земли нет; 3 дома, 2 школы грамоты, жителей мужского пола 2372 и 2426 женского пола. На 1909 году в Кувинском приходе числилось 3363 прихожанина, 36 деревень, дороги в населённые пункты нормальные. За 1910 год зарегистрировано: 243 рождения, 48 браков, 169 смертей. На 1912 год в Кувинском приходе числилось 4669 прихожан, 36 деревень, самая дальняя деревня находится на расстоянии 17 вёрст.

Рядом с церковью был посажен сад, сохранившийся до наших дней, сейчас его называют Церковным. Инициаторами разбивки сада выступили священник Журавлёв А. А. и староста церкви Щукин Г. М. Сделанные на церковной территории захоронения утрачены в советское время. При строительстве нового здания средней школы часть захоронений оказалась потревожена и уничтожена.

Во время Гражданской войны 1918-1922 годов церковь была разрушена. Произошло это в 1919 году при обстреле Кувы белогвардейцами. Церковная колокольня хорошо видна издалека, её использовали в качестве ориентира. Вместе с церковью оказались разрушены многие дома, в том числе дом священника и мужское училище. Оболенский Геннадий в своём романе «Павел I» пишет, что в ризнице Кувинской церкви вместе с другими историческими материалами сгорел подлинник одного из писем. Материалы эти собирались графом С. А. Строгановым в его бытность в Куве и Лологском крае. Об этом же пишет писатель Соротокина Нина Матвеевна. Несмотря на разрушение церкви и пожар, удалось спасти довольно много церковных вещей, в том числе иконы, уцелели колокола, Евангелие. Всего в описи указано 99 предметов. Благовестный праздничный колокол весил более 204 пудов (3,2 т), другие колокола весили более 32 пудов (более 500 кг), более 1 пуда (более 16 кг) и менее 1 пуда.

После Гражданской войны под здание церкви приспособили бывший магазин, эту "новую" церковь освятил епископ Варлаам. 30 апреля 1920 года был заключён договор между несколькими гражданами Кувинской волости с Кувинским волостным исполнительным комитетом в лице председателя Якова Семёновича Тотьмянина. Суть договора состояла в том, что волисполком даёт на ответственное хранение богослужебные предметы. Граждане обязались использовать предметы только по назначению, беречь их. В договоре указано, что под молитвенный дом было выделено здание частного лица. В молитвенном доме была запрещена агитация против Советской власти, продажа книг и брошюр, направленных против неё. Граждане обязались вести все материальные расходы по содержанию молитвенного дома.

18 июля 1923 года в Куве состоялось учредительное собрание Иоанно-Предтеченской религиозной общины под председательством священника Хорошева Владимира Дмитриевича. На собрании был принят устав общества и избран приходской совет. В совет вошли председатель священник Хорошев и члены общества: Всеволод Алексеевич Рыжков, Иван Иванович Мошев, Яков Мефодьевич Попов, Савелий Ермолаевич Субботин, Григорий Васильевич Отинов. К обязанностям совета относились: охрана имущества, устройство собраний, представительство на уездных и губернских религиозных собраниях и другое.

В 1929 году Кувинский сельский совет выдал разрешение на проведение пасхальных служб в домах верующих. Советское время было временем гонений на церковь. На 1936 год в церкви проживала монахиня. Кудымкарский райисполком требовал закрыть церковь. Это было не первое требование. Небольшая церковь, построенная на месте разрушенной церкви, в 1940 году закрылась. Предполагалось в ней открыть пионерский клуб. В действительности же в ней хранили зерно.

В 1948 году группа верующих из 23 человек во главе с бывшим старостой церкви Любимовым Александром Васильевичем обратилась к Уполномоченному по делам церкви Горбунову с просьбой о содействии в открытии церкви. Людям отказали в их желании иметь церковь в Куве. Более того, ими заинтересовались, просили Белоевский районный Совет депутатов трудящихся предоставить данные о церкви и биографические данные на Петухову Т.С., Петухова Г.В., Щукина А.П., интересовались, кто является инициатором ходатайства. Были ли к этим людям применены какие – либо санкции, выяснить не удалось.

В 1963 году Кудымкарский райисполком требовал обратить внимание сельских советов на антирелигиозную работу, он отмечал рост случаев крещения и венчания в районе. Из Кувы в 1963 году обвенчалось 4 пары.

В послесоветское время, в 1990-е годы, по инициативе Тотьмянина Николая Егоровича в Куве создали молельный православный дом. Также Николай Егорович на территории Кувинского кладбища построил небольшую часовню. Молельный дом продолжает работать и в настоящее время.

https://kuvahistory.ru/categoriesculture/kul-tura/kuvinskaya-ferkov/



Комментарии и обсуждение


Зав. Кувинский, Предтеченская церк., дерев., постр. 1858 г. Прест. 1. От конс. 230 в., от благ. 55 в. 1 свящ., 1 диак. и 1 псал. Свящ. Павел Феод. Ткаченко 26 л., ок. мин. уч. Диакон-псал. Симеон Евст. Юдин 25 л.

Источник: "Справочная книга Пермской епархии на 1912 год". Пермь, 1911.

16 января 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Василий Артамонов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.