ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Алексино. Церковь Преображения Господня.


Алексино. Церковь Преображения Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:1804.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская область, Череповецкий район, деревня Алексино

Координаты: 59.284571, 37.675415 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Полагать можно, что приход основан задолго до настоящего времени. Есть в приходе место, где устное предание указывает на церковь, что может быть и вероятно, потому что и доныне под древней липой и елью стоить полуразрушившаяся часовня деревянная. Место это находится в расстоянии одной версты от церкви и при другом селении, следовательно, трудно судить о том, под настоящим ли именем первоначально основан приход, или под другим, так как и селение носит название иное.

Алексинский приход находится в лесистой местности, местами возвышенной, местами низменной, в немногих местах прерываемой небольшими болотами, так что каждое почти селение окружено лесом и не видно одно от другого, не смотря на недальнее между ними расстояние.

Жителям всех вообще селений прихода принадлежит земли 2000 десятин, под постройками и хозяйственными заведениями 30 десят., под огородами 10 десятин, под похотью 1200 десят., под сенокосом 500 десят., под выгонами 50 дес., под болотами 8 десят., под дорогами 20 десят., подо речками и ручьями, 18. дес. и под лесом 160 десятин. Земля имеет свойство глинистое с песком и в некоторых местностях прихода каменистая, что доказывают кучи камня, собранные на полях.

Леса, окружающие приходские селения, хвойные и лиственные и употребляются из лиственных большей частью на дрова, а из хвойных – для построек.

По землям, принадлежащим приходу, протекают две речки: с северной стороны Шулма и с южной Шухтовка, обе сплавные, на десятиверстном расстоянии и впадают в реку Андогу, на расстоянии от границы прихода верстах в 25 каждая. На речках строятся озерные и речные лодки из лесов частных владельцев, а также сплавляется лес россыпью, что большей частью производится с немалым затруднением, так как речки в обыкновенный свой уровень имеют ширины от 3 до 5 саж., протекают по дну каменистому, глубиной от 2 четвертей до аршина и бывают богаты водой на два или на три дня по весне.

Приход расположен на расстоянии 45 верст к югу от уездного города Череповца; от большой почтовой дороги, пролегающей от Череповца до Кириллова, находится в 30 верстах. Помимо приходских селений лежит проселочная дорога, ведущая от уездного города и из приходов: Шухободского, Чудского, Шухтовского и сел Андогских с некоторыми деревнями, в лежащие далее на север приходы Череповского и Белозерского уездов. Сообщение прихода со своим уездным городом удобное во всякое время.

В приходе состоит одно селение священно-церковнослужителей Якино, где также имеет свою усадьбу и помещик Панфилов, и десять деревень, в которых находится 425 дворов

На содержание причта каждогодно отпускается 150 рублей серебром. Церковь получает свечного дохода до 10 руб., кошелькового сбора рублей до 40, кружечного рублей до 30 и от продажи хлеба, холста, льна, жертвуемых прихожанами в церковь, рублей до 30 сер.

Каменных зданий в приходе одна церковь, а деревянных: часовен 3, домов 125, амбаров хлебных 120, овинов 110, сеновалов и мякинниц около 200, бань до 20, мельниц ветряных 7, водяных с плотинами 2; на реках Шулме и Шухтовке, мостов чрез сказанные речки два и один чрез ручей Дорской.

Некоторые из детей прихожан обучаются грамоте наемными учителями, умеющими читать и подписать кой-как свое имя, а иногда и местным причтом. Религиозная настроенность прихода не в упадке, но к церкви Божией не рачительны. О праздниках, в честь празднуемых святых, служат во всех домах молебны, и после принимаются за угощение гостей и посетителей. Верят в существование домовых, банников, подовинников, водяных, лесных, кикимор, киевских ведьм, веру в которых укореняют своими нелепыми рассказами глупые солдаты. Прибегают в крайних случаях к знахарям и знахаркам, например узнать о краже или вылечиться от болезни.

Ни мужчины, ни женщины, никаких особенных промыслов не знают, кроме земледелия и домашнего обихода. Летом крестьяне занимаются обработкой земли, а зимой, знающие плотничество, уходят в чужой край заработать деньгу, другие по той же части остаются дома, иные умеют только рубить и возить дрова и кой-как сплести для себя лапоть.

Есть в приходе охотники, но едва ли не пугающие только тетеревей, зайцев и белок, напасть на зверя весьма редко решаются. Каждый почти домохозяин имеет две избы, летнюю и зимнюю. Зимой везде почти впускают в избы скот для пойла и корма, от чего в избах бывает отвратительная нечистота и духота. За неимением бань, по какому-то предубеждению или лучше нерадению, парятся в печах. Многие думают, что грешно прививать младенцам оспу.

Источник: "Новгородский сборник" / под ред. Н. Богословского,1866 г., 5 вып.


samoyloff.aleksandr2012
 
samoyloff.aleksandr2012Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 января 2025

Алексинский приход был основан не позднее первой четверти XVII столетия. По всей вероятности, изначально храм располагался не в Алексино, а в соседнем селе Текутово. В писцовой книге князя Никиты Шеховского и подьячего Максима Козлова 1626-1627 годов упоминается церковь Рождества Богородицы в Текутове-Раменье. Церковь с тем же посвящением описывается в переписной книге церквей и причта Белозерского уезда и Чарондской округи конца XVII века: «Церков Пресвятыя Богородицы Рождества в Белозерском уезде, в Шухтовской волости, в Текутове Раменье. Служит поп Иосиф Меркурьив, детей у нево нет. В приходе, по иво скаске, 27 д[воров]».

24 февраля 1668 года священник церкви Рождества Богородицы Косма, смольнянин Кондратий Семенов сын Козловский и прихожане села Текутова Раменья написали прошение о выдаче благословенной грамоты на заготовку леса и строительство церкви в честь Преображения Господня и мучеников Флора и Лавра. К этому времени центр прихода, по всей видимости, был перенесён в село Алексино, расположенное ближе к усадьбе помещика. На месте же старинной Богородице-Рождественской церкви была установлена деревянная часовня, о чём сообщается в V выпуске Новгородского статистического сборника под редакцией Н. Богословского 1866 года: «На запад от церкви ведет дорога по незначительному склону, суходолом, поросшим дровяным лесом, на расстоянии версты, в сельце Текутово. Близ сего то селения, находится деревянная полуразрушившаяся часовня под древнейшей липой и елью».

По данным переписной книги Белозерского уезда 1678-1679 годов в Алексине стояло два деревянных храма: «Преображенский погост. В нем церковь Преображения Господня, да другая Рождества Пресвятой Богородицы. Да на той же церковной земле полдеревни Якина. В полудеревне Якино двор попов, в нем всего 6 человек. Да три кельи: в одной дьячок, в другой просвирня, в третьей вдова. Церковь Преображения Господня на церковной земле стоит без пения». В 1682 году священник Косма Федоров и прихожане церкви Рождества Богородицы подали прошение о выдаче нового антиминса для освящения летней церкви, пострадавшей во время пожара.

В переписной книге Белозерского уезда 1710 года описываются храмы с теми же посвящениями: «Село Алексино. А в нем церковь Преображение Господне церковь Рождества Пресвятые Богородицы в пределе Святых мученик Флора и Лавра здание древяное церковной земли по писцовым книгам 134 и 135 [1626-1627] годов что написано четвертей четвертные пашни и сенных покосов и всяких угодей того священник сказать незнает. В полудеревне Якине. Во дворе священник Григорей Козмин 50 [лет]...» В том же документе сообщается, что село Алексино числится за стольником Алексеем Васильевичем Ащериным.

Сельцо Текутово принадлежало сыну Кондратия Семеновича Козловского – Василию. Другому его сыну – Савелию, принадлежало сельцо «что была пустошь Шульма». С 1673 по 1705 год Савелий Кондратьевич служил в Смоленске. После отставки проживал в своём имении. В 1804 году тщанием прихожан в Алексине была выстроена каменная церковь. Главный престол в холодном храме был освящён в честь Преображения Господня, престолы в тёплой трапезной части – в честь Рождества Богородицы и во имя мучеников Флора и Лавра. В 1857 году в церкви произошёл пожар, но спустя непродолжительное время, богослужения в храме были возобновлены. По окончании восстановительных работ, прихожане приступили к строительству каменной колокольни, которая была достроена в 1874 году.

По сведениям в вышеупомянутом статистическом сборнике 1866 года, причт проживал в селении Якино, расположенным рядом с церковью. Там же находилась усадьба помещиков Панфиловых, Василия Николаевича и Александра Николаевича. В селе и десяти деревнях прихода (425 дворов) проживало 378 человек мужского пола и 430 – женского, из которых, 130 – государственные крестьяне и 650 – временно-обязанные. К церкви были приписаны три деревянные часовни. Одна в Шулме, в сосновой роще, рядом с усадьбой помещицы Кудрявой. Две другие в сельце Текутово и деревне Среднее.

Священниками Алексинского прихода после Григория Козмина, числились: Даниил Матфеев (1757-1785), Иван Никитин (1785-1808), Василий Трофимов (1810- после 1811), Кондратий Яковлев (1817- после 1823), Алексей Львович Нелазский (1825-1834), Василий Николаевич Бальзаминов (1863-1866), Дмитрий Иванович Туренский (1866-1869), Никанор Иванович Соловьев (1870-1872).

В 1873 году должность настоятеля Алексинской церкви значится вакантной. Богослужения в этот период совершал священник Михаило-Архангельской Елизарово-Раменской церкви Антон Яковлевич Венский. В конце XIX века настоятелями Алексинского Преображенского прихода были: Амфиан Кириллович Братолюбов (ранее 1876-1881), Алексей Кириллович Братолюбов (1881-1883), Александр Федорович Чужбойский (1883-1884), Василий Иванович Филадельфин (1884-1908). В Алексино Отец Василий был переведён из Ухтомьярской церкви в 1884 году. Во время его настоятельства в приходе была открыта церковно-приходская школа (1885 год). Позднее, в деревне Дора, была построена земская школа. В 1888 году был обновлён иконостас холодного Преображенского храма.

В 1889 году начался капитальный ремонт церкви. По указу Новгородской духовной консистории от 21 апреля «притчу и старосте Алексинской церкви Череповецкого уезда разрешено в нижней части их храма снаружи выбрать изопревший кирпич и заменить его новым, и затем сделать вокруг церкви для стока воды откос из дикого камня на средства прихожан». В 1895 году вокруг церкви и кладбища была возведена каменная ограда с железной крышей. Строительные работы по исправлению стен, начатые в 1900 году, постепенно переросли в строительство нового холодного пятиглавого храма, в котором планировалось разместить три престола. 18 сентября 1903 года были освящены главный Преображенский престол и Флоро-Лаврский придел, расположенный в северной части храма. Престол в честь Рождества Богородицы, который предполагалось устроить в южном приделе, так и не был освящён. Он так и остался в старой трапезной части церкви.

Отец Василий скончался 11 октября 1908 года. Должность настоятеля Алексинской церкви занял его сын – Павел Филадельфин. При отце Павле, в 1915 году были расписаны внутренние стены Преображенского храма. В том же году иконостас выкрасили розовой краской и украсили белой с позолотой резьбой.

В 1922 году приход включал 13 селений и насчитывал 2012 жителей. В 1923 году Алексинский приход перешёл в ведение Череповецкой обновленческой епархии. В 1930 году, под угрозой репрессий в адрес председателя Алексинской религиозной общины и в связи с повышением налогов и сборов на содержание храма, прихожане были вынуждены отказаться от Преображенской церкви. Но по причине того, что процедура закрытия Алексинского храма проходила с серьёзными нарушениями, богослужения в церкви были продолжены.

14 марта 1932 года Павел Филадельфин был переведён в Дементьевскую церковь Череповецкого уезда. Алексинский приход остался без настоятеля, богослужения в храме не совершались, и местные власти начали новую кампанию по ликвидации Преображенской церкви.

Официальное постановление о закрытии храма было принято 20 ноября 1933 года. В 1934 году начались работы по переоборудованию здания церкви под школу. Но из-за недостатка средств, храм был разобран на стройматериалы.

Трагично сложилась и судьба последнего настоятеля Алексинского прихода. Павел Васильевич Филадельфин был арестован 2 октября 1937 года. 21 октября того же года он был расстрелян в Ленинграде.
В настоящее время от разрушенной Алексинской Преображенской церкви осталась гора битого кирпича, поросшая деревьями.

М.Г. Мальцева «Край Сергия Шухтовского. Часть 2. Паломнический маршрут к преподобному Сергию Шухтовскому. История Алексинского прихода». - С-Петербург. Русская Фиваида. 2010 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.