Полагать можно, что приход основан задолго до настоящего времени. Есть в приходе место, где устное предание указывает на церковь, что может быть и вероятно, потому что и доныне под древней липой и елью стоить полуразрушившаяся часовня деревянная. Место это находится в расстоянии одной версты от церкви и при другом селении, следовательно, трудно судить о том, под настоящим ли именем первоначально основан приход, или под другим, так как и селение носит название иное.
Алексинский приход находится в лесистой местности, местами возвышенной, местами низменной, в немногих местах прерываемой небольшими болотами, так что каждое почти селение окружено лесом и не видно одно от другого, не смотря на недальнее между ними расстояние.
Жителям всех вообще селений прихода принадлежит земли 2000 десятин, под постройками и хозяйственными заведениями 30 десят., под огородами 10 десятин, под похотью 1200 десят., под сенокосом 500 десят., под выгонами 50 дес., под болотами 8 десят., под дорогами 20 десят., подо речками и ручьями, 18. дес. и под лесом 160 десятин. Земля имеет свойство глинистое с песком и в некоторых местностях прихода каменистая, что доказывают кучи камня, собранные на полях.
Леса, окружающие приходские селения, хвойные и лиственные и употребляются из лиственных большей частью на дрова, а из хвойных – для построек.
По землям, принадлежащим приходу, протекают две речки: с северной стороны Шулма и с южной Шухтовка, обе сплавные, на десятиверстном расстоянии и впадают в реку Андогу, на расстоянии от границы прихода верстах в 25 каждая. На речках строятся озерные и речные лодки из лесов частных владельцев, а также сплавляется лес россыпью, что большей частью производится с немалым затруднением, так как речки в обыкновенный свой уровень имеют ширины от 3 до 5 саж., протекают по дну каменистому, глубиной от 2 четвертей до аршина и бывают богаты водой на два или на три дня по весне.
Приход расположен на расстоянии 45 верст к югу от уездного города Череповца; от большой почтовой дороги, пролегающей от Череповца до Кириллова, находится в 30 верстах. Помимо приходских селений лежит проселочная дорога, ведущая от уездного города и из приходов: Шухободского, Чудского, Шухтовского и сел Андогских с некоторыми деревнями, в лежащие далее на север приходы Череповского и Белозерского уездов. Сообщение прихода со своим уездным городом удобное во всякое время.
В приходе состоит одно селение священно-церковнослужителей Якино, где также имеет свою усадьбу и помещик Панфилов, и десять деревень, в которых находится 425 дворов
На содержание причта каждогодно отпускается 150 рублей серебром. Церковь получает свечного дохода до 10 руб., кошелькового сбора рублей до 40, кружечного рублей до 30 и от продажи хлеба, холста, льна, жертвуемых прихожанами в церковь, рублей до 30 сер.
Каменных зданий в приходе одна церковь, а деревянных: часовен 3, домов 125, амбаров хлебных 120, овинов 110, сеновалов и мякинниц около 200, бань до 20, мельниц ветряных 7, водяных с плотинами 2; на реках Шулме и Шухтовке, мостов чрез сказанные речки два и один чрез ручей Дорской.
Некоторые из детей прихожан обучаются грамоте наемными учителями, умеющими читать и подписать кой-как свое имя, а иногда и местным причтом. Религиозная настроенность прихода не в упадке, но к церкви Божией не рачительны. О праздниках, в честь празднуемых святых, служат во всех домах молебны, и после принимаются за угощение гостей и посетителей. Верят в существование домовых, банников, подовинников, водяных, лесных, кикимор, киевских ведьм, веру в которых укореняют своими нелепыми рассказами глупые солдаты. Прибегают в крайних случаях к знахарям и знахаркам, например узнать о краже или вылечиться от болезни.
Ни мужчины, ни женщины, никаких особенных промыслов не знают, кроме земледелия и домашнего обихода. Летом крестьяне занимаются обработкой земли, а зимой, знающие плотничество, уходят в чужой край заработать деньгу, другие по той же части остаются дома, иные умеют только рубить и возить дрова и кой-как сплести для себя лапоть.
Есть в приходе охотники, но едва ли не пугающие только тетеревей, зайцев и белок, напасть на зверя весьма редко решаются. Каждый почти домохозяин имеет две избы, летнюю и зимнюю. Зимой везде почти впускают в избы скот для пойла и корма, от чего в избах бывает отвратительная нечистота и духота. За неимением бань, по какому-то предубеждению или лучше нерадению, парятся в печах. Многие думают, что грешно прививать младенцам оспу.
Источник: "Новгородский сборник" / под ред. Н. Богословского,1866 г., 5 вып.