Глубокий интерес представляет история наших приходов, но, к сожалению, некоторых из них она осталась неразработанной в изданном в 1873 году историко-статистическом описании Черниговской епархии. К числу таких приходов относится и Сытая Буда в Новозыбковском уезде.
Сыто-Будинский приход получил свое название от основателя села – казака Сытого, который первый построил шалаш, названный впоследствии будкою или будою Сытого. С размножением семейства Сытого и с присоединением к нему других насельников, соседей, образовалось впоследствии село, названное Сытой Будой. Так говорит приходская летопись, не указывая хотя бы приблизительно ни времени, когда это случилось, ни письменных актов, удостоверяющих справедливость предания.
Таким образом, начало исторической жизни села Сытой Буды точно неизвестно. Но на основании нижеприводимых актов можно с положительностью утверждать, что заселение места совершилось не позже XVII века, ибо в начале следующего XVIII столетия мы встречаем это поселение по актам уже с определенным названием и принадлежащим при этом к «парафии» соседнего села Кривца. Остается, значит, указать начало приходской жизни в Сытой Буде, определив точно время устройства там церкви. Об этом последнем обстоятельстве в приходской летописи говорится, что первоначальный Сытобудинский храм, по сказанию старожилов, был деревянный, во имя Вознесения Господня. Но как и кем он был построен, неизвестно, потому что он в незапамятное время сгорел со всеми письменными документами.
Предлагаемая архивная справка, составленная по одному из первых сохранившихся старых дел консистории, начала XVIII века, имеет целью восполнить и исправить означенное летописное сказание.
В марте месяце 1726 года прибыл в Чернигов из Сытой Буды проживавший там священник Василий Тарасевич и от имени своих верителей, жителей деревни, подал преосвященному Иродиону, епископу Черниговскому, следующее «донесение»: «В прошлом 1724-м году били челом Вашему преосвященству мы села Ситой Буди жители, просячи Вашего преосвященства о благословении вновь построити церковь в селе своем. Да в том же времени просили Вашего преосвященства о позволении, чтоб нам возможно было до церкви той меючой строитися принять в епархиального служителя отца Василия многие лета в нашем селе на вакансе жиючего, о котором не токмо мы, селяне, але и пан сотник наш тако ж и отец протопоп Стародубовский вносили Вашему преосвященству инстанцию чрез листи свои, якии и ныне зде обретаются. А по принятии вышереченного прошения нашего о строении церкви не весма отрекши сему, благоволили Ваше преосвященство нас, челобитчиков, обнадежити таким милосердием, что имели Ваше преосвященство в таком предложении доносить в Святейший Синод и оттуда на строение церкви искат позволения, и мы того доселе дожидались. Прето ныне уже за прибытием Вашего преосвященства с Москви паки в том же интерес бем вторично челом Вашему преосвященству, дабы было Ваше архипастырское благословение намеренную церковь вновь в селе своем построити и к той намеренной церкви принять в служителя епархиального помянутого отца Василия, который на вакансе несколько лет в том же селе живет. О сем бьют челом Вашему преосвященству вси купно Ситой Буди жители, а место их всех поп Василий Тарасевич руку приложив. По которого приношению писав сее доношение скрибнет канцелярии епископской Черниговской Герасим Домицкий».
На том «доношении» преосвященный Иродион тогда же положил следующую резолюцию: «Отцу протопопу позволяется, дабы заложить или послал кого, где меет быть церковь».
Замечательно то, что после такой резолюции, на обороте просьбы преосвященный сделал еще такую приписку: «В сей суплеце много канцелярия виновата, что знаючи неправое челобитие писали суплику». Ниже мы увидим, что писать такую просьбу для скрибента епископской канцелярии было по меньшей мере неудобно при тех условиях и обстоятельствах дела, какие несомненно были известны ему.
Во всяком случае, хотя челобитная отца Василия Тарасевича была и не совсем основательна, резолюция преосвященного была приведена в исполнение. Услужливая канцелярия было заготовила разрешительную на постройку архиерейскую грамоту, которая была подписана владыкой и выдана по принадлежности. Вот эта грамота: «Божией милостию православный епископ Черниговский и Новгородка Северска Иродион Жураковский. Пречестному отцу Феодору Подгурскому, протопопу Стародубовскому, объявляется: в прошлом 1724-м году протопопий Стародубской, села Сытой Буды жители подали нам доношение при инстанциальных Вашем и сотника Топалского письмах, о строении вновь церкви в означенном селе Сытой Буде, против которого их доношения писали мы в Святейший Синод просячи резолюций и получа словесный ответ в рассмотрение наше сие дело слагаючи. Теперь, по приняти повторного доношения от их, сытобудян, священником там же живущим, отцом Василием Тарасевичем, нам поданного, усмотревши не неприлично в оном селе, в котором до девятидесяти дворов по их же самых сытобудян объявлению и по Вашему свидетельству обретается, благословляем пречестности твоей в оное село удобного времени заехати или якого от себе действительного священника заслати и на приличном месте церковь, в коего оная церковь и в чье имя будет заложена, о том Вам рапортовать предлагаем и Божия в том деле благословения и пособия желаем. 1726 года, марта 11 дня. Звыше именованный епископ рукою».
Внизу грамоты имеется такая приписка: «Копия сего открытого листу в правительстве протопресвитерства Старод. оставлена».
Значит указ преосвященного Иродиона был получен на месте и само собой разумеется приведен в исполнение. А отсюда, естественно, вытекает также положение, что в марте 1726 года, или вообще в том году, была заложена и строилась первая церковь в селе Сытой Буде.
Утверждать, что церковь в Сытой Буде в 1726 году уже строилась, мы также имеем полное основание по данным того же дела. В нем есть интересный акт местного исследования, произведенного по поручению преосвященного Иродиона стародубскими священниками – соборной церкви Игнатием Стрыйковским и Успенской Павлом Козловским, совместно с священником Покровской церкви села Манюков Демьяном Самуйловичем. В акте читаем: «Прыпозвавши атамана, ктитора и прочих жителей з товарищи, так же и попа Ивана пред себе, допросили оных со обовязком совести их о всем, и что нам показали, сие мы по самой истине, что очима нашими видели, все реестровые зде выписали.
1. Показали нам первее изрядное место, где б церкви быти, обширное на цминтарь, на приличном пагорку и посреде самого села, где всем селянам ходити во церковь угодно и неподалеку будет.
2. Там же на цмынтаре видели приуготовленного дерева оправленного, брусся соснового з дубовыми лежачего, и наличили мы оного брусся 248 брусов, там же подалече чрез улыцу 28 неоправних. И всех брусов 276. Да еще ж круглых толстых дерев 80 и всего того дерева на церковь готового стало 356. Да там же около дворов и поскиданное дерево лежит и еще поведали будляне, что их в пущи выготованное залежало много за мятежом их. Мятеж (спор) у строителей произошел из-за места под церковь. По настоянию священника Тарасевича постройка сперва начата была, вопреки желанию селян, на избранном им месте. Там положили 13 брусов и только. А сие оправленное на цмынтаре бруссе уже зверху от дождей посинело.
3. По теслю именно Юрыя Каземерова с товарищи писылали в село Замышов, который прибувши до нас под совестним обовязком созналися пред нами, что де мы оное дерево през тижне чтиры, осем нас человеков соправляли, а змовились мы были тилько единую церковь зробити, кроме опасання, за сто золотых, а харчь особливе вимовная была нам. И там же на умове взялисмо золотих пятдесят и харч мало не всю. А когда де нам отказали от работи, то мы еще две недели ваковали и тосюж харчю харчивалися и деньгами. К тому еще и сел хотели мы позивати, что они за мятежом своим (и иншой работи нас отволокиши великой), летовища нас избавали, мусели нам харч и деньги заборние уступити. Мы осмотрщики видели сих теслюв, там же на цмынтарю в имбаре обиталище их, и поварню куренную. Когда были на работе, там неисходно жили».
Далее в акте подробно перечисляются богослужебные книги, сосуды церковные и вся «аппарата», заблаговременно приготовленные жителями Сытой Буды для своей будущей церкви. В числе книг упоминаются два Евангелия, из которых одно печатное, а другое писанное «великое характером уставним изрядным». В числе сосудов записаны два креста, один с сосудцами, «что до хорых попу ходити», другой напрестольный деревянный. Заготовлены были даже и облачения для священника, престольные воздухи и покровцы. Стихарей для священника (подризников) было два, оба полотняные, то есть из простого крестьянского холста, и один был вышит шелком, а другой просто «зополотчию» (в малороссийском вкусе). По описи в «аппарате» наблюдается даже некоторая роскошь, например, «аеры вси три новые злотоглавние».
Таким образом, пока шла переписка о разрешении строить церковь, жители Сытой Буды, руководимые отцом Василием Тарасевичем, почти окончательно приготовились не только к самой постройке, которая втихомолку и производилась, но и к самому богослужению.
Средств на постройку, очевидно, было достаточно. Об этом ревизоры писали в акте: «Грошей показовали нам в поготовности золотих за сто, а больше поведают, в позику де роздали людям для прибыли церковной».
Вообще, жители Сытой Буды чрезвычайно радели о скорейшей постройке у себя церкви и, если бы не случился у них злосчастный «мятеж» из-за места под церковь, то, наверное, они постарались бы устоять в своем условии с плотниками, и церковь была бы готова еще в 1725 году.
Прибавления к Черниговским епархиальным известиям (часть неофициальная) от 15 октября 1904 года, № 20, стр. 707-713
Окончание следует