История собора и даже благочиния в целом неразрывно связана с погостом на реке Вырке. С одной стороны, наш кафедральный Богородицерождественский собор унаследовал свое посвящение от, по крайней мере, трёх сменявших друг друга Богородицерождественских выркинских храмов, с другой – вплоть до шестидесятых годов XIX века деревня Зуево входила в Выркинский приход, и все метрические записи по Зуевским жителям вели настоятели выркинской церкви. Кроме того, последний деревянный выркинский храм был перенесен в Дубровку, и стал приходским для Дубровских и зуевских крестьян до той поры, пока в означенных деревнях не были возведены каменные трехпрестольные храмы. Документальной опорой для данного исследования, в основном, послужили документы Центрального Исторического Архива Москвы (далее сокращенно ЦИАМ). Остается еще только добавить, что, поскольку топоним «Выркинский погост», к сожалению, почти совсем вышел из современного употребления, сегодня он равнозначен деревне Нестерово.
По имеющимся сведениям, выркинские церкви постоянно освящались в честь празнества Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому первым же маленьким открытием в ЦИАМе стал документ, подтверждающий, что действовавшая на погосте до 1849 года деревянная церковь была вовсе не Крестовоздвиженской, как это принято считать, а по-прежнему Богородицерождественской – «Ведомость №31 Богородской округи Радонежской десятины церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки, священником Николаем Никифоровым с причтом сего 1824 года учиненная обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Таин причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался. Подана сентября 30 дня 1824 года. (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1031). Другой документ тех же лет свидетельствует о том же: «Ведомость Богородской округи Радонежской десятины церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки, священником Михаилом Никифоровым с причетники учиненная, сколько в приходе нашем 1827 году с января первого числа обоего пола родилось…» (ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 178, л. 15-А). Исповедные росписи за 1835 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1259) и за 1845 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1481) также показывают, что освящение не было в память Воздвижения Креста. Поэтому вопрос о том – был ли крестовоздвиженским какой-либо придел церкви, или посвящение было изменено уже на месте, в Дубровке – остается открытым (причем еще надо учесть, что в консисторском указе новая каменная Дубровская церковь также не именуется Крестовоздвиженской, но Свято-Троицкой с приделами Александра Невского и Марии Магдалины (ЦИАМ, ф. 203, оп. 446, д. 14). Очевидно лишь то, что на Выркинском погосте испокон веков строились церкви Рождества Богородицы.
Ещё следует признать, что ввиду разорения церковных архивов после революции, нам зачастую неизвестно не только прошлое храмов нашей земли, но неизвестны также и служившие в них священники и причетники. В лучшем случае известны священнослужители XX века – но кто же был на их месте ранее? Чудом сохранившиеся метрические ведомости Богородицерождественской выркинской церкви за 1826-1836 гг – (ЦИАМ, ф. 2127, дд 178-179) позволяют определить имена и состав причта данной церкви за это десятилетие.
Итак, вот, кто радел о душах зуевцев в начале царствования Николая Первого:
1. Священник Николай Никифоров. Неизвестно, с какого года он служил в Выркинской церкви; самый ранний обнаруженный мною документ за его подписью датируется 1824 годом. Дата его смерти или ухода за штат определяется приблизительно следующими годами: его последняя найденная запись датируется 1845 годом, а постройку каменной Богородицерождественской церкви уже связывают с именем о. Василия Стрельцова. В 1834 году (или в конце 1833) Михаил Никифоров принимает фамилию Сокольский, которой и заверяет все документы последующих лет. Интересен тип записи, которой священник завершал метрику на каждого родившегося: «Молитвословил, имя нарек и крещение совершил священник Михаил Никифоров Сокольский».
2. Диакон Стефан Стефанов.
3. Дьячки: Михаил Никифоров (упомянут в 1830 г.), Михаил Капитонов (упомянут в 1827-1835гг.).
4. Пономари: Герасим Петров (1827-1833), Николай Григорьев (упомянут в 1835 году).
В 1849 г. радением нового священника Василия Стрельцова на выркинскрм погосте возводится ныне существующий каменный Богородицерождественский храм с приделами Св. Николая Чудотворца и Обретения главы Св. Иоанна Предтечи (что, опять же, ставит под сомнение существование Крестовоздвиженского придела в старой деревянной церкви, проданной затем в Дубровку, а еще впоследствии времени - в Кабаново; кроме того, некоторые источники утверждают, что Иоанновский придел был освящен в память Усекновения головы Иоанна Предтечи: этот вопрос, к сожалению, также пока остается открытым). Именно в этот период Дубровка и Зуево образовывают самостоятельный приход. Копия самого старого документа, подписанного новым священником и хранящаяся в архиве автора, датируется 1865 годом. О построенном им храме имеются следующие интересные свидетельства. Автором проекта называют П. А. Елецкого. Десятипудовый язык для нового колокола на новую же колокольню в одиночку занес по лестнице крестьянин деревни Федорово Федор Иванович Ванцинов – богатырь по прозванию «Наковальня».
Плохо сохранившиеся метрические книги 1870-х годов позволяют восстановить штат данной церкви за этот период:
1. Священник Василий Стрельцов. Самая поздняя из обнаруженных его записей датируется 1878 годом.
2. Диакон Тимофей Смирнов.
3. Исполняющий должность псаломщика Евгений Никольский (упоминается с 1874 года – это наиболее ранняя запись о его служении: именно он станет отцом прославленного в сонме новомучеников священника Василия Никольского, благочинного, настоятеля Богородицерождественского Зуевского собора).
4. Пономарь Василий Нечаев.
Метрические книги 1880-1890-го гг. фиксируют следующие изменения в составе причта. Запись на 1880 год заверяет уже не Василий, а Рафаил Стрельцов. Совершенно другой почерк свидетельствует, что это не иеромонашеское имя отца Василия, но совершенно иной человек, установить родство которого по отношению к отцу Василию, не удалось. В 1886 году Никольский уже числится, как полноправный псаломщик; в том же году переводится в псаломщики и Нечаев. В 1887 г. подпись отца Рафаила встречается в последний раз: его сменяет, по-видимому, молодой священник Сергий Румянцев, который и служит в этом храме до начала 1930-х годов. Последним выркинским настоятелем перед закрытием храма в 1937 году стал священномученик Иоанн Тарасов (1867-1937). Служил отец Иоанн недолго – с августа 1937 г. по 26 октября того же года. Расстрелян в Бутово 8 декабря 1937 года; прославлен в сонме Орехово-Зуевских священномучеников в 2004 году. Храм был вновь открыт для верующих вскоре после победы в Великой Отечественной войне. Церковный Архив хранится в ЦИАМе (ф. 203, оп. 780 – консисторские копии метрических книг 1870-1917 гг, ф. 203, оп. 747 – исповедные ведомости конца XIX в. – 1865 гг, ф. 2127 – подлинные (церковные) экземпляры метрических книг 1826-1836 гг).
Е.В. Старшов, пресс-секретарь Орехово-Зуевского благочиния, Источник: сайт 2006-2010 Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви