ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Часовня Спаса Нерукотворного Образа.


Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Часовня Спаса Нерукотворного Образа
Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки:1667.
Адрес:
Иркутская область, Нижнеилимский район, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища)

Координаты: 56.764114, 103.79354 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Часовня Спаса Нерукотворного Образа, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1 января 1940
Часовня Спаса Нерукотворного Образа, Спасская проезжая башня в Илимском остроге, построенная ещё при Царе Алексие Михайловиче Тишайшем, 1914 г .<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Спасская проезжая башня в Илимском остроге, построенная ещё при Царе Алексие Михайловиче Тишайшем, 1914 г .
Елена Григорьева
1 июня 1914
Часовня Спаса Нерукотворного Образа, http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_8021/viewer/<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_8021/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1914
Часовня Спаса Нерукотворного Образа, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
0 месяца 1838
Часовня Спаса Нерукотворного Образа, Вид на Спасскую башню Илимского острога на историческом месте (до переноса её в музей Тальцы.) Вдали Казанская церковь. В настоящее время - акватория Усть-Илимского водохранилища. (Со сайта http:rai77.ru/topic88.html)<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Вид на Спасскую башню Илимского острога на историческом месте (до переноса её в музей Тальцы.) Вдали Казанская церковь. В настоящее время - акватория Усть-Илимского водохранилища. (Со сайта http:rai77.ru/topic88.html)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
??
Часовня Спаса Нерукотворного Образа, http://and110.ucoz.ru/arx/04/sam.html Альбом «Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии» И.И. Серебренников, Иркутск, 1915 г. (Илимская Казанская церковь и Спасская башня XVII в.) <br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
http://and110.ucoz.ru/arx/04/sam.html Альбом «Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии» И.И. Серебренников, Иркутск, 1915 г. (Илимская Казанская церковь и Спасская башня XVII в.)
Т.
??
Часовня Спаса Нерукотворного Образа, http://and110.ucoz.ru/arx/04/sam.html Альбом «Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии» И.И. Серебренников, Иркутск, 1915 г. (Илимская Казанская церковь и Спасская башня XVII в.) <br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
http://and110.ucoz.ru/arx/04/sam.html Альбом «Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии» И.И. Серебренников, Иркутск, 1915 г. (Илимская Казанская церковь и Спасская башня XVII в.)
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 января 2014

В 1703 году была выполнена подробная опись «Илимскому го­родовому и всякому строению», в которой впервые описывается и Спасская башня: «Вначале Илимской острог, едучи из Енисей­ска с низу Илима реки. С приезду в острог Спасская проезжая башня — построена среди острожные стены — четыре сажени без аршина, другие стены — полу четыре сажени; до обламов 30 рядов, да обламов 8 рядов, рублена в лапу под скобель, вершена шатром с вышкою, крыта тесом, вышина башне до орла 8 саже­ней печатных. Снаружи за острогом часовня — у той башни на свесе, часовня вершена бочкою, а на верх бочки маковица с кре­стом, опаяно белым железом, а бочка и маковица обита лемехом. В часовне в киоте образ нерукотворного Господа нашего Иисуса Христа. На киоте написаны дванадесятые празники. Сверху кио­та во главе — образ Знамения пресвятые Богородицы. Да на ча­совне в бочке написано отечество. Да в остроге у той же башни другая часовня на свесе, крыта на обе стороны. В часовне образ Пресвятой Богородицы Одигитрией. Ход в часовню из острогу по лестнице. В башне ворота брусяные, створные, с калиткою» (24, с. 50).

Спасская башня была срублена «в лапу», то есть без выступающих по отношению к наружной плоскости стены концов бревен. Такая рубка башен делалась стой целью, чтобы углы были совершенно гладки и неудобны для влезания неприятеля во время приступа. В верхней части башни имелась выступающая, нависающая над стенами башни часть (облам), имевшая оборонительное назначение. Стенки облама поставлены на выпущенные наружу концы верхних бревен основного сруба так, что между стенками облама и стенами башни образовались щелеобразные «навесные» бойницы шириною до полуаршина. Через эти бойницы защитники острога могли поражать врага, подошедшего вплотную к стене: стрелять в него, лить кипяток, бросать камни и т. п.

Кроме того, конструкция Спасской башни включала в себя надвратные выступы снаружи и изнутри острожной стены в виде крытых балконов, так называемые часовни «на свесе» (т. е. на весу). На Руси издавна существовала традиция над монастырскими и крепостными воротами помещать иконы. Существует множество тому примеров, начиная со Спасских ворот Московского Кремля. Была такая икона — образ Спаса Нерукотворного — и на Спас­ской проезжей башне Илимского острога, отчего и пошло ее название. Однако помимо религиозного назначения «часовни на свесе» имели, без сомнения, и оборонительное значение в случае осады острога.

Спасская башня была покрыта шатровой крышей с устроенной на ней дозорной вышкой, предназначенной для наблюдения за приближающимся неприятелем. Дозорную вышку венчал сделанный из дерева двуглавый орел с распростертыми крыльями. Высота Спасской башни, самой высокой из всех в Илимском остроге, составляла «до орла» 18 метров. Установленная снизу по течению Илима (с запада от острога), Спасская башня служила главными, парадными, воротами со стороны Енисейска.

Источник информации: сайт "Прибайкалье. Города и районы."


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 ноября 2022

История становления православия на Иркутской земле уходит в не слишком отдаленное прошлое и насчитывает чуть более 350 лет. Территория Иркутской области начала осваиваться русскими людьми с 1620-х г.г., и первые православные церкви появились здесь после закрепления отвоеванных земель возведением в 1630-е г.г. острогов: Илимского, Братского, Тутурского и позже - Верхоленского, Киренского, Балаганского, Иркутского и других.

В ХVII в. территория современной Иркутской области входила в состав Сибирской епархии, учрежденной в 1620 г. и с 1668 г. именуемой Тобольской митрополией. Митрополия подразделялась на Тобольский, Верхотурский и Енисейский разряды, которые разбивались на десятины и заказы. В Восточной Сибири были образованы огромные по пространству десятины - Илимская, Якутская и Даурская.

В 1727 г. учреждена самостоятельная Иркутская епархия. Синоидальный указ об ее образовании утвержден императрицей Екатериной 15 января 1727 г. Первым иркутским епископом стал Иннокентий Кульчитский, впоследствии канонизированный православной церковью. В 1731 г. на территории Иркутской епархии находилось 73 церкви, шесть мужских монастырей и один женский. Епархия стала самой крупной в Российской империи. Дальнейшее расширение территории Иркутской епархии произошло в 1797 г., когда в ее состав вошли Аляска и Алеутские острова. Всего в это время в ней находилось 182 церкви. В 1824 г. к епархии причислили территорию Енисейской губернии.

В настоящее время территория Иркутской епархии совпадает с границами Иркутской области и примерно равна территории епархии начала 20 века. Со второй трети 19 в. территория епархии постепенно уменьшалась. Была выведена из ее состава Енисейская губерния, затем вышли Охотск и Камчатка, российско-американские колонии и Якутская область.

Основной притягательной силой для освоения Сибири было наличие богатых промыслов. Продажа пушнины за границу давала Московскому государству большие денежные средства. Ежегодно Москва получала 80-100 тысяч рублей «соболиной казны», что составляло восьмую часть всего окладного бюджета Московского государства. Главные особенности освоения Сибирской земли связаны с богатствами и суровыми климатическими условиями Сибири. Короткий летний период не позволял промысловикам из европейской части России за один сезон возвращаться домой, и они устраивали опорные пункты, в которых зимовали и занимались сбором ясака с аборигенов. Эти опорные пункты в виде острогов и зимовий закрепляли границы новых районов Российского государства. Остроги ставились в основном у рек, которые являлись как бы каркасом первоначального расселения русских. В 1630 г. был поставлен Илимский острог, в 1631 г. - Братский, в 1632 - Тутурский, в 1641 - Верхоленский, в 1649 - Удинский, в 1654 - Балаганский, в 1661 - Иркутский остроги.

Сказание о земле илимской начинается с иконы-хоругви Спаса Нерукотворного. Это самая древняя реликвия Восточной Сибири. С ней первые поселенцы вступили на илимскую землю.

Русские казаки впервые вышли на р. Илим летом 1627 г. В 1630 г. казачий атаман Иван Галкин открыл удобный сухопутный путь из бассейна р. Ангары на р. Лену, ставший впоследствии главной артерией переправки грузов на север и получивший название «Ленский волок». В этом же году, в месте, откуда начинался Ленский волок на берегу р. Илим, Галкин построил зимовье, которое из-за его важного местоположения вскоре превратилось в острог. С 1649 г. острог стал центром самостоятельного Илимского воеводства; представлял собой в это время укрепление общей длиной 119, 5 саженей (258 м) с двумя башнями - проезжей и глухой.

Тимофей Шушерин, ставший первым воеводой Илимска, оставил нам и первое описание острога, сделанное им в 1649 г. В стенах, поставленных тыном, были срублены две башни - проезжая и глухая, а внутри крепости - Спасская церковь, воеводский двор, таможня, съезжая изба, хлебные, соляные и соболиные амбары, тюрьма, аманатская изба и ряд других построек.

В 1666 г. весь Илимский острог сгорел, и год спустя воевода Оничков заложил его вновь на другом более удобном месте, отстоящем на 655 саженей (1414 м) от старого. Новый острог с бревенчатым тылом имел длину 319 саженей (689м) с восемью башнями, из них три были проезжими. Они были поставлены между пряслами острожных стен: с западной стороны при въезде по дороге из Енисейска - Спасская; с южной, обращенная к р.Илиму, - Знаменская (Богоявленская);, с восточной, по направлению к месту старого острога, - Введенская (по другим источникам Никольская) Все три башни имели во втором ярусе надвратные часовни «на свесе» - в виде небольших консольных закрытых объемов.

Это была первая постройка нового Илимского острога. Ее заложили 21 июля 1667 г. Более трехсот лет она простояла на своем месте и практически не ремонтировалась. К началу ХХ в. стены ее были еще очень прочны, но крыши и навесные часовни обветшали. В 1925 г. Иркутский губисполком объявил остатки Илимского острога памятниками старины и передал их в ведение Иркутского государственного областного научного музея. С 1948 г. Спасская башня, согласно постановлению СМ РСФСР, охраняется государством как памятник архитектуры. В 1970-е г.г. башня была перенесена в музей под открытым небом «Тальцы» и восстановлена.

Это квадратный сруб из 30 венцов сосновых бревен диаметром 20-25 см. По периметру башни, на выпусках двух верхних венцов основного сруба, устроен аблам из 8 венцов. Четырехскатную кровлю сруба завершает смотровая вышка под колпаком. С западной стороны — навесная часовня, на помочах, выпущенных из перекрытия. Часовня завершается бочкой, покрытой лемехом с тесовыми полицами. Над бочкой луковичная главка на тонкой шейке, главка и шейка покрыты лемехом. С восточной стороны башни устроено новое навесное крыльцо. Внутри башня разделяется на три яруса сплошными бревенчатыми накатами, каждый на трех матицах. Между ярусами крутые внутренние лестницы. Второй этаж освещается двумя небольшими косящатыми окнами. В стенах, рубленных в лапу, сделаны бойницы. Конструктивная основа шатра - бревенчатый сруб «костром». Общие размеры постройки в плане 7,8х7,2 м.

Создание острогов потребовало, в частности, обеспечивать служивых людей продуктами питания, следствием этого стало возникновение крестьянских поселений. В это время значительно падает роль пушного промысла, так как почти истреблен соболь, а в основном добывается менее ценная пушнина. По данным Илимского воеводства, через Илимский волок в 1658 г. перевезено 20 000 соболей, а в 1701 г. только 88 штук. В ХVII в. Илимский острог стал центром сельскохозяйственного района, поскольку основные пашенные деревни расположились по реке Илиму. Спафарий, путешествующий по р. Илим в 1675 г., в своем дневнике отметил 13 деревень или заимок на отрезке 80 км.

Православие на Илиме. г. Железногорск-Илимский, http://www.pravilim.zachalo.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.