ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Грунь. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевская церковь


Грунь. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:не позже 1782.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Сумской район, с. Грунь

Координаты: 50.706493, 34.263269 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Грунь или в Грунь, выходить на остановке "Грунь"



Церковь Николая Чудотворца, Интерьер центра. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Грунь, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер центра. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Николая Чудотворца, Царские врата. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Источник: С.А. Таранушенко «Иконостасы Слободской Украины». Адрес хранения: Частный музей городской усадьбы, г. Харьков <br>, Грунь, Сумской район, Украина, Сумская область
Царские врата. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Источник: С.А. Таранушенко «Иконостасы Слободской Украины». Адрес хранения: Частный музей городской усадьбы, г. Харьков
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Грунь, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Грунь, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Грунь, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 декабря 2022

С. Груня, Николаевская церк. постр. в 1782 г. старан. бригадира Коробовского; деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 175 в. От ближ. почт. станц. в г. Лебедине в 20 в.

Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 33 дес. Прихож. м. п. 965, ж. п. 993. Причта по штату полож.: свящ. и псалом. Жалов. свящ. 105 р. 84 к. и псалом. 29 р. Помещ. для свящ. и псалом. церк. Шк. грам. и зем. народ. учил. Приход. попечит. нет. Хут. Катериновка в 3 в.

Свящ. Григорий Любинский 41 г. Из 4 кл. дух. семин. Псалом. с 1883 г., диак. с 1885 г., свящ. с 1894 г. Послед. нагр. набедр. в 1901 г. И. д. псалом. Николай Кораблев 23 л. Оконч. курс в народ. учил. Псалом. и на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. Марк Муха с 1900 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 октября 2023

Церковь построена в 1782 г. Эту дату постройки отмечают также «Описания» церковного имущества. В 1864 г. была достроена современная колокольня и репарована (восстановлена) сама церковь. Тогда же, надо думать, Бабинец перекрыли внутри деревянным «коробом» из колотых толстых пластин, а снаружи – двуспадистой крышей. Верх же, ранее перекрывавший Бабинец, перенесли на достроенную колокольню. Таким образом, церковь осталась снаружи трехверхой. По свидетельствам местных старожилов, в 1889 г. строение подвесили, подвели кирпичный подмурок (фундамент) и заменили старый деревянный потрохший (трухлявый) стержень, на который был насажен железный кованый крест, на новый. Церковь заложена на дубовых устоях. Нижний венец сруба стен также дубовый; выше - сосновые (колотые) пластины толщиной в 16 см.

По типу плана (центр – квадрат с отсеченными углами, алтарь – квадрат с отсеченными внешними углами, Бабинец – квадрат) церковь Николая в Груне относится к распространенной на Левобережье группе памятников (четырехугольник – восьмигранник – шестигранник). Сюда относятся деревянные трехверхие цервы Юрия в Артюховке, Рождества Богородицы в Николаевке, Рождества Богородицы в Хмелеве, Николая в Городище, покрова в Синявке, Воздвижения в Хорошем озере, Преображения в Междуречье; деревянные одноверхи: покрова в Новгороде-Северском, Юрия в Седневе, Николая в новых Мельницах, Трехсвятская в Галиции и другие, а также ряд каменных памятников: церковь Рождества в Стародубе, Николая в Глухове, Троицкий собор в Ахтырском монастыре, церковь в Змиевском монастыре, домовая церковь Черниговского коллегиума.

Внешне здание поражает подчеркнуто проявленной динамикой архитектурных масс, порыванием их вверх. Резкое облегчение масс восьмериков по сравнению с массами корпуса стен, четко обнаруженный наклон внутрь каждой грани всех компонентов здания, крутые заломы, вертикальная обшивка – все это придает зданию стройности, подчеркивает бурное устремление масс вверх. В композиции четко выявлено расчленение масс здания на три участка, а также членение на компоненты каждого участка (алтаря, Бабинца).

Ещё более явственно проявляют стремление вызвать у зрителя чувство порывания вверх архитектурные формы внутри здания. Архитектурное лицо Бабинца внутри утратило первоначальный вид потому, что теперь вместо залома и фонаря над стенами его возвышается деревянный коробовый свод. О первоначальном виде оформления пространства Бабинца можно составить представление на основании архитектурных форм алтаря.

В пределах сруба стен алтарь производит впечатление помещения спокойных пропорций. Довольно высокий залом, энергично сузив пространство, переходит в стройный, но без подчеркнутого напряжения, восьмерик-фонарь. Освещают алтарь два окна (на юг и на север) фонаря и два довольно низко прорезанных окна в юго-восточной и северо-восточной гранях сруба стен. Таким образом, ярко освещено только восьмерик; меньше света приходится на нижнюю половину сруба стен, верх же сруба и залом, освещенные рефлексами, утопающими в полумраке. Поэтому высота алтаря не воспринимается. Верх сруба стен алтаря обходит пояс резных ригелей (перед западной стеной ригеля нет). Разные участки ригелей освещены не одинаково: одни сверху, вторые спереди, третьи – еле заметны в сумерках. Это затрудняет четкое восприятие зрителем пространства.

Бабинец от центра отделяют довольно широкие заплечики (в алтаре заплечики значительно короче). В западной грани сруба центрального участка прорезаны два просвета – больший внизу, меньший - над первым. Через эти просветы зритель, переступив порог Бабинца, сразу "втягивается" в пространство центрального участка. Через нижний просвет он видит нижнюю половину иконостаса, а через верхний – Восточную грань первого восьмерика.

Просторное (почти вчетверо больше площади Бабинца) помещение центра поражает ярким освещением, «вытянутостью», напряженным устремлением форм вверх. Стены сруба центрального участка на треть выше сруба Бабинца, а значительный наклон их внутрь усиливает их иллюзорную высоту. Сруб стен центра вверху на 50 см короче длины плана, следовательно, на каждом 1 м высоты сруб сокращался на 7 см. Наклоненные (45°) грани первого залома переводят пространство участка в стройный на вид, с заметным наклоном стенок внутрь первый восьмерик. Грани второго залома, преломленные стремительнее (53-55°), чем в первом заломе. Центральный участок иллюзорно производит впечатление помещения, значительно выше действительной высоты (15 м).

Заметную роль в создании иллюзорной высоты играют ригели. Первый (нижний) ряд ригелей связывает сплошным венком верхом всех граней сруба стен, отграничивая сруб стен от верха. Ригели четкой резьбой придают срубу стен солидности.

В первом восьмерике заложено только четыре ригеля, вяжущие грани, ориентированные по сторонам света. Они, в отличие от нижних, выглядят как хрупкая мережка, не отграничивающая одну часть верха от второй, а только помогающая восприятию перспективы.

Исходный размер в построении плана - ширина центрального участка. План центрального участка-квадрат со срезанными углами. Южная и Северная грани равны 1/2 диагонали, а восточная и западная – 3/4 стороны квадрата. Бабинец в плане - квадрат; его длина вместе с 1/2 длины центра равны диагонали западной половины центрального квадрата.

Алтарь в плане - квадрат со срезанными внешними углами. У алтаря и Бабинца ширина одинакова, а внутренняя длина Бабинца дает длину алтаря вместе с толщиной восточной грани, или длина алтаря равна апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной полной ширине плана алтаря. Высота сруба стен алтаря определяется длиной его плана.

Высота залома и сруба стен вместе равна полусуме длины плана алтаря и центра. У алтарного восьмерика-фонаря длина равна высоте первого залома. Высота фонаря равна его длине, высота верха алтаря – длине южной грани алтаря, внутренняя высота алтаря – длине плана центра. В бабинке высота сруба стен равна длине плана его, как и в алтаре.

Высота сруба стен центрального участка равна апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной полной ширине плана участка, или полной диагонали плана Бабинца.

Высота первого залома и сруба стен вместе равна полной длине плана центра. У восьмерика длина равна длине плана алтаря, ширина равна ширине сруба стен алтаря (вверху). Высота восьмерика и первого залома вместе составляют 1/2 полной длины сруба стен центра (вверху). Во втором заломе грани преломлено круче, чем в первом (55-51°).

Высота центрального верха без фонаря равна расстоянию между южным концом западной грани и северным концом восточной грани плана центра, разделенному пополам. Высота центрального верха равна высоте сруба стен центра. Внутренняя высота центрального участка намного меньше длины плана здания (равна удвоенной диагонали плана Бабинца).

Окна в срубах стен алтаря и Бабинца заложены на высоте, равной 1/3 длины плана алтаря или Бабинца. Окна в восьмерике-фонари алтаря заложены на высоте, равной диагонали четырехгранника, вписанного в план алтаря. Окна в срубах стен центрального участка заложены на высоте, равной 1/2 диагонали плана Бабинца. Окна в восьмерике центрального верха заложены на высоте, равной 1/2 длины плана здания, а над верхним венцом сруба стен – на высоте, равной 1/4 диагонали плана Бабинца. Окна в фонаре центрального участка заложены над верхним венцом сруба восьмерика на высоте 1/2 длины восьмерика (вверху).

Верх нижнего просвета в западной грани центрального участка лежит на высоте, равной половине диагонали южной половины плана алтаря, а верх второго меньшего просвета – на высоте, равной длине плана Бабинца.

Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.