Первые поселенцы образовали в Лебедине приход и построили Успенскую церковь. Вскоре население выросло и была построена вторая церковь Рождества.
В 1808 г. церковь Рождества перенесли на кладбище и переименовали в Мироносицкую. Можно думать, что построена церковь Рождества в начале ХVIII в., а может, и во второй половине ХVII в., потому что приход её расположен был в центре города, близ Успенской соборной и после закрытия прихожан церкви Рождества приписали к ближайшей соборной церкви. А это свидетельствует о том, что приход церкви Рождества образовался вскоре после начала заселения города.
В 1838 г. лебединский уездный землемер Костя Слюсаревский вычеркнул (начертил) «План и фасад кладбищенской Мироносицкой церкви снятый с натуры» и тогда же выполнил проект «Плана и фасада предполагаемой к перестройке Мироносицкой церкви». Этот проект в июне того же года был утвержден Харьковским губернским строительным комитетом. Оба вышеупомянутых чертежа в 1913 г. висели на стене в церкви и тогда же были нами запечатлены.
План церкви Рождества, перенесенной на могилки, был крестовый, состоял из центрального четырёхугольника и четырех шестигранных рукавов, более узких и короче центра. Сруб стен четверика центрального участка, как показывает Фасад Слюсаревского, был лишь немного выше ширины его. Он переходил в широкий невысокий первый восьмерик, прорезанный 8 окнами. Над ним возвышался также невысокий, но значительно уменьшенный по сравнению с первым, второй восьмерик. Завершался снаружи центральный участок выпуклой с перехватом главкой, глухим фонариком и, наконец, яблоком с крестом на нём. Рукава были перекрыты пятигранными крышами; южный и северный – с «дымничками», а притвор и алтарь имели по маленькому восьмеричку и, как центральный участок, завершались фонарем с яблоком и крестом. Верхи алтаря и притвора слабо развиты и достигали лишь половины высоты верха центрального участка, в общей композиции строения они занимали вспомогательное и подчиненное место. Насколько точно К. Слюсаревский передал в своем чертеже формы и пропорции бывшей церкви Рождества, судить сложно. В проекте перестройки он оставил совершенно ненарушенным как план строения, так и его массы, формы, соотношения частей. Изменения ограничились тем, что верхи алтаря и притвора сняты, а их крышам придана «обтекаемая» форма.
Сравнивая современный вид церкви с проектом перестройки К. Слюсаревского, убеждаемся, во-первых, в том, что перестройка проведена в соответствии с проектом, за исключением завершения, в котором отброшена выпукла с перехватом главка и над вторым восьмериком сразу же возвышается глухой фонарь с яблоком и крестом, а перестройка ограничилась заменой старых верхов и крыш алтаря и притвора верхами и крышами новой формы. Во-вторых, К. Слюсаревский, как обычно практиковалось в те времена (да и не только в те времена), план измерил, а высоты брал с натуры «на глаз», и поэтому строение на его проекте выглядит выше и стройнее (чем есть в действительности).
Мы не могли обмерить Мироносицкую церковь целиком, пришлось ограничиться схематическим обмером только плана. Он состоит из центрального, довольно сильно деформированного «четырехугольника» и 4 более узких и более коротких центра шестигранных рукавов, тоже далеких от геометрической правильности. Однако установку компоновки плана прочесть легко.
Центр задуман как прямоугольник, вытянутый в направлении юг - север; его длина – апофема равностороннего треугольника со стороной = ширине этого прямоугольника. Алтарь и притвор – шестиугольники; их длина равна 1/2 диагонали центрального четырехугольника, а ширина = полусуммы длины притвора и центра. Южный и северный рукава длину имеют такую же, как притвор ширину (то есть – 1/2 диагонали центра), а ширина этих рукавов равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине рукава.
Мироносицкую (бывшую Рождества) церковь строил, можно полагать, местный лебединский мастер. Во второй половине ХVIII ст. в Лебедине была построена церковь Николая, схожая с Мироносицкой (подробнее об этом ниже).
Обращает на себя внимание, что тип плана Мироносицкой церкви представлен на Левобережье очень малым количеством памятников. Между тем, зародился он давно. План Покровской церкви в Сутковцах на Подолье, построенной в ХV в., Лебединской Мироносицкой – безусловно, побеги одного корня. Сутковецкая церковь встроена из камня, однако воспроизводит принципы и даже размеры древесного прототипа. В обоих названных достопримечательностях план состоит из центрального участка – прямоугольника, близкого к квадрату, и 4 уже центра рукавов. В сутковецкой и Мироносицкой церкви сходство идет дальше: их центр – прямоугольник, у которого стороны – сторона и апофема равностороннего треугольника. Ширина рукавов в Сутковецкой и Мироносицкой церкви равна 1/2 диагонали центра.
Итак, ряд пропорциональных зависимостей частей строения, воплощенный в Мироносицкой церкви, выкристаллизовался уже в XV в. и был в употреблении на протяжении ХVI, ХVII и ХVIII в.в.
Тип плана Мироносицкой церкви, как мы уже отметили, встречаем ещё в трёх достопримечательностях Левобережья. Причём церковь Николая в Лебедине построил мастер лебединской школы, последователь мастера Мироносицкой. Немало общего с этими двумя лебединскими достопримечательностями находим в Успенской церкви в Шатрищах. Церковь Спаса в Переяславе с вышеупомянутыми связывает тип плана. Поэтому целесообразно будет рассмотреть эти церкви вслед за Мироносицкой.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г., перевод с украинского, орфография сохранена.