ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большой Двор (Мороцкое). Храмовый комплекс Мороцкого прихода.


Большой Двор (Мороцкое). Храмовый комплекс Мороцкого прихода
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Между 1726 и 1827.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Россия, Вологодская область, Череповецкий район, д. Большой Двор, кладбище (предположительно)

Координаты: 58.711769, 37.720799 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Храмовый комплекс Мороцкого прихода, Ворота погоста. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея (ГК № 47645724)<br>, Большой Двор (Мороцкое), Череповецкий район, Вологодская область
Ворота погоста. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея (ГК № 47645724)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Храмовый комплекс Мороцкого прихода, Старинное фото из фондов Череповецкого музейного объединения<br>, Большой Двор (Мороцкое), Череповецкий район, Вологодская область
Старинное фото из фондов Череповецкого музейного объединения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Храмовый комплекс Мороцкого прихода, Старинное фото из частной коллекции<br>, Большой Двор (Мороцкое), Череповецкий район, Вологодская область
Старинное фото из частной коллекции
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Храмовый комплекс Мороцкого прихода, Старинное фото из фондов Череповецкого музейного объединения<br>, Большой Двор (Мороцкое), Череповецкий район, Вологодская область
Старинное фото из фондов Череповецкого музейного объединения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Храмовый комплекс Мороцкого прихода, Старинное фото из фондов Череповецкого музейного объединения<br>, Большой Двор (Мороцкое), Череповецкий район, Вологодская область
Старинное фото из фондов Череповецкого музейного объединения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Храмовый комплекс Мороцкого прихода, Старинное фото из частной коллекции<br>, Большой Двор (Мороцкое), Череповецкий район, Вологодская область
Старинное фото из частной коллекции
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  25 декабря 2021

Троицкая церковь в с. Мороцком построена в 1786 г. Деревянная, холодная, обшита тёсом, внутри стены потёсаны, большая часть крыши деревянная, меньшая - железная, на церкви 1 большая глава. Престолы в честь Св. Троицы, свт. Николая Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вторая церковь - Успенская, построена в 1827 (1822?) г. Каменная, тёплая, украшена настенной живописью, на церкви 1 большая глава и 4 малых. Престолы в честь Успения Пресвятой Богородицы, вмч. Георгия Победоносца.

Колокольня в 5 ярусов. Ограда вокруг церкви каменная, из булыжника тёсанного, с таковыми же столбами и железными решётками между ними, общая длина 116 саж., сооружена в 1906 г.

В собственности церкви имелись: сторожка при церкви (около 1850 г.), 2 амбара, дровяник (1909 г.); сарай бревенчатый (1915 г.). В пожаре 17 июня 1914 г. сгорели: часовня, сторожка, дровяник. В д. Шепелеве, в 3 в., располагались: церковно-школьный дом (1898 г.), церковная сторожка (1914 г., перестроена из бывшего жилого строения).

Часовни: 1) при церкви, бревенчатая, построена около 1890 г., обшита тёсом снаружи и изнутри, покрыта тёсом, без окон; 2) в д. Григорьеве (3 в.), построена около 1800 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта стружкой, иконостас, паперть - столбы, обшитые тёсом, досчатое крыльцо; 3) в д. Никулине, в 2 в., построена в 1900 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта стружкой, иконостас, паперть (тамбур) - столбы, обшитые тёсом; 4) в д. Язике (?), построена около 1786 г., деревянная, обшита тёсом, покрыта железом, иконостас, паперть бревенчатая, обшита тёсом; колокольня над папертью и крыльцо при ней - столбы, обшитые тёсом.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1205


История
По характеру занимаемой приходом местности можно заключить, что первыми поселенцами его были какие-нибудь беглецы, скрывавшиеся, может быть, от жестокости неприятелей. Относительно последующей исторической судьбы прихода предание гласит, что приходили паны, все грабили и разоряли. Народ, спасая жизнь, разбегался по болотам, а хитрые паны, став на пригорок, отделяющий твердую землю от болота, кричали: «Марья да Дарья подите сюда, были паны да повыехали». Есть даже предание, что, не имея возможности взять с собой награбленного имущества, паны зарывали его в землю, от чего думают, что счастливцы могут здесь находить клады.

Кроме этих неопределенных преданий ничего положительного о более отдаленном прошлом прихода сказать нельзя. Скудные исторические акты, хранящиеся при церкви, состоят из старинных манифестов и указов. Давность их не простирается далее 1721 года. Из этих источников видно только, что приход, во-первых, населен был в половине XVII-го века, потому что в 1676 году была построена здесь деревянная однопрестольная церковь во имя великомученика Георгия.

Очевидно впрочем, если давать какое-нибудь значение преданию о панах, что начало Мороцка гораздо древнее, следовательно нужно предполагать существование какого-нибудь храма, древнейшего Георгиевской церкви, но ни преданий, ни исторических актов на этот предмет не уцелело.

Во-вторых, церковь состояла некогда в Ростовской епархии в Ярославском уезде и это именно с 1723 до 1774 года. В бумагах с 1779 до 1783 года значилась уж Ярославской губернии Мологского уезда, а с 1788 года в Новгородском наместничестве в Чере?повском уезде.

Неизвестно с которого времени и до 1784 года приход Мороцкий был двухкомплектный и к нему принадлежали тогда, кроме деревень, составляющих его в настоящее время, еще следующие: Хотавец, Борок, Измажево, Мишчно (они теперь принадлежат к приходу Ламской церкви Тверской епархии), Осиновик и Бор (ныне Янского прихода Ярославской епархии).

В 1784 году, указ св. Синода, отделив от Мороцкой церкви означенные деревни, сделал ее однокомплектной. О религиозной жизни прихода можно сказать, что он никогда не был возмущаем никакими ересями и расколом, а всегда был в духе православия, по крайней мере, внешним образом.

Местность
Приход Мороцкий лежит в юго-восточной части Новгородской епархии, где ее границы между реками Мологой и Шексной вдаются небольшим углом между Тверской и Ярославской губерний, продолговатым островом лежит среди длинной болотистой полосы. Длина клочка твердой и удобной земли, занимаемой приходом, по направлению от юго-запада к северо-востоку, равняется 13—14 верстам, а ширина почти 4 верстам.

Он к востоку граничит чрез грязный перелесок в 7 верстах, с селениями Ярославской губернии Мологского уезда, прихода села Захарьина; к северо-востоку с деревнями прихода села Муравьева; к югу чрез мох от 13 до 25 верст, с селениями Тверской губернии Весьегонского уезда, прихода Ламской пустыни; к западу, чрез мох и топкое болото, (где не редко ходоки от страшного напряжения сил умирают) верст на 7 с приходом Череповского уезда Заболотским; к северу, чрез мох от 1 до 15 верст с деревнями Логиновского прихода.

Приход с юга, запада и севера окружен топким, жидким трудно проходимым болотом и отрезан с этих сторон от всякого сообщения с близлежащими приходами, кроме чрезвычайно трудного и опасного пешего пути по трудным и опасным кладям. Нужно только дивиться тупому терпению и беспечности народа.

Только с одной восточной стороны грунт земли нисколько тверже и представляется возможность выезда из прихода в летнее время; но здесь неудобство другого рода. Семиверстный грязный, версты на 2, перелесок усеян камнями, величина иных достигает значительных размеров.

Таким образом, эта единственная проезжая дорога чрезвычайно затрудняется то болотистыми местами, то суглино-каменистыми. На таком острове, по средине которого во всю длину проходит полоса годного только для дров хвойного леса, версты в 2 шириной и помещается весь приход, состоящий из 14 деревень, расположенных вместе с хлебными полями по всей длине острова в два ряда, на украйке между болотом с одной стороны и упомянутой полосой леса на твердой земле с другой.

В средине этой цепи деревень и самого острова, на южной стороне его помещается приходская церковь и самый погост Мороцкое, так что самая дальняя деревня отстоит от церкви только на 7 верст. Одна только деревня Язино, принадлежащая приходу, лежит за болотом, на 13 верстном расстоянии от церкви.

Само собой разумеется, что летом сообщение с ней может быть исключительно пешее, но оно еще гораздо лучше, чем с г. Весьегонском (30 верст от села) или с приходом Логиновым, чрез который лежит ближайший путь к уездному г. Череповцу, потому что к деревне Язину в 1861 городу, по приказанию г. посредника положены, так называемые, клади, а в направлениях к означенным пунктам, только бывали когда то подобные клади.

Замкнутый летом от вторжения всякого постороннего люда, приход оживляется несколько зимой, потому что чрез него идет прямой тракт из Пашехонья, Данилова и других смежных городов и уездов на Петербург, и бывает значительное число проезжающих, так что крестьяне деревни Большого Двора, ближайшей к церкви, получают значительные выгоды, содержа постоялые дворы и занимаясь ямщиной.

Ближайший к приходу г. Весьегонск в 30 верстах, конное сообщение с ним возможно только зимой. Ближайшие приходы: Логинская пустынь Тверской губернии, в 25 верст., Логиново Череповского уезда, в 25 верстах, Муравьево и Захарьино в 20 верстах. С двумя последними приходами возможно и летнее сообщение на лошадях чрез каменисто-болотистый перелесок. Город Череповец от прихода отстоит по зимнему тракту на 60 верст, а по летнему на 80 верст.

Озера
В болоте, окружающем приход, находится много разных по величине озер. Самое большое из них Мороцкое верст на 8 кругом, Искорское на 6, Бельское на 4, Язинских два озера, одно на 4, а другое на 3 версты, Плотицкое, Подлесное, Григорьевское и Святое около 3 верст в окружности.

Вода во всех их довольно светлая и чистая, но с особенным моховым запахом. Глубина их не значительна, в самой средине наибольшего из них едва достигает до 2 саж. Дно в Бельском и Язинском озерах довольно плотное, песчаное, а в остальных грязное и вязкое; берега низкие, местами топкие, местами сухие, так что спокойно можно стать.

Во всех их водится рыба: окуни (по преимуществу), щуки, ерши и плотицы. В особенно грязном Подлесном озере ловятся караси; в Язинском лени; в Искорском довольно часто налимы, лещи и язи, что объясняется сообщением их с р. Шексной посредством речки, вытекающей из озера и впадающей в реку Шексну, именуемой по озеру — Искра.

Не смотря на такое изобилие водовместилищ, рыбный промысел не развит, с одной стороны потому, что озера эти недостаточно для этой цели изобильны рыбой, а с другой по невозможности сбыта за недостатком путей сообщения. Рек, или сколько-нибудь значительных вместилищ проточной воды нет; водой пользуются единственно из колодезей, глубина которых 2—3 саж.

Предание
С названием Святого озера связано воспоминание о следующем происшествии, случившемся приблизительно лет за 100. Озеро это называлось прежде Большодворское, было пристанищем нечистых духов, которые часто подшучивали над промышлявшими в нем рыболовами. Закинет мужичек уду и ждет себе рыбки, вот забился поплавок, пошел ко дну, значит рыба на крючке, дергает рыболов уду, глядь, а на ней веник, или что-нибудь другое не подходящее. Часто слыхали около него дикий дьявольский хохот, или что-нибудь подобное. Боялись по одиночке даже близко к нему подходить, постоянно шли россказни о разных страхах и ужасах в его окрестностях.

Наконец, желая избавиться от дьявольского наваждения, мужички обратились к священнику, прося его пропеть водосвятный молебен на берегу ужасного озера и окропить его св. водой. Уступая просьбам, священник отправился туда с крестным ходом и силой креста и молитв прогнал из вод его всю демонскую силу. С тех пор не стало чудиться в тех местах, и озеро получило название Святого.

Почва
Грунт земли во всем приходе, почти одинаковый — иловатый, слой чернозема очень тонок.

Лес
Лес преимущественно хвойный: еловый и сосновый. Менее растет березы, ольхи, ивы, осины, изредка вяз, есть и мелкий липняк; в большом количестве дровяник; довольно достаточное количество по островам и болотам есть и строевого; но он значительно уже истреблен, а подрастает очень тихо. Другие породы леса встречаются очень редко, напр. рябина, черемха, хотя очень редко, но есть смородина и калина.

Земля
Земли у священно-церковно-служителей по плану 1777 года значится всей вообще 37 дес. 531 саж., из коей под церквами и кладбищем 1 дес., усадебной 3 дес., пахотной 27 дес., сенокосной 2 дес., неудобной и под дорогами 4 дес. 531 саж., лесу нет и потому отопление для причта довольно затруднительно.

Содержание
Причт получает штатного жалованья 236 руб. в год, денежного и материального дохода от прихожан получается до 300 руб., от земли до 150 руб., а всего от 600 до 700 р. в год. В церковь от сборов в кошелек и кружку, по десятилетней сложности до 300 руб., а от продажи хлеба, льну, полотна и пр., тоже по десятилетней сложности до 50 руб., от продажи свеч прибыльной суммы от 15 до 20 и более в год. Следовательно, на содержание церкви, по десятилетней сложности, круглым числом получается около 350 руб.

Источник: "Новгородский сборник"/под ред Богословского Н., 1866 г., 5 вып.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.