Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе, императорский, патриарший, ставропигиальный, мужской, общежительный, находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Монастырь основан в 1088 г. знаменитым подвижником преподобным Христодулом Латрином, в 1076-1079 гг. протом монастырей на Латрской горе близ Милета, которую он был вынужден покинуть из-за угрозы нападения турок-сельджуков. Переселившись в Стровил на малоазийском побережье, а затем на остров Кос, Христодул обратился к императору Алексею I Комнину с просьбой обменять богатые монастырские владения на Косе и в Стровиле на пустынный остров Патмос, покинутый жителями после разорения арабами в VII в. и остававшийся незаселенным из-за частых пиратских набегов. Согласно императорскому хрисовулу (апрель 1088), питтакию и простагме, о-в Патмос переходил во владение прп. Христодула, а основанный им мон-рь получал существенные привилегии (в том числе независимость и самоуправление) и освобождался от уплаты всех видов налогов. И. Б. м. также были отданы острова Липси, Арки и обширные владения на о-ве Лерос. Другой хрисовул, современный основанию И. Б. м., предоставлял монастырским кораблям право беспошлинной торговли.
После февраля (или мая) 1089 г. прп. Христодул начал сооружение мон-ря на месте античного храма Артемиды, который сменила раннехристианская базилика, а затем небольшая церковь во имя апостола Иоанна Богослова. По молитве преподобного в безводной местности забил источник.
Прп. Христодул запретил проживание на острове женщинам. Его решение получило одобрение императора. Но в мае 1091 г. из-за нехватки рабочей силы для строительства монастырских укреплений, согласно составленному преподобным монастырскому уставу (῾Υποτύπωσις), мирянам было разрешено селиться с семьями в северной части острова. Устав прп. Христодула сохранился в копии в кодексе Patm. 267, XII в. Этот устав утверждал общежитие и предписывал совершать богослужение согласно савваитскому Иерусалимскому Типикону (до того, как обосноваться на Латрской горе, прп. Христодул некоторое время подвизался в лавре прп. Саввы Освященного, которую он покинул, видимо, после сельджукского завоевания Палестины в 1070).
Из-за угрозы нападения турецкого флота эмира Чахи прп. Христодул был вынужден в мае 1092 г. вместе с учениками удалиться на Эвбею, где ему оказал покровительство Евмафий Филокал, императорский военачальник (стратопедарх и дука с 1092, наместник Кипра в 1099-1102/03 и 1111/12-1118). После отвоевания византийцами соседних с Патмосом островов Хиос, Лесбос и Самос, захваченных Чахой, прп. Христодул отправил в И. Б. м. своего ученика Савву (впоследствии кафигумен, ранее 1119-1127/28), чтобы подготовить обитель к возвращению монахов. В «Тайном завещании» (Μυστικὴ Διαθήκη), составленном Христодулом 10 марта 1093 г., преподобный назначил преемником монаха Арсения Скинурия, однако тот уже длительное время отсутствовал, совершая паломничество в Иерусалим. Поэтому прп. Христодул передал игуменство Феодосию, хартуларию и патриаршему нотарию, который в это время находился в К-поле. 16 марта 1093 г. прп. Христодул скончался. Назначенный им Феодосий 5 марта 1094 г. отказался от игуменства, ссылаясь на трудность жизни на пустынном острове и опасность нападений пиратов и турок. Кафигуменом стал Иосиф Иасит (1093 - до 1118). Согласно «Тайному завещанию» преподобного, его мощи были перенесены учениками на Патмос 21 октября 1094 г. Мощи прп. Христодула, помещенные в мраморной раке в посвященном ему приделе, благоухали (по всей видимости, происходило и мироточение), и от них совершались чудеса. Позднее мощи были переложены в деревянную раку, окованную серебряными пластинами с позолотой. Эти пластины были привезены проигуменом Парфением (Хадзикостасом или Хадзикасом) из Смирны (ныне Измир, Турция) в 1796 г. Праздник перенесения мощей прп. Христодула совершается 21 октября.
Иосиф Иасит получил от императора Алексея I хрисовул о ежегодной выдаче монастырю 300 модиев пшеницы с Крита и 24 номисм. Император Иоанн II увеличил объем пшеницы до 500 модиев (1119), а Мануил I (вскоре после 1143) - до 700 модиев и добавил еще 24 номисмы. В 1176 г. вместо пшеницы было решено выплачивать мон-рю 2 литры золота.
И. Б. м., свободный и независимый, находившийся под покровительством императора и патриарха, получил статус ставропигиального ранее 1132 г. (в этом году статус монастыря был подтвержден К-польским патриархом Иоанном IX Агапитом), по всей видимости еще при К-польском патриархе Николае III Грамматике (1084-1111). Ставропигия И. Б. м. подтверждалась и позднее, в связи с тем, что епископы Лероса, Икарии и Коса неоднократно пытались подчинить себе монастырь.
Из числа насельников И. Б. м. вышли несколько архиереев (например, Иоанн, митрополит Родосский, автор 1-го Жития прп. Христодула), среди них - патриархи Афанасий I Антиохийский (1157-1171) и святитель Леонтий II Иерусалимский, уроженец Тивериополя (ныне Струмица, Республика Македония) (кафигумен с 1157/58, патриарх в 1174/75-1184/85; † около 1190). Завещания кафигуменов И. Б. м. Саввы (ранее 1118), Феоктиста (1157/58) и Германа (1272) содержат важные исторические сведения. В конце XII в. в И. Б. м. подвизалось около 150 монахов.
Освобождение монастырских кораблей от уплаты пошлины способствовало развитию торговли. Известно, что в 1195 г. мон-рь владел кораблями вместимостью 1,5 тыс. морских модиев, а в 1199 г.- 2 тыс. модиев. Эти суда могли беспошлинно торговать во всех гаванях Византийской империи и 1 раз в год в К-поле.
В правление Мануила I (1143-1180) Патмос подвергся нападению испанских арабов, в 1186 г. был захвачен норманнами с Сицилии. В 1191/92 г. на острове высадилось войско французского короля Филиппа II Августа, который подарил монахам 30 золотых арабских монет. По преданию, и норманны, и французы пытались увезти с собой мощи прп. Христодула, но по заступничеству святого их замысел не удался.
В 1207 г., после захвата К-поля крестоносцами (1204), Патмос оказался под контролем венецианцев, не причинивших вреда обители, а затем отошел никейским императорам. В 1258 г. Патмос пострадал от пиратского нападения, несмотря на то что этот регион контролировался флотом Феодора II Ласкаря. Следующее нападение итальянцев относится к 1280 г. Особое покровительство оказывал монастырю имп. Михаил VIII Палеолог. В течение XIII в. И. Б. м. приобрел ряд новых подворий, общее число его владений (в том числе на Крите, Калимносе, Косе, Наксосе, Закинфе, в Смирне) достигло 20. Вокруг мон-ря переселенцами, главным образом жителями К-поля, было образовано поселение Хора.
Появление в юго-восточной части Эгейского моря рыцарей-иоаннитов, приобретших в 1310 г. Родос, заставило патмосских монахов признать номинальную зависимость острова от ордена (1340). В 1456 (или в 1461), после падения К-поля (1453), Патмос признал суверенитет турецкого султана, оставаясь самоуправляемой монашеской общиной во главе с игуменом, которому был поручен сбор налогов на острове. Сохранение ряда привилегий, закрепленных фирманом 1454 г., связано с тем, что, во-первых, в 1451 г. патмосские монахи направили посольство к султану Мехмеду II в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), где, по всей видимости, оно достигло договоренности об особом статусе мон-ря и, во-вторых, с постоянными конфликтами между турками и рыцарями-иоаннитами в этом регионе. По преданию, Мехмед II пожертвовал в мон-рь бронзовую лампаду, которая в наст. время хранится в музее-ризнице. После падения К-поля 100 к-польских семей, переселившихся на Патмос, образовали квартал Аллотина в Хоре, к западу от мон-ря. Жители Патмоса активно участвовали в морской торговле. Особое покровительство оказывали И. Б. м. Римские папы (письмо Пия II, 1461). После победы рыцарей-иоаннитов над турками (1480) Патмос перешел под их владычество. В 1488 г. кафигум. Феодул ввел в богослужебную практику Афонский Типикон вместо Иерусалимского. В 1523 г. (по некоторым сведениям, в 1537) Патмос был окончательно включен в состав Османской империи. Во время османского владычества остров не был заселен турками.
На соседнем с Патмосом о-ве Липси приняли мученическую кончину 5 Липсийских преподобномучеников: монахи Неофит с о-ва Аморгос († 6 апреля 1558), Иона с о-ва Лерос († 28 февраля 1561), Иона Гарбис с о-ва Нисирос († апрель 1635), Парфений из Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) († 1696) пострадали от турок, монах Неофит († 8 декабря 1609) - от пиратов.
Неизвестно, когда в поздневизантийский период И. Б. м. перешел с общежительного на особножительный устав. В 1579 г. братия И. Б. м., побуждаемая К-польским патриархом Иеремией II, решила восстановить в обители общежительный устав. Но через 2 года и 1 месяц пришлось отказаться от киновиального образа жизни.
Большую роль в развитии просвещения на Патмосе сыграл деятельный и образованый игумен Никифор Хартофилакс с о-ва Крит (впоследствии митрополит Лаодикийский; † 1628), преподававший в И. Б. м. в конце XVI - начале XVII в. философию и древнегреческий язык и завещавший мон-рю личную библиотеку.
Конец XVI-XVII в. характеризуется большой строительной активностью. Около 1598 г. был построен парекклисион Честного Креста, в 1601 г. были укреплены стены и возведен вост. контрфорс, в 1603 г. Никифор Хартофилакс воздвиг перед входом в мон-рь парекклисион св. Апостолов (иконостас 1607). В начале XVII в. (ранее 1605) был сооружен парекклисион святого Иоанна Предтечи, строительство которого связано с именем кафигумена Парфения (Панкостаса; 1602-1606, 1610-1612, † 1629), основавшего также «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь (1607) и парекклисион прп. Онуфрия близ входа в И. Б. м. (1611). В 1625 г. рядом с кафоликоном (соборным храмом) была построена библиотека для хранения книг, подаренных Никифором Хартофилаксом (в 1859 преобразована во «внешнюю ризницу»). После землетрясения 1646 г. были проведены работы по укреплению стен, в том числе на средства патмосца Николая Мафаса был возведен большой контрфорс, охватывающий северо-восточный угол мон-ря. К этому же времени относится сооружение парекклисиона святителя Василия Великого рядом со звонницей на плоской крыше у северной стены.
Процветание И. Б. м. продолжалось до начала турецко-венецианских войн (1645-1669) за обладание Критом. Из многочисленных подворий И. Б. м. на островах Эгейского и Ионического морей, на малоазийском побережье, в Валахии и Грузии особую роль играли подворья на Крите. Главное из них - мон-рь ап. Иоанна Богослова, именуемый Стилос, близ Ханьи, откуда на Патмос поставлялись иконы критских живописцев. С утратой критских подворий пошатнулось благосостояние И. Б. м. С этого времени мон-рь стал испытывать экономические трудности. В 1659 г., во время военной экспедиции Т. Морозини, Патмос был разграблен венецианцами. После захвата турками Крита оттуда на Патмос хлынули беженцы; большинство из них обосновались в Хоре.
Значительную материальную помощь монастырю оказали правители Дунайских княжеств. Регулярные поездки патмосцев в Россию начались только с 1646 г., когда в Путивль прибыли архимандрит Дамаскин, келарь Иоанникий и иеромонах Арсений. В 1656 г. подворье И. Б. м.- мон-рь Рождества Пресвятой Богородицы на Милосе - получило жалованную грамоту, в которой царь Алексей Михайлович разрешал приезжать в Россию каждые 2 года за милостыней и проводить сбор пожертвований среди населения. Посольство 1704 г. поднесло в дар Петру I частицы мощей великомучеников Георгия Победоносца и Меркурия, а архимандрит Никифор обещал привезти «с островов и из Царяграда людей добрых, капитанов, мастеров, которые делают катарги и корабли».
В 1677 г. был возведен еще один контрфорс. В последнее десятилетие XVII в. была осуществлена строительная программа, связанная с именем Неофита (Гриманиса), митрополита Карпафского, которая придала И. Б. м. современный облик. Был сооружен еще один контрфорс (1700), к кафоликону пристроен 2-й экзонартекс, реконструирован центральный двор - возведены 4 арки (1 в длину и 3 поперечные) и 2-ярусный портик с аркадами, так называемая дзафара (τζαφάρα) (1698). Здания построены в духе родосской архитектурной школы, впитавшей многие элементы позднеготического стиля. С Родоса происходили мастера Мастростефанис, выполнявший заказы Парфения (Панкостаса), и Даниил, сын Георгия, построивший дзафару, с о-ва Кос - Мануил, возводивший северный контрфорс.
В XVII в. в И. Б. м. подвизалось 150 иноков, в 1731 г.- около 100. В практику И. Б. м. вошло переизбрание игумена каждые 2 года.
Неизвестным остается точное время учреждения Патмосского Экзархата, включающего Патмос и расположенные рядом небольшие островки: Липси, Арки, Агатонисион, Фармаконисион, Левета и Фурни (экзарху подчинены все приходы и монастыри на данной территории). Впервые Экзархат упоминается в 1715 г. в синодальном послании К-польского патриарха Космы III, хотя особый статус острова был установлен еще в конце XI в. императором Алексеем I Комнином. Патмосский экзарх подчиняется непосредственно К-польскому патриарху. Церковная власть экзарха распространяется и на многочисленные подворья, находящиеся на территории Греции и вне ее пределов.
В 1713 г. уроженец Патмоса местночтимый святой иеродиакон Макарий (Калогера) (прп. Макарий Патмосский (1688-1737)), получивший образование в Патриаршей великой школе нации в К-поле, основал к югу от пещеры Апокалипсиса церковную школу Патмиада - очаг просвещения и греческой культуры в Османской империи. В Патмиаде преподавались богословие, философия, греческая и латинская филология, риторика, логика и другие. При обучении использовались рукописи из монастырской библиотеки. Р. Покок отметил, что ученики Патмиады изучали «Физику» и «Метафизику» Аристотеля по манускрипту из библиотеки И. Б. м. Если в 1731 г. число учеников Патмиады составляло чуть более 50 чел., то в 1737 г. оно превысило 100 чел. Двух наиболее одаренных выпускников Патмиады Макарий назначил своими помощниками - иеромонаха Косму с о-ва Лемнос и иеромонаха Иакова Патмосского, а после его отъезда в Триполис - прп. Герасима Византийского († 1740). В Патмиаду с целью получить образование приезжали не только с островов Эгейского моря и из городов малоазийского побережья (Смирны и др.), но и из К-поля, Македонии, Фессалии, с Пелопоннеса, Ионических о-вов, Крита, Кипра, Синая. В течение 6 лет в Патмиаде обучался В. Г. Григорович-Барский.
После смерти Макария Патмосского в 1737-1740 гг. схолархом (начальником школы) был иеромонах Герасим Византийский, в 1740-1773 гг.- монах Василий (Куталинос). В 1769 г. в школе был проведен ряд преобразований, в том числе вместо одного дидаскала назначено 2: один - для преподавания философских, другой - филологических наук. Первую должность сохранил за собой монах Василий (Куталинос), а на другую был определен его ученик монах Даниил (Керамевс; † 1801). В 1773 г., после смерти монаха Василия, даровитый филолог и блестящий оратор Даниил (Керамевс) стал его преемником, уступив место 2-го дидаскала монаху Мисаилу (Маргаритису; схоларх в 1801-1809). Из других выдающихся преподавателей следует назвать иеродиакона Паисия (Карапатаса; схоларх в 1809-1817), иеромонахъа Неофита Византийского, иеромонаха Иерофея (Флоридиса), И. Сакеллиона, М. Маландракиса, иеродиакона Александра (Дипланаса) и других.
В 1772-1775 гг. в Патмиаде обучался принявший постриг в И. Б. м. будующий К-польский патриарх священномученик Григорий V. Помимо Григория V из числа воспитанников Патмиады было поставлено более 70 епископов и 5 патриархов: К-польский Анфим IV (1840-1841, 1848-1852), Иерусалимский Ефрем II Афинянин (1766-1770 или 1771), Александрийские Парфений II (1788-1805), Феофил II (Панкостас; 1805-1825) и Иаков II Патмосец (1861-1865). Окончивший Патмиаду этномартир Дорофей (Проиос), митр. Филадельфийский и затем Адрианопольский († 1821), ученик Даниила (Керамевса), возглавил открывшуюся в 1804 г. в К-поле новую Школу нации (1804-1807). Из др. воспитанников Патмиады следует отметить Александра из Тырнова, дидаскала Бухарестской школы, Иерофея с Итаки, дидаскала Смирнской школы, Киприана из Александрии, возглавлявшего Афониаду, Неофита Кавсокаливита, преподававшего в Афониаде, Хиосской и Бухарестской школах, кефалонийца Герасима Григориниса, дидаскала Бухарестской школы, Димитрия Галаноса, философа и знатока восточных языков, Неофита Бамву, друга А. Кораиса, возглавлявшего новую Хиосскую школу, Григория Сафариса, основателя школы в Кидонии (ныне Айвалык, Турция).
В 1771-1774 гг. на Патмосе находилась база русского флота под командованием адмирала графа А. Г. Орлова (его кинжал хранится в музее-ризнице И. Б. м.). В 1771 г. в кладбищенской церкви И. Б. м. были похоронены русский капитан и флотский иеромонах Иосиф, родом из Архангельска.
Святитель Макарий Нотара, митрополит Коринфский, подвизался на Патмосе в 1782-1793 гг., в том числе он занимался переписыванием рукописей из библиотеки И. Б. м. Свт. Макарий основал исихастирий Панагии Куманы с храмом во имя Всех святых.
На Патмосе некоторое время проживали и другие участники движения колливадов: преподобный Нифон с Хиоса (память греч. 14 июня), прп. Григорий Нисиросский, старец Афанасий из Армении, священномученик Парфений (Парфениадис). Иеромонах Григорий Нисиросский († 1812) первоначально подвизался в построенной им келье рядом с исихастирием свт. Макария, а затем основал в местности Грава кафизму с церковью Успения Пресвятой Богородицы, за что получил прозвище Граванос. На исповедь к прославленному подвижнику приходило много верующих. У него исповедовался и пребывавший в изгнании на Патмосе К-польский патриарх Неофит VI, В 1798 г. сщмч. Парфений (погиб в 1805 в Дидимотихоне) построил небольшой монастырь в местности Ливади-ту-Кутрули (впоследствии Ливади-тон-Калойирон).
В 1802 г. над нартексом кафоликона была устроена библиотека, названная монахами «лечебницей души». В 1818 г. на средства Сардского митрополита Нектария была вымощена дорога, ведущая от патмосской гавани Скала к И. Б. м.
В 1821 г. был убит турками сщмч. Иеремия, эконом мон-ря Стилос - подворья И. Б. м. на Крите. Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Патмос был вторым из греческих островов, после Спеце, поднявших знамя восстания под руководством уроженца Патмоса Александрийского патриарха Феофила (Панкостаса). Он окропил святой водой греческие суда в гавани Скала, благословив начало военных действий. По свидетельству патриарха, во время крестного хода, совершенного им 14 мая 1822 г., иконы апостола Иоанна Богослова и прп. Христодула покрылись потом. «Святые встретили препятствие в молитве своей о нас пред Господом» - так истолковал это событие патриарх. Воспитанниками Патмиады были члены тайного об-ва «Филики этерия» (Дружеское общество) Э. Ксанфос (1 из 3 основателей этой организации) и Д. Фемелис. Однако по условиям К-польского мира (9 июля 1832) Патмос вместе с другими островами, входившими в архипелаг Додеканес, остался в составе Османской империи.
Великий князь Константин Николаевич, отец греческой королевы Ольги, посетил Патмос в 1845 г. и пожертвовал И. Б. м. значительную сумму - 3 тыс. пиастров. В 1883 г. постриженики И. Б. м. братья митрополит Пелусийский Амфилохий (Каппос; † 1905) и иеромонах Никодим (Каппос; † 1895) восстановили исихастирий Успения Пресвятой Богородицы в Ливади-тон-Калойирон. В конце XIX в. в И. Б. м. подвизалось 40 иеромонахов, 2 монаха и 6 иеродиаконов. Пострижеником И. Б. м. и воспитанником Патмиады был священномученик Платон Новый.
По местной традиции иеромонахи И. Б. м. исполняли в приходах острова обязанности приходских священников. Из своих доходов И. Б. м. выплачивал половину налога, ежегодно взимавшегося турецким правительством с жителей Патмоса, и половину жалованья врачу и учителям на острове; за счет монастырских средств содержались сироты, получали помощь престарелые одинокие вдовы, обеспечивались приданым бедные девицы и тому подобное.
В начале ХХ в. на Патмосе - в кафизме Панагии «ту Грава» и в И. Б. м.- подвизался прп. Савва Калимносский (около 1862-1948). В 1902 г. Патмиада была преобразована в семинарию. В 1907 г. из-за материальных трудностей учебное заведение было переведено на о-в Самос. В 1912 г. в результате турецко-итальянской войны Патмос перешел к итальянцам, которые удерживали его до 1943 г. В связи с этим в 1912 г. Патмиада была закрыта. 1 июня 1912 г. в И. Б. м. собрались представители всех о-вов Додеканес с целью провозглашения автономного Эгейского гос-ва и изъявления готовности объединиться с Грецией. Собрание было разогнано, а его участники заключены в тюрьму итал. властями.
В 1917 г. старец Амфилохий (Макрис; 1888-1970, проигумен И. Б. м. в 1935-1937) занялся озеленением острова: насадил сосны, кипарисы и оливы. Эту традицию продолжили кафигумены И. Б. м. Симеон, Иеремия (Вастас; † 1991), Павел (Никитарас; † 1999) и схолархи Патмиады Мелетий и Максим. В наст. время братия мон-ря приняла решение высаживать каждый год по 300 деревьев. Амфилохием (Макрисом) была восстановлена кафизма Христа «тис Аргирис» (1917), основаны Благовещения Пресвятой Богородицы на Патмосе монастырь (1935) и кафизма праведного Иосифа Обручника в Куварионе (1940).
В 1943-1945 гг. остров был оккупирован немцами, с 1945 г. им управляли англичане. Согласно Парижским соглашениям (10 февр. 1947), Патмос в числе других о-вов Додеканес вошел в состав Греции, официально объединение произошло 7 марта 1948 г. В 1947 г. была вновь открыта Патмиада, действующая теперь как средняя церковная школа. В 1949 г. на средства И. Б. м. для Патмиады было построено новое здание. Кроме того, И. Б. м. заботился о начальных школах, занимался проблемами медицинского обслуживания.
В 70-х гг. ХХ в. для библиотеки было специально оборудовано помещение в подвале нового здания музея-ризницы. В 1981 г. Греческое господство провозгласило Патмос «священным островом». Открытие библиотекики К-польским патриархом Димитрием I было приурочено к празднованию 900-летия основания мон-ря. Торжества состоялись 25-27 сентября 1988 г. Тогда же вышли в свет несколько научных изданий, посвященных И. Б. м. С 22 по 26 сентября 1995 г. отмечалась 1900-летняя годовщина ссылки апостола Иоанна Богослова на Патмос, в церковных мероприятиях участвовали правосл. патриархи и предстоятели Церквей христианского Востока.
В 90-х гг. ХХ в. были созданы мастерские по реставрации рукописей и икон. Были отреставрированы иконостасы кафоликона и придела Пресвятой Богородицы, с 1995 г. ведутся работы по расчистке фресок кафоликона. 4 декабря 1999 г. И. Б. м. был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (официальная церемония провозглашения памятником ЮНЕСКО - август 2006).
24 янв. 2000 г. И. Б. м. был преобразован из особножительного в общежительный. Кафигуменом был избран постриженик обители архимандрит Антипа (Никитарас), защитивший в 1998 г. докторскую диссертацию «Монастырь ап. Иоанна Богослова и Патриарший Экзархат Патмоса». Кафигум. Антипа является автором ряда книг, в т. ч. посвященных истории И. Б. м.: «Предотвращение преступления согласно практике Православной Церкви», «Деревянный резной иконостас кафоликона Патмосского монастыря», «Житие и служба святым, просиявшим на Патмосе», «Книга Апокалипсис», «Путеводитель по священному монастырю св. Иоанна Богослова на Патмосе», «Сила молитвы» (Патмос, 2008) и другие. В 2006 г. в И. Б. м. был открыт Центр православной культуры и информации в Скале, действует «Центр поддержания семьи».
В настоящее время в И. Б. м. подвизается 35 монахов.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
Комментарии и обсуждение