ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хора. Монастырь Иоанна Богослова.


Хора. Монастырь Иоанна Богослова
Церковь. Действует.  
Год постройки:не ранее 1088.
Адрес:
Греция, периферия Южные Эгейские острова, о. Патмос, Хора

Координаты: 37.309039, 26.547909



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 23 августа 2025

Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе, императорский, патриарший, ставропигиальный, мужской, общежительный, находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

Монастырь основан в 1088 г. знаменитым подвижником преподобным Христодулом Латрином, в 1076-1079 гг. протом монастырей на Латрской горе близ Милета, которую он был вынужден покинуть из-за угрозы нападения турок-сельджуков. Переселившись в Стровил на малоазийском побережье, а затем на остров Кос, Христодул обратился к императору Алексею I Комнину с просьбой обменять богатые монастырские владения на Косе и в Стровиле на пустынный остров Патмос, покинутый жителями после разорения арабами в VII в. и остававшийся незаселенным из-за частых пиратских набегов. Согласно императорскому хрисовулу (апрель 1088), питтакию и простагме, о-в Патмос переходил во владение прп. Христодула, а основанный им мон-рь получал существенные привилегии (в том числе независимость и самоуправление) и освобождался от уплаты всех видов налогов. И. Б. м. также были отданы острова Липси, Арки и обширные владения на о-ве Лерос. Другой хрисовул, современный основанию И. Б. м., предоставлял монастырским кораблям право беспошлинной торговли.

После февраля (или мая) 1089 г. прп. Христодул начал сооружение мон-ря на месте античного храма Артемиды, который сменила раннехристианская базилика, а затем небольшая церковь во имя апостола Иоанна Богослова. По молитве преподобного в безводной местности забил источник.

Прп. Христодул запретил проживание на острове женщинам. Его решение получило одобрение императора. Но в мае 1091 г. из-за нехватки рабочей силы для строительства монастырских укреплений, согласно составленному преподобным монастырскому уставу (῾Υποτύπωσις), мирянам было разрешено селиться с семьями в северной части острова. Устав прп. Христодула сохранился в копии в кодексе Patm. 267, XII в. Этот устав утверждал общежитие и предписывал совершать богослужение согласно савваитскому Иерусалимскому Типикону (до того, как обосноваться на Латрской горе, прп. Христодул некоторое время подвизался в лавре прп. Саввы Освященного, которую он покинул, видимо, после сельджукского завоевания Палестины в 1070).

Из-за угрозы нападения турецкого флота эмира Чахи прп. Христодул был вынужден в мае 1092 г. вместе с учениками удалиться на Эвбею, где ему оказал покровительство Евмафий Филокал, императорский военачальник (стратопедарх и дука с 1092, наместник Кипра в 1099-1102/03 и 1111/12-1118). После отвоевания византийцами соседних с Патмосом островов Хиос, Лесбос и Самос, захваченных Чахой, прп. Христодул отправил в И. Б. м. своего ученика Савву (впоследствии кафигумен, ранее 1119-1127/28), чтобы подготовить обитель к возвращению монахов. В «Тайном завещании» (Μυστικὴ Διαθήκη), составленном Христодулом 10 марта 1093 г., преподобный назначил преемником монаха Арсения Скинурия, однако тот уже длительное время отсутствовал, совершая паломничество в Иерусалим. Поэтому прп. Христодул передал игуменство Феодосию, хартуларию и патриаршему нотарию, который в это время находился в К-поле. 16 марта 1093 г. прп. Христодул скончался. Назначенный им Феодосий 5 марта 1094 г. отказался от игуменства, ссылаясь на трудность жизни на пустынном острове и опасность нападений пиратов и турок. Кафигуменом стал Иосиф Иасит (1093 - до 1118). Согласно «Тайному завещанию» преподобного, его мощи были перенесены учениками на Патмос 21 октября 1094 г. Мощи прп. Христодула, помещенные в мраморной раке в посвященном ему приделе, благоухали (по всей видимости, происходило и мироточение), и от них совершались чудеса. Позднее мощи были переложены в деревянную раку, окованную серебряными пластинами с позолотой. Эти пластины были привезены проигуменом Парфением (Хадзикостасом или Хадзикасом) из Смирны (ныне Измир, Турция) в 1796 г. Праздник перенесения мощей прп. Христодула совершается 21 октября.

Иосиф Иасит получил от императора Алексея I хрисовул о ежегодной выдаче монастырю 300 модиев пшеницы с Крита и 24 номисм. Император Иоанн II увеличил объем пшеницы до 500 модиев (1119), а Мануил I (вскоре после 1143) - до 700 модиев и добавил еще 24 номисмы. В 1176 г. вместо пшеницы было решено выплачивать мон-рю 2 литры золота.

И. Б. м., свободный и независимый, находившийся под покровительством императора и патриарха, получил статус ставропигиального ранее 1132 г. (в этом году статус монастыря был подтвержден К-польским патриархом Иоанном IX Агапитом), по всей видимости еще при К-польском патриархе Николае III Грамматике (1084-1111). Ставропигия И. Б. м. подтверждалась и позднее, в связи с тем, что епископы Лероса, Икарии и Коса неоднократно пытались подчинить себе монастырь.

Из числа насельников И. Б. м. вышли несколько архиереев (например, Иоанн, митрополит Родосский, автор 1-го Жития прп. Христодула), среди них - патриархи Афанасий I Антиохийский (1157-1171) и святитель Леонтий II Иерусалимский, уроженец Тивериополя (ныне Струмица, Республика Македония) (кафигумен с 1157/58, патриарх в 1174/75-1184/85; † около 1190). Завещания кафигуменов И. Б. м. Саввы (ранее 1118), Феоктиста (1157/58) и Германа (1272) содержат важные исторические сведения. В конце XII в. в И. Б. м. подвизалось около 150 монахов.

Освобождение монастырских кораблей от уплаты пошлины способствовало развитию торговли. Известно, что в 1195 г. мон-рь владел кораблями вместимостью 1,5 тыс. морских модиев, а в 1199 г.- 2 тыс. модиев. Эти суда могли беспошлинно торговать во всех гаванях Византийской империи и 1 раз в год в К-поле.

В правление Мануила I (1143-1180) Патмос подвергся нападению испанских арабов, в 1186 г. был захвачен норманнами с Сицилии. В 1191/92 г. на острове высадилось войско французского короля Филиппа II Августа, который подарил монахам 30 золотых арабских монет. По преданию, и норманны, и французы пытались увезти с собой мощи прп. Христодула, но по заступничеству святого их замысел не удался.

В 1207 г., после захвата К-поля крестоносцами (1204), Патмос оказался под контролем венецианцев, не причинивших вреда обители, а затем отошел никейским императорам. В 1258 г. Патмос пострадал от пиратского нападения, несмотря на то что этот регион контролировался флотом Феодора II Ласкаря. Следующее нападение итальянцев относится к 1280 г. Особое покровительство оказывал монастырю имп. Михаил VIII Палеолог. В течение XIII в. И. Б. м. приобрел ряд новых подворий, общее число его владений (в том числе на Крите, Калимносе, Косе, Наксосе, Закинфе, в Смирне) достигло 20. Вокруг мон-ря переселенцами, главным образом жителями К-поля, было образовано поселение Хора.

Появление в юго-восточной части Эгейского моря рыцарей-иоаннитов, приобретших в 1310 г. Родос, заставило патмосских монахов признать номинальную зависимость острова от ордена (1340). В 1456 (или в 1461), после падения К-поля (1453), Патмос признал суверенитет турецкого султана, оставаясь самоуправляемой монашеской общиной во главе с игуменом, которому был поручен сбор налогов на острове. Сохранение ряда привилегий, закрепленных фирманом 1454 г., связано с тем, что, во-первых, в 1451 г. патмосские монахи направили посольство к султану Мехмеду II в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), где, по всей видимости, оно достигло договоренности об особом статусе мон-ря и, во-вторых, с постоянными конфликтами между турками и рыцарями-иоаннитами в этом регионе. По преданию, Мехмед II пожертвовал в мон-рь бронзовую лампаду, которая в наст. время хранится в музее-ризнице. После падения К-поля 100 к-польских семей, переселившихся на Патмос, образовали квартал Аллотина в Хоре, к западу от мон-ря. Жители Патмоса активно участвовали в морской торговле. Особое покровительство оказывали И. Б. м. Римские папы (письмо Пия II, 1461). После победы рыцарей-иоаннитов над турками (1480) Патмос перешел под их владычество. В 1488 г. кафигум. Феодул ввел в богослужебную практику Афонский Типикон вместо Иерусалимского. В 1523 г. (по некоторым сведениям, в 1537) Патмос был окончательно включен в состав Османской империи. Во время османского владычества остров не был заселен турками.

На соседнем с Патмосом о-ве Липси приняли мученическую кончину 5 Липсийских преподобномучеников: монахи Неофит с о-ва Аморгос († 6 апреля 1558), Иона с о-ва Лерос († 28 февраля 1561), Иона Гарбис с о-ва Нисирос († апрель 1635), Парфений из Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) († 1696) пострадали от турок, монах Неофит († 8 декабря 1609) - от пиратов.

Неизвестно, когда в поздневизантийский период И. Б. м. перешел с общежительного на особножительный устав. В 1579 г. братия И. Б. м., побуждаемая К-польским патриархом Иеремией II, решила восстановить в обители общежительный устав. Но через 2 года и 1 месяц пришлось отказаться от киновиального образа жизни.

Большую роль в развитии просвещения на Патмосе сыграл деятельный и образованый игумен Никифор Хартофилакс с о-ва Крит (впоследствии митрополит Лаодикийский; † 1628), преподававший в И. Б. м. в конце XVI - начале XVII в. философию и древнегреческий язык и завещавший мон-рю личную библиотеку.

Конец XVI-XVII в. характеризуется большой строительной активностью. Около 1598 г. был построен парекклисион Честного Креста, в 1601 г. были укреплены стены и возведен вост. контрфорс, в 1603 г. Никифор Хартофилакс воздвиг перед входом в мон-рь парекклисион св. Апостолов (иконостас 1607). В начале XVII в. (ранее 1605) был сооружен парекклисион святого Иоанна Предтечи, строительство которого связано с именем кафигумена Парфения (Панкостаса; 1602-1606, 1610-1612, † 1629), основавшего также «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь (1607) и парекклисион прп. Онуфрия близ входа в И. Б. м. (1611). В 1625 г. рядом с кафоликоном (соборным храмом) была построена библиотека для хранения книг, подаренных Никифором Хартофилаксом (в 1859 преобразована во «внешнюю ризницу»). После землетрясения 1646 г. были проведены работы по укреплению стен, в том числе на средства патмосца Николая Мафаса был возведен большой контрфорс, охватывающий северо-восточный угол мон-ря. К этому же времени относится сооружение парекклисиона святителя Василия Великого рядом со звонницей на плоской крыше у северной стены.

Процветание И. Б. м. продолжалось до начала турецко-венецианских войн (1645-1669) за обладание Критом. Из многочисленных подворий И. Б. м. на островах Эгейского и Ионического морей, на малоазийском побережье, в Валахии и Грузии особую роль играли подворья на Крите. Главное из них - мон-рь ап. Иоанна Богослова, именуемый Стилос, близ Ханьи, откуда на Патмос поставлялись иконы критских живописцев. С утратой критских подворий пошатнулось благосостояние И. Б. м. С этого времени мон-рь стал испытывать экономические трудности. В 1659 г., во время военной экспедиции Т. Морозини, Патмос был разграблен венецианцами. После захвата турками Крита оттуда на Патмос хлынули беженцы; большинство из них обосновались в Хоре.

Значительную материальную помощь монастырю оказали правители Дунайских княжеств. Регулярные поездки патмосцев в Россию начались только с 1646 г., когда в Путивль прибыли архимандрит Дамаскин, келарь Иоанникий и иеромонах Арсений. В 1656 г. подворье И. Б. м.- мон-рь Рождества Пресвятой Богородицы на Милосе - получило жалованную грамоту, в которой царь Алексей Михайлович разрешал приезжать в Россию каждые 2 года за милостыней и проводить сбор пожертвований среди населения. Посольство 1704 г. поднесло в дар Петру I частицы мощей великомучеников Георгия Победоносца и Меркурия, а архимандрит Никифор обещал привезти «с островов и из Царяграда людей добрых, капитанов, мастеров, которые делают катарги и корабли».

В 1677 г. был возведен еще один контрфорс. В последнее десятилетие XVII в. была осуществлена строительная программа, связанная с именем Неофита (Гриманиса), митрополита Карпафского, которая придала И. Б. м. современный облик. Был сооружен еще один контрфорс (1700), к кафоликону пристроен 2-й экзонартекс, реконструирован центральный двор - возведены 4 арки (1 в длину и 3 поперечные) и 2-ярусный портик с аркадами, так называемая дзафара (τζαφάρα) (1698). Здания построены в духе родосской архитектурной школы, впитавшей многие элементы позднеготического стиля. С Родоса происходили мастера Мастростефанис, выполнявший заказы Парфения (Панкостаса), и Даниил, сын Георгия, построивший дзафару, с о-ва Кос - Мануил, возводивший северный контрфорс.

В XVII в. в И. Б. м. подвизалось 150 иноков, в 1731 г.- около 100. В практику И. Б. м. вошло переизбрание игумена каждые 2 года.

Неизвестным остается точное время учреждения Патмосского Экзархата, включающего Патмос и расположенные рядом небольшие островки: Липси, Арки, Агатонисион, Фармаконисион, Левета и Фурни (экзарху подчинены все приходы и монастыри на данной территории). Впервые Экзархат упоминается в 1715 г. в синодальном послании К-польского патриарха Космы III, хотя особый статус острова был установлен еще в конце XI в. императором Алексеем I Комнином. Патмосский экзарх подчиняется непосредственно К-польскому патриарху. Церковная власть экзарха распространяется и на многочисленные подворья, находящиеся на территории Греции и вне ее пределов.

В 1713 г. уроженец Патмоса местночтимый святой иеродиакон Макарий (Калогера) (прп. Макарий Патмосский (1688-1737)), получивший образование в Патриаршей великой школе нации в К-поле, основал к югу от пещеры Апокалипсиса церковную школу Патмиада - очаг просвещения и греческой культуры в Османской империи. В Патмиаде преподавались богословие, философия, греческая и латинская филология, риторика, логика и другие. При обучении использовались рукописи из монастырской библиотеки. Р. Покок отметил, что ученики Патмиады изучали «Физику» и «Метафизику» Аристотеля по манускрипту из библиотеки И. Б. м. Если в 1731 г. число учеников Патмиады составляло чуть более 50 чел., то в 1737 г. оно превысило 100 чел. Двух наиболее одаренных выпускников Патмиады Макарий назначил своими помощниками - иеромонаха Косму с о-ва Лемнос и иеромонаха Иакова Патмосского, а после его отъезда в Триполис - прп. Герасима Византийского († 1740). В Патмиаду с целью получить образование приезжали не только с островов Эгейского моря и из городов малоазийского побережья (Смирны и др.), но и из К-поля, Македонии, Фессалии, с Пелопоннеса, Ионических о-вов, Крита, Кипра, Синая. В течение 6 лет в Патмиаде обучался В. Г. Григорович-Барский.

После смерти Макария Патмосского в 1737-1740 гг. схолархом (начальником школы) был иеромонах Герасим Византийский, в 1740-1773 гг.- монах Василий (Куталинос). В 1769 г. в школе был проведен ряд преобразований, в том числе вместо одного дидаскала назначено 2: один - для преподавания философских, другой - филологических наук. Первую должность сохранил за собой монах Василий (Куталинос), а на другую был определен его ученик монах Даниил (Керамевс; † 1801). В 1773 г., после смерти монаха Василия, даровитый филолог и блестящий оратор Даниил (Керамевс) стал его преемником, уступив место 2-го дидаскала монаху Мисаилу (Маргаритису; схоларх в 1801-1809). Из других выдающихся преподавателей следует назвать иеродиакона Паисия (Карапатаса; схоларх в 1809-1817), иеромонахъа Неофита Византийского, иеромонаха Иерофея (Флоридиса), И. Сакеллиона, М. Маландракиса, иеродиакона Александра (Дипланаса) и других.

В 1772-1775 гг. в Патмиаде обучался принявший постриг в И. Б. м. будующий К-польский патриарх священномученик Григорий V. Помимо Григория V из числа воспитанников Патмиады было поставлено более 70 епископов и 5 патриархов: К-польский Анфим IV (1840-1841, 1848-1852), Иерусалимский Ефрем II Афинянин (1766-1770 или 1771), Александрийские Парфений II (1788-1805), Феофил II (Панкостас; 1805-1825) и Иаков II Патмосец (1861-1865). Окончивший Патмиаду этномартир Дорофей (Проиос), митр. Филадельфийский и затем Адрианопольский († 1821), ученик Даниила (Керамевса), возглавил открывшуюся в 1804 г. в К-поле новую Школу нации (1804-1807). Из др. воспитанников Патмиады следует отметить Александра из Тырнова, дидаскала Бухарестской школы, Иерофея с Итаки, дидаскала Смирнской школы, Киприана из Александрии, возглавлявшего Афониаду, Неофита Кавсокаливита, преподававшего в Афониаде, Хиосской и Бухарестской школах, кефалонийца Герасима Григориниса, дидаскала Бухарестской школы, Димитрия Галаноса, философа и знатока восточных языков, Неофита Бамву, друга А. Кораиса, возглавлявшего новую Хиосскую школу, Григория Сафариса, основателя школы в Кидонии (ныне Айвалык, Турция).

В 1771-1774 гг. на Патмосе находилась база русского флота под командованием адмирала графа А. Г. Орлова (его кинжал хранится в музее-ризнице И. Б. м.). В 1771 г. в кладбищенской церкви И. Б. м. были похоронены русский капитан и флотский иеромонах Иосиф, родом из Архангельска.

Святитель Макарий Нотара, митрополит Коринфский, подвизался на Патмосе в 1782-1793 гг., в том числе он занимался переписыванием рукописей из библиотеки И. Б. м. Свт. Макарий основал исихастирий Панагии Куманы с храмом во имя Всех святых.

На Патмосе некоторое время проживали и другие участники движения колливадов: преподобный Нифон с Хиоса (память греч. 14 июня), прп. Григорий Нисиросский, старец Афанасий из Армении, священномученик Парфений (Парфениадис). Иеромонах Григорий Нисиросский († 1812) первоначально подвизался в построенной им келье рядом с исихастирием свт. Макария, а затем основал в местности Грава кафизму с церковью Успения Пресвятой Богородицы, за что получил прозвище Граванос. На исповедь к прославленному подвижнику приходило много верующих. У него исповедовался и пребывавший в изгнании на Патмосе К-польский патриарх Неофит VI, В 1798 г. сщмч. Парфений (погиб в 1805 в Дидимотихоне) построил небольшой монастырь в местности Ливади-ту-Кутрули (впоследствии Ливади-тон-Калойирон).

В 1802 г. над нартексом кафоликона была устроена библиотека, названная монахами «лечебницей души». В 1818 г. на средства Сардского митрополита Нектария была вымощена дорога, ведущая от патмосской гавани Скала к И. Б. м.

В 1821 г. был убит турками сщмч. Иеремия, эконом мон-ря Стилос - подворья И. Б. м. на Крите. Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Патмос был вторым из греческих островов, после Спеце, поднявших знамя восстания под руководством уроженца Патмоса Александрийского патриарха Феофила (Панкостаса). Он окропил святой водой греческие суда в гавани Скала, благословив начало военных действий. По свидетельству патриарха, во время крестного хода, совершенного им 14 мая 1822 г., иконы апостола Иоанна Богослова и прп. Христодула покрылись потом. «Святые встретили препятствие в молитве своей о нас пред Господом» - так истолковал это событие патриарх. Воспитанниками Патмиады были члены тайного об-ва «Филики этерия» (Дружеское общество) Э. Ксанфос (1 из 3 основателей этой организации) и Д. Фемелис. Однако по условиям К-польского мира (9 июля 1832) Патмос вместе с другими островами, входившими в архипелаг Додеканес, остался в составе Османской империи.

Великий князь Константин Николаевич, отец греческой королевы Ольги, посетил Патмос в 1845 г. и пожертвовал И. Б. м. значительную сумму - 3 тыс. пиастров. В 1883 г. постриженики И. Б. м. братья митрополит Пелусийский Амфилохий (Каппос; † 1905) и иеромонах Никодим (Каппос; † 1895) восстановили исихастирий Успения Пресвятой Богородицы в Ливади-тон-Калойирон. В конце XIX в. в И. Б. м. подвизалось 40 иеромонахов, 2 монаха и 6 иеродиаконов. Пострижеником И. Б. м. и воспитанником Патмиады был священномученик Платон Новый.

По местной традиции иеромонахи И. Б. м. исполняли в приходах острова обязанности приходских священников. Из своих доходов И. Б. м. выплачивал половину налога, ежегодно взимавшегося турецким правительством с жителей Патмоса, и половину жалованья врачу и учителям на острове; за счет монастырских средств содержались сироты, получали помощь престарелые одинокие вдовы, обеспечивались приданым бедные девицы и тому подобное.

В начале ХХ в. на Патмосе - в кафизме Панагии «ту Грава» и в И. Б. м.- подвизался прп. Савва Калимносский (около 1862-1948). В 1902 г. Патмиада была преобразована в семинарию. В 1907 г. из-за материальных трудностей учебное заведение было переведено на о-в Самос. В 1912 г. в результате турецко-итальянской войны Патмос перешел к итальянцам, которые удерживали его до 1943 г. В связи с этим в 1912 г. Патмиада была закрыта. 1 июня 1912 г. в И. Б. м. собрались представители всех о-вов Додеканес с целью провозглашения автономного Эгейского гос-ва и изъявления готовности объединиться с Грецией. Собрание было разогнано, а его участники заключены в тюрьму итал. властями.

В 1917 г. старец Амфилохий (Макрис; 1888-1970, проигумен И. Б. м. в 1935-1937) занялся озеленением острова: насадил сосны, кипарисы и оливы. Эту традицию продолжили кафигумены И. Б. м. Симеон, Иеремия (Вастас; † 1991), Павел (Никитарас; † 1999) и схолархи Патмиады Мелетий и Максим. В наст. время братия мон-ря приняла решение высаживать каждый год по 300 деревьев. Амфилохием (Макрисом) была восстановлена кафизма Христа «тис Аргирис» (1917), основаны Благовещения Пресвятой Богородицы на Патмосе монастырь (1935) и кафизма праведного Иосифа Обручника в Куварионе (1940).

В 1943-1945 гг. остров был оккупирован немцами, с 1945 г. им управляли англичане. Согласно Парижским соглашениям (10 февр. 1947), Патмос в числе других о-вов Додеканес вошел в состав Греции, официально объединение произошло 7 марта 1948 г. В 1947 г. была вновь открыта Патмиада, действующая теперь как средняя церковная школа. В 1949 г. на средства И. Б. м. для Патмиады было построено новое здание. Кроме того, И. Б. м. заботился о начальных школах, занимался проблемами медицинского обслуживания.

В 70-х гг. ХХ в. для библиотеки было специально оборудовано помещение в подвале нового здания музея-ризницы. В 1981 г. Греческое господство провозгласило Патмос «священным островом». Открытие библиотекики К-польским патриархом Димитрием I было приурочено к празднованию 900-летия основания мон-ря. Торжества состоялись 25-27 сентября 1988 г. Тогда же вышли в свет несколько научных изданий, посвященных И. Б. м. С 22 по 26 сентября 1995 г. отмечалась 1900-летняя годовщина ссылки апостола Иоанна Богослова на Патмос, в церковных мероприятиях участвовали правосл. патриархи и предстоятели Церквей христианского Востока.

В 90-х гг. ХХ в. были созданы мастерские по реставрации рукописей и икон. Были отреставрированы иконостасы кафоликона и придела Пресвятой Богородицы, с 1995 г. ведутся работы по расчистке фресок кафоликона. 4 декабря 1999 г. И. Б. м. был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (официальная церемония провозглашения памятником ЮНЕСКО - август 2006).

24 янв. 2000 г. И. Б. м. был преобразован из особножительного в общежительный. Кафигуменом был избран постриженик обители архимандрит Антипа (Никитарас), защитивший в 1998 г. докторскую диссертацию «Монастырь ап. Иоанна Богослова и Патриарший Экзархат Патмоса». Кафигум. Антипа является автором ряда книг, в т. ч. посвященных истории И. Б. м.: «Предотвращение преступления согласно практике Православной Церкви», «Деревянный резной иконостас кафоликона Патмосского монастыря», «Житие и служба святым, просиявшим на Патмосе», «Книга Апокалипсис», «Путеводитель по священному монастырю св. Иоанна Богослова на Патмосе», «Сила молитвы» (Патмос, 2008) и другие. В 2006 г. в И. Б. м. был открыт Центр православной культуры и информации в Скале, действует «Центр поддержания семьи».

В настоящее время в И. Б. м. подвизается 35 монахов.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 23 августа 2025

«…С лучшими памятниками, уцелевшими на почве Македонии, косвенно связаны также фрески отличной сохранности и хорошего качества, найденные в 50-х годах в капелле и трапезной монастыря Иоанна Богослова на Патмосе. Здесь открыты Богоматерь на троне с младенцем Христом между двумя архангелами, Троица, Введение во храм, Беседа с самарянкой, различные сцены исцелений, Распятие и другие евангельские сюжеты, Причащение апостолов, Иоанн Златоуст πηγῆς τῆς Σοϕίας, фигуры и полуфигуры святых. Эти фрески, которые их издатель А. Орландос помещает между 1210 и 1220 годами, в действительности надо датировать последним десятилетием XII века, так как они обнаруживают черты сходства с фресками в Курбинов…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VII.9. Греция, Македония] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.