ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Суры. Церковь Казанской Божией Матери.

Казанская церковь с. Суры Новосильского уезда Тульской губернии


Суры. Церковь Казанской Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1842 и 1870.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:К.А. Тон (план и фасад для церкви избраны и составлены с рисунка, принадлежащего архитектору)
Адрес:
Орловская область, Новодеревеньковский район, Суры




Фотографий пока нет




Статьи


АлексейСуры  24 июня 2020

(*) Статья эта прислана в редакцию при следующем письме её автора Благочинного священника И.П.Нечаева: Надо признаться, что спрашиваемые Владыкою церковные летописи далеко не во всех церквах заведены, несмотря на настоятельное требование, на них. Многие батюшки признаются, что не умеют как приняться за это дело получше, потому что не видали образцов. Вот мне и вздумалось составить для опыта местную летопись; может быть этот слабый опыт пригодятся кому в подобной работе.

Храмозданная летопись.

В 1783 году, как видно из единственного до того времени сохранившегося в архиве тульской консистории указа, относящегося к селу Сурам, разрешено генералу Александру Ивановичу Глебову застроить церковь во имя Рождества Христова в деревне Александровой; но по разрешению сему построение церкви в этой деревне почему-то не состоялось. С 1784 года начинает существовать церковь в деревне, ныне селе — Сурах, деревянная, перевезенная крестьянами (*) из имения того же Глебова, села Кириллова, по выстроении там каменной, отстоящего от села Суров в 22 верстах и не во имя Рождества Христова, а во имя Казанския Божия Матери, с образованием при ней прихода из деревень: Суров, Кулешей, Александровой, Горенки и Городничевки (и), церковь эта была вся из дубового леса, крытая тесом, купол шатровый, мерою в длину 21, ширину 9 арш.; внутри разделен на две половины - настоящую и трапезную, но последняя — без дверей; окон было в алтаре одно, в осмерике и настоящей по 3, в трапезе 2. Стояла она среди села и вокруг неё было кладбище, до селе не уничтоженное. При ней существовала деревянная колокольня, с 4 колоколами, из коих в большом весу 12 пуд. Впоследствии времени от колокольни по сторонам трапезы, для простора, сделана была пристройка из досок, в виде галерей; других же исправлений ни внутренних, ни внешних никогда не производилось до конца её существования. Освящена эта церковь, как видно из надписи на Кресте под престолом, 1784 года мая 20 дня, строителем Св. Духова монастыря, иеромонахом Иринеем (Турбиным). Престол не имел под собою фундамента, а стоял просто поверх помоста, что было и в некоторых соседних церквах. Антиминс шелковый, освящен епископом воронежским Тихоном ІІІ (і).

Утварью и ризницею была очень бедна, напр. дарохранительница оловянная представлявшая в миниатюре трехглавую часовню, несколько облачений дешевой парчи, подложенных выбойкою, или крашениною, подризники из ситца, или выбойки; в одном комплекте священных сосудов, напрестольным кресте, в окладах: на Евангелии и в 4 венцах на местных иконах безпробного, серебра полагалось около 5 фунт.; недостающее количество подсвечников по временам восполнялось самодельными из дерева, из коих один на память о скудости церкви до сего времени хранится. Иконостас простой столярной работы, иконы в нем были низкой живописи и только 4 из них, местные, обложены были золочеными по левкасу ризами. Замечательна из всех икон храмовая Казанския Божия Матери, доселе существующая и особенно чтимая, своею прочно сохранившеюся и правильною живописью, а более выражением лика Богоматери, дышащего благостынею. Происхождение этой иконы неизвестно, но пошиб письма её ни мало не подходит к иконам в иконостасе, потому нельзя считать её произведением местного мастерства, современного иконостасу. Существовании деревянной церкви продолжалось до 1856 года; тогда с разрешения высокопреосвященного Димитрия она разобрана и употреблена на выжигание кирпича и извести на церковную ограду, а из колокольни устроено помещение для приходского училища.

(з) Ревизская сказка 1795 г., составленная причтом с. Суровъ, и несколько остатков от исповедных ведомостей за 1780 г. в названных приходах, из коих в 1-ой определенно сказано, из которых деревень образовался приход с. Суров и с которого года.

(*) В 44 году настоящего столетия еще были в живых перевозившие церковь

(и) Из той же сказки и исповедных ведомостей села Суров за 1791 год и метрических книг с июня месяца 1781 года, в которых упоминаются жители тех деревень.

і) Антиминс старый представлен в архиерейскую ризницу в 1852 г. при получении нового в придельный храм Дмитрия Ростовского.

В 1841 году по вступлении в полное и единичное владение имением села Суров одного из 3 сыновей князя Николая Андреевича Долгорукова. Дмитрия Николаевича, приступлено им к сооружению, новой каменной церкви, также во имя Казанской иконы, с приделом во имя его ангела, св. Дмитрия митрополита ростовского чудотворца. План и фасад для этой церкви избраны и составлены с рисунка, принадлежащего архитектору профессору Тону, имеющего в основании форму креста, величиною в длину 17, ширину 8 сажень, при толщине стен в 1 1/2 арш. Своды в трапезе опираются на 4 столба, от чего образуются вверху 6 арок, в настоящей осмерик и купол с северной и южной сторон покоятся также на 4 столбах, за коими пространство до стен представляется в виде галерей, с восточной и западной — на арках алтаря и трапезы; в боковых сторонах алтаря, утолщенных до 5 арш., приблизительно к устройству в древних храмах жертвенной палаты и диаконикона, сделаны 2 ниши, мерою в глубину 2 1/2 арш. и им в настоящее время и дано такое назначение, в левой устроен жертвенник, в правой— библиотека церковная и ризница. При энергичном действовании в то время управляющего, некоего Пожарицкого, белорусского дворянина, по исповеданию католика, из местных средств и своими рабочими людьми, прихожанами, в течение одного лета заготовлен разный строительный материал почти на половину всего здания; потому в 1842 году, по утвержденному плану и фасаду, по силе храмозданной грамоты, выданной преосвященным Дамаскином, в сентябре последовала закладка храма , а в лето следующего 43 г. стены всего здания, вместе с колокольнею, выкладены выше окон, в 44 г. кладка стен и своды в трапезной доведены до кровли, в настоящей до осмерика; но в тоже время каким-то приглашенным, вольно практикующим, техником прочность здания заподозрена; потому нужным найдено, справедливо или несправедливо, подвести вокругъ всего бута и фундамента контрфорсы в глубину до материка и разобрать до основания колокольню, насколько она выстроена (к).

Такой неожиданный оборот постройки, притом соединенный с лишним расходом, по видимому охладил усердие храмостроителя, к тому же последовало его вступление в брак и отбытие за границу, оттого в 1845 году дальнейшее сооружение церкви, до тех пор столь быстро производившееся, остановилось. В следующем 46 г. постигла и кончина храмостроителя, по прибытии его из-за границы в Крым. Имение поступило в опеку, по причине малолетства наследницы, племянницы его, княжны Екатерины Григорьевной Гагариной (1 года). Опека столько была осторожна в употреблении доходов с имения, что до 1848 года не решалась приступить к окончанию постройки храма. В сем году уже по настоятельному представлению священника Нечаева относительно совершенного неудобства продолжать служение в ветхой, тесной, деревянной церкви, разрешено опекою, по ходатайству опекуна графа Павла Дмитриевича Толстого, выстроить вновь колокольню, возвесть на настоящей осмерик и купол и вместе, ежели прихожане на свой счет отделают внутренность трапезной, обещано сделать для неё иконостас. При всей своей несостоятельности, как крепостные, прихожане действительно изыскали средства оштукатурить стены внутри и устроить помост в трапезной. К 1857 году выслан был из Петербурга иконостас, состоящий из 4 киот, с царскими вратами (л), для замещения ими передней стороны алтаря, правую же его сторону, или заворот, предполагалось опекуном загородить просто досками, даже от тех ящиков, въ которыхъ присланы кіоты. Таким образ, в поступившем иконостасе не оказалось помещений для храмовых икон и боковой стороны алтаря. Опять прихожане не отказались устроить в завороте алтаря приличный иконостас с живописными иконами, и, в дополнение к присланным - 5-ый киот, для храмовой иконы св. Димитрия и особый под болдахином для Казанской иконы.

Мая 25 дня 1852 года, по благословению высокопреосвященного Дмитрия, освящен придельный храм благочинным, священником, Иоанном Алферьевым, и с того времени продолжалось в нем служение до 1870 года, до которого настоящий храм оставался не отделанным. Желание всех, не только местных прихожан, но и посторонних, видеть его отделанным и молиться в нем никогда не угасало. Новые представления опекунам священника ни к чему не приводили, только получались от них ответы, что теперь удобно и не стеснительно пользоваться придельным храмом; потому оставалось ожидать совершеннолетия владелицы. Но чтобы расположить и ее в свое, время к предстоящей значительной жертве на окончательное устройство храма, прихожане постоянно были убеждаемы священником и с своей стороны не оставаться безучастными к храму относительно отделки его, так как он собственно нужен для них, как постоянных его прихожан. Так — последовало и их согласие покрыть штукатуркою внутренние стены его, устроить помосты и двери вторые, сверх того произвесть постенную живопись в осмерике и куполе.

Наконец исполнилось совершеннолетие наследницы; поступила она под руководство, по распоряжение имениями, отца своего, князя Григория Григорьевича Гагарина, в то время вице-президента академии художеств и художника, собирателя и знатока древностей, в 1846 году Высочайше командированною для реставрирования древнего Сионского собора в Тифлисе. Сношения с ним священника об устроении для настоящего храма с. Суров иконостаса и снабжении его всем необходимым к богослужению привели к желаемому успеху (м). На счет владелицы, по желанию её, устроен, сообразно пространству настоящей, обширный 3-х ярусный иконостас, покрытый лепными, по местам с золотом, украшениями в Мавританском стиле, с 48 иконами на полотне, писанными самим князем Гагариным, в византийском стиле. Вместе с иконостасом поступили от новой храмостроительницы священные облачения на престол, жертвенник, для священнослужащих и прочая церковная утварь в достаточном составе и приличном виде.

В настоящее время церковь с. Суров имеет бархатные, парчевые и шелковые облачения, 3 иконы в серебряных вызолоченных окладах, устроенных от доброхотных пожертвований, весом в 25 фун., приобретены новые священные сосуды, напрестольное евангелие, крест, ковчег для хранения св. Даров, дароносица, кадило; серебра в них 11 ф.; всех же серебряных вещей, с оставшимися от прежней церкви, до 1 пуда. Собрана библиотека, состоящая из 200 томов. О других ценных приобретениях будет сказано в летописи событий по времени их поступления. Так благоустроенный храм, по благословенью высокопреосвященного Никандра, освящен 20 сентября 1870 года благочинным, местным священником Ильею Нечаевым.

(к) Поводом к подведению контрфорс послужили оказавшиеся скважины в восточной стене алтаря и западных трапезы и колокольни; но они столь незначительные, доселе видны и по уверению специалистов суть ничто иное, как следствие давления, естественного при сооружении массивных зданий.

(л) В киотах находятся местные иконы — Спасителя, Божией Матери, архангелов Михаила и Гавриила, в царских вратах обычные изображения — Благовещения и евангелистов, над ними в „клейме"— Тайной Вечери, а на горнем месте алтаря „Моление о чаше", на полотне, академической работы.

(м) Переписка с князем Гагариным священника И. Нечаева об отделке настоящей церкви, была представлена на воззрение Его Высокопреосвященства, Архиепископа Никандра, и возвращена с пометою, от 9 сентября за № 1443.

На содержание причта ни с начала существования села Суров, ни после, никем определенного положения не назначалось, а пользовался он и пользуется доброхотными подаяниями за исправление треб по заведенному порядку — хлебом и деньгами, как и во всех приходах новосильского уезда; даже церковной земли не было отведено в определенном количестве. До 1827 года причт пользовался чересполосною дачею земли в крестьянских полях одного села Суров. в размере надела на 10 тягол и дачею сенокоса в прочих деревнях прихода. В этом году владельцем назначено определенное количество распашной церковной земли в 36 дес, расстоянием от церкви в 1 1/2 версты, за большою ефремовскою дорогою, а дача сенокоса зависела от произвола распорядителей имениями. В 186 году («не позже мая 1868 г.»), с согласия владелицы, княжны Гагариной, по ходатайству в то время управляющего имением, бывшего инспектором калужской гимназии, г. Лебедева, происхождения из духовного звания, в замен по временам отводимой причту сенокосной земли, находившейся среди владельческих полей, к церковной земле прирезано 9 дес. распашной из господской, с нанесением её в общий план, как церковной и ограждением её неуничтожаемым рубежом. Усадебная земля причта издавна находится среди крестьянских усадеб; на ней помещаются и дома причта, собственные, но не церковные и не приходские. Таким образ, в настоящее время земли при церкви с. Суров числится пашенной, полевой 45 дес. 900 саж., усадебной 3 дес. 2000 квадр. сажень.

Напечатана в Тульских епархиальных ведомостях 1882 года №№16, 17, 22 и 1883 года №№9, 11


АлексейСуры  24 июня 2020

Тульский епархиальный месяцеслов. Месяц Октябрь.

22 числа "Празднество Пресвятой Богородицы чудотворныя ради иконы Казанския, за избавление от Литвы в 1612 г."

В честь праздника: Церкви: ...

Новосильского уезда в селах: ...

Сурове (150 («верст от Тулы») ) церковь каменная с колокольнею, и придел. св. Димитрия Ростовского построена в 1852 году тщанием князя Димитрия Никол. Долгорукого, вместо деревянной, которая перевезена была бывшим помещиком генералом Глебовым из с.Кириллова и построена в 1783 году. До 1783, в Сурове церкви не было. Прич. 4 лица. Земли 36 десятин. Дворов 220. Душ 1322 м. 1362 ж. Пресвятой Богородицы чудотворныя ради иконы Казанския, за Избавление от Литвы в 1612 г. (орфография сохранена).

Тульские епархиальные ведомости от 15-го Января №2 1864 года


Марина Зуйкова  24 июня 2020

Согласно данным, статус села был получен в 1784 году, когда был построен первый храм и образовался самостоятельный приход. Этот храм во имя Казанской Божьей Матери был перевезён по воле владельца Суров генерала Глебова А. И. из другого его имения села Кириллова Новосильского уезда. Каменную церковь с приделом во имя святого Дмитрия Ростовского начали строить в 1842 году на средства уже другого помещика князя Долгорукова Н. А., а окончательно закончили и освятили в 1870 году при участии наследницы князя Екатерины Григорьевны Гагариной. С 1860 года в селе имелась земская школа. Приход состоял из самого села и деревень: Александровки, Горенки, Корсеевки (Новая Слобода), Кулешей (Большие Кулеши), Малых Кулешей (в просторечии Городничевка [Кочетовка] — исчезнувшее поселение), Долы.

По материалам: Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. - Тула. 1895. http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/



Комментарии и обсуждение


«Из докладной записки Уполномоченного ОГПУ по Верховскому району Козлова от 30 июня 1931 года.

В Верховском районе имеется 18 церквей, из коих в настоящее время 6 не функционируют, и священнослужители этих церквей в районе не проживают.

В 1931 году закрытия церквей в Верховском районе не было. Все 6 нефункционированные церквей относятся к 1929 и началу 1929 (тут ошибка, должно быть – «1930») года. Нефункционирующие церкви закрыты без юридического оформления. Население деревень, где закрыты церкви, общественных постановлений не выносили, а закрыты они вследствие отсутствия складочных помещений под зерно в прошлые заготовительные кампании. Церкви закрыты в следующих деревнях: Суры того же сельсовета, …»

из статьи Александра Полынкина "Как был закрыт Корсунский храм"

http://klub-mastera.narod.ru/publ/mir_dukhovnyj/kak_byl_zakryt_korsunskij_khram/33-1-0-3368 

5 ноября 2022.