ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шофрынканы. Церковь Георгия Победоносца.

Biserica Ortodoxă Moldovenească "Sfântul Gheorghe"


Шофрынканы. Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:1866.
Адрес:
Республика Молдова, Единецкий район, село Шофрынканы
Satul Şofrîncani, raionul Édineţ, Republica Moldova

Координаты: 48.053858, 27.39635



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 февраля 2020

Шофрынканы вполне могут быть ровесником независимого Молдавского княжества. Хотя дата основания села не установлена, есть исторические источники, утверждающие, что оно фигурировало, например, в грамоте 1521 г., подтверждавшей право некого Р. Барбу на владение им. Более 150 лет назад в селе Шофрынкан Единецкого района была построена церковь святого Георгия Победоносца.

В 1856 г. уездным землемером после проведения соответствующих работ была составлена «Межевая книга с. Шофронкан Ясского уезда Бессарабской губернии». Как сказано в ней: «Начало межевания учинено на пункте долженствующем разделять резешскую часть Шофронкан деревни Мошен от межуемой дачи Шофронкан помещика Ламбо». Из этого документа следует, что в 1856 г. «по обеим же сторонам земля к хлебопашеству и сенокосу удобная, налеве деревни Мошен владения резеший а на праве межуемой вотчины Шофронкан помещика Ламбо». Приводятся и некоторые хозяйственные подробности: «Пахотной и сенокосной две тысячи девятьсот семьдесят семь десятин, под усадьбою деревни Шофронкан восемнадцать десятин и тысяча восемьсот квадратных сажен, под ставами и прудами двадцать десятин и тысяча двести квадратных саж. под Обаею (?) и господским домом три десятины, под речками, оврагами и ручьями десять десятин, под почтовою проселочными и степовыми дорогами двадцать три десятины и тысяча пятьсот квадрат. сажен. <…> и под садом тысяча двести шестьдесят квадрат. сажен. А всего во всей окружной меже удобной и неудобной земли три тысячи пятьдесят три десятины и девятьсот шестьдесят квад. сажен или на молдавскую меру две тысячи триста сорок пять фалеч и тридцать две квадратные сажени, а за исключением неудобных мест осталось одной удобной земли три тысячи шестнадцать десятин и тысяча восемьсот шестьдесят квадратных сажен. На сем количестве земли во время обмежевания внутри окружной межи заселена вольными царянами хлебопашцами деревни Шофронкан, в коей по последней ревизии состоит мужескаго пола 37 душ и женскаго 38 душ».

Через два года после переселения хотинских русинов в Шофрынканы-Ламбо здесь стало намного больше обитателей. «Статистические сведения по имениям Ясского уезда за 1861 г.» сообщают: приписанных к имению – 103, посторонних – 10, всего 113. В селе две корчмы, но нет церкви, так что жителям приходится посещать храм в селе Порчулянке, а это путь в добрый десяток верст.

Однако один из владельцев Шофрынкан решается на богоугодную затею: в мае 1866 г. Кишиневская духовная консистория начинает разбирательство «по прошению помещика Ясского уезда, сел. Шофронкан, 2-й гильдии купца Георгия Ламбу о дозволении ему построить новую каменную церковь с образованием нового прихода». Как явствует из соответствующей переписки, шофрынканский собственник «уже совершенно приготовился к начатию постройки оной церкви, договорив мастеровых и запасившись материалом». При этом епархиальное начальство просит «напомнить строителю, чтобы он не был в претензии», если «по образовании прихода в Шофронканах окажется настолько малое количеством домов, что церковь его должна будет остаться приписною, а не самостоятельною». Между тем, по клировым ведомостям за 1865 г. в селе уже три десятка дворов и «199 душ обоего пола».

Но едва началось строительство храма, как инициатор его отправился в мир иной. Из завещания Георгия Ламбо стало известно, что Шофрынканы были куплены им у дворянина Димитрия Чолаки. А сам он оставил имение племянникам – Спиридону (ему тогда было 39 лет) и Стилиану (33 года) Стримиади, но с оговоркой: «обязуя их достроить и окончить начатую мною церковь святого Георгия».

В декабре 1866-го, как докладывает епархиальному начальству благочинный священник, «новая церковь в селе Шофронканах с колокольней при ней, новыми храмоздателями наследниками умершего помещика Ламбо Стелияном и Спиридоном Стримиади, постройкой окончена, но еще не штукатурена». Однако дальше начались проволочки. «Новые храмоздатели» не могли сразу вступить в права наследства, поскольку один из них был австрийским, а другой греческим подданным. Иностранцам же владеть имениями в Бессарабии российские законы запрещали.

В результате, рапортовал всё тот же благочинный, «в обеспечение содержания будущего причта новой церкви храмоздатели помещики села Шофронкан Стелиян и Спиридон Константиновы Стремиади не обещевают никаких пособий, и угодий и постройки домов до ввода их законным порядком во владение того имения, а прихожане по бедности отказываются от дачи пособия причту имеющему быть при оной церкви; кроме некоторых из них вызвались, что если будет причт, то они могут давать ему по одному дню клаки [помощи] работою». Притом: «Прихожанами же новостроящейся церкви села Шофронкан они все желают быть».

Дело осложнялось еще и тем, что, по существовавшему порядку, без пресловутого обеспечения «содержания будущего причта», включая постройку для него домов, возведение самой церкви не могло быть разрешено. Судя по тому, что во всех последующих документах фигурирует лишь Спиридон Стримиади, именно он в итоге и перешел в российское подданство, как-то уладив вопрос о дядюшкином наследстве со своим братом. Он и подал, наконец, в октябре 1867 г. прошение архиепископу Кишиневскому и Хотинскому: «<…> имею честь почтительнейше просить распоряжения Вашего Высокопреосвященства об освящении этого храма». И уже несколько дней спустя благочинный священник Федор Маланецкий доложил правящему архиерею о том, что «новостроенная церковь вверенного мне округа села Шофронкан 22-го сего же октября освящена архимандритом Никодимом совместно со мной».

Сохранилась и «Опись церкви вновь построенной, состоящей в Ясском уезде, в селении Шофронканах». Изначально она была «покрыта железной крышей, с таковою же колокольней и оградой каменной». Внутреннее убранство выглядело так: «Алтарь в ней шестиугольный в коем престол деревянный, во имя Св. Великомученика Георгия. Жертвенник иссеченный в стене и обложенный выкрашенными досками, сверх коих деревянный крест вызолоченный. Здесь икона Страждущего Спасителя, изображена на холсте, с деревянными рамами вызолоченными. На горном месте, икона Спасителя с вызолоченными рамами, и в верху вызолоченный деревянный крест».

Что касается «предалтарного» иконостаса: «Иконостас деревянный столярной работы, в четыре яруса, окрашен светло-голубым цветом. Имеющиеся же на нем карнизы, отделяющие ярусы и резьбы позолоченные. Царские врата резной работы, с шестью иконами: Богоматерью, Архангела Гавриила, и Евангелистов Марка и Луки, и двух ангелов все в цветах вызолоченные. Сверх врат в резьбе в цветах изображение Духа Святого и двух Евангелистов Матвея и Иоанна вызолоченные. С правой стороны царских врат в деревянной позолоченной раме местная икона Спасителя с изображением 3-х ангелов. С левой стороны царских врат местная икона Пресвятые Богородицы с младенцем на руках, и с изображением 3-х ангелов в деревянной позолоченной раме.

На южной вратнице изображение Св. Архистратига Михаила с деревянными позолоченными рамами. По правую сторону южных вратниц местная икона Св. Спиридона, в таковых же рамах. С южной же стороны около сей иконы храмовая икона Св. Великомученика Георгия в таковых же рамах и позолотке. На северных вратнице изображение Св. Архангела Гавриила в таковых же рамах и позолотке.

По левую сторону северных вратниц икона Св. мученика Стельяна с отроком на руках, в таковых же рамах и позолотке. С северной же стороны около сей иконы образ Святителя Николая а архиерейском облачении, с таковыми же рамами и позолоткой. Во втором ярусе над иконой Спасителя, Преображение и Воскресение Господне. Над южной вратницей Крещение Господне и вшествие в Иерусалим. Над храмовой иконой Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа. С северной стороны царских врат на иконой Божьей Матери, Обрезание и Сретение Господне. Над северной вратницей Благовещение и Рождество Христово.

Над иконой Св. Николая - Рождество и вход во храм Пресвятыя Богородицы. В 3-м ярусе над царскими вратами – Тайная вечеря, в резьбе и позолотке. В сем ярусе над каждой иконой цветы в резьбе и позолотке. Сверх Тайной вечери деревянный крест в резьбе вызолоченный. С южной стороны Новый Завет и с северной стороны Ветхий Завет в резьбе и позолотке. В подножии всех наместных икон, в деревянной резьбе вызолоченные цветы. В иконостасе – по правой стороне колонн пять, а по левой стороне тоже пять с капителями и позолоткой».

Таким образом, в центральном иконостасе помещены образа тезоименитых небесных покровителей обоих братьев Стримиади. В других частях храма находились: «В кумполе 4 Евангелиста изображенные на стенках, масляными красками. В притворе 2 иконы на досках изображенные масляными красками, по правой стороне Марии Магдалины, а по левой стороне великомученицы Варвары. Плащаница на светло-фиолетовом бархате с вызолоченной короной, и позолоченными буквами и цветами в углах с 4-мя Евангелистами».

В числе утвари указаны: «6 лампад варшавского серебра перед наместными иконами. Пред Тайною вечерей висящий подсвечник для 3-х свеч варшав. серебра с таковыми же цепками. Пред иконой на горном месте одна лампада варш. серебра. Среди церквы большое паникадило с 21 подсвечниками варш. серебра. Пред наместными иконами четыре больших стоящих подсвечников и один меньшой варш. серебра. Аналогий (т. е. аналой) деревянный с уборкой светлого ситца позументовыми крестами, на нем храмовая икона изображена на доске масляными красками. Клиросы деревянные окрашенные масляными красками и с полками для хранения книг».

В только что созданном шофрынканском храме «священнослужебные сосуды» были в основном серебряными. Не было недостатка ни в богослужебных книгах, ни в различных облачениях (не исключая «священнических»).

Мало того, как следует из прибавления «к межевой книге на вотчину Шофронкан Ясского (ныне Белецкого) уезда», в 1876 г. из имения была выделена и земля для церковного причта. В частности, «участок церковной земли состоит: удобной пахотной и сенокосной 33 десятины и неудобной 1640 сажен. А всего удобной и неудобной тридцать три десятины тысяча шестьсот сорок сажен».

Близ Шофрынканской церкви, где ведутся службы, недавно восстановили, как его здесь называют, «могильный комплекс» – несколько старинных надгробий. Считается, что они-то и принадлежат греческим предшественникам пана Ижаковского, а сам он будто бы покоится под отдельно стоящим неподалеку большим памятником (там, где хотел устроить новое общественное кладбище). Однако надписи на всех надгробьях настолько стерты, что ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение невозможно.

Говорят, у церкви до сих пор сохранилась изначальная облицовка, лишь её окна и крышу пришлось заменить. Вот только службы в ней нынче отчего-то посещают плохо, даром что трансляция через звукоусилитель разносится по окрестностям. Даже столь большой церковный праздник как Троицу (кстати, по-местному «Храм»), шофрынканцы предпочитают справлять не столько молитвой в храме, сколько домашним холодцом. Так что если подходить с мерками полуторасотлетней давности, здешняя церковь была бы все же приписной, а не самостоятельной.

Научный центр историко-генеалогических исследований «Редкий Элемент»



Комментарии и обсуждение


Видеосюжет о церкви Георгия Победоносца с. Шофрынканы http://www.youtube.com/watch?time_continue=100&v=tywZaUAFMxc&feature=emb_logo

20 февраля 2020, Елена Григорьева.