ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Котра. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Котра. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1872 и 1873.
Год утраты:1942 (разрушена немцами в ходе обстрелов, остатки разобраны в нач. 1950-х)
Адрес:
Белоруссия (Республика Беларусь), Брестская область, Пружанский район, дер. Котра

Координаты: 52.703883, 24.314078 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Успения Пресвятой Богородицы, фото начало 20 века с http://forum.vgd.ru/794/57404/all.htm?a=stdforum_view&o=<br>, Котра, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
фото начало 20 века с http://forum.vgd.ru/794/57404/all.htm?a=stdforum_view&o=
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  24 августа 2019

В 1773 году в деревне Котра помещиком Лаврентием Савицким был освящен первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм более столетия служил жителям окрестных деревень. В приход входили деревни Котра, Радецк, Пески, Клепачи, Красное.

Трагична судьба настоятеля этого храма о. Романа Ропацкого, дьяконскога сына. Он закончил Виленскую Духовную семинарию в 1851 году. Сначала служил священником в Лидском уезде. В 1855 году переведен настоятелем церкви в деревню Котру. Тут во время восстания 3 июля 1863 года отец Роман Ропацкий был повешен «польскими мятежниками». Известно, что лето 1863 года было трудным для повстанцев. Их отряды передислоцировались в лесные места. Деревня Котра отдалена от главных дорог, по обеим сторонам леса и болота, среди перелесков много холмов. Через болотный массив, который называется Черные Лозы, проходит единственная гать в Гродненскую область. Тут нашел приют один из отрядов повстанцев (возможно, и более).

Как сложились отношения повстанцев с жителями окружающих деревень, другими помещиками, местным священником? Церковные документы не дают ответа на этот вопрос. Однако память о событиях у людей сохранилась. В легенде, которая передается из поколения в поколение местными старожилами, утверждается, что священник по просьбе крестьян написал записку и отправил гонца к командованию гарнизона царских войск в Слобудке. Через некоторое время в деревне появились повстанцы, у руководителя отряда была записка священника. Найти автора оказалось не трудно. Крестьяне в основном были неграмотными. Повесили священника на старой груше в саду. Такая же судьба ждала и церковного старосту, но он был на сенокосе, и крестьяне предупредили его, чтобы не возвращался в деревню. Высказывается мнение, что кто-то из командования части поддерживал связи с повстанцами.

Приближался 100-летний юбилей первого храма в деревне Котра. Церковь требовала значительного ремонта. Было решено построить новую церковь на средства, выделенные правительством. Вот что об этом сообщается в документах: "Построена в 1872 году, а в 1873 году освящена. Строение каменное и при нем такая же колокольня с тремя колоколами. Ограждение с железными воротами и внутри него караулка. Трон в ней один имени Успения Пресвятой Богородицы". Как видим, наши предки также любили круглые даты. Новый храм освятили равно через сто лет на праздник Успения, как и первый.

Новая белокаменная церковь стала главной культурной доминантой округа. По решению церковного руководства деревни Бакуны и Лихосельцы были приобщены к приходу Свято-Успенской церкви. Раньше они входили в приход Свято-Троицкой церкви в деревне Мурава. А когда в епархию от крестьян через некоторое время поступило прошение, чтобы их опять вернули в приход Муравской церкви, то ответ на это прошение был довольно краткий: "Нет на это причины".

Судьба Успенской церкви трагична. Старожилы рассказывают, что во время Великой Отечественной войны в деревне Котра стояла немецкая артиллерийская часть, где проходили обучение новобранцы-артиллеристы. Фашисты для прицельных пушечных стрельб выбрали купол церкви. Жители деревни были выселены, священнику было приказано очистить храм от утвари, что он и сделал, перевезя архив и церковные вещи в Мокровскую церковь. В результате прицельных выстрелов от Успенской церкви остались только разбитые стены. После освобождения Пружанщины, в начале 1950-х гг. стены расстрелянной Котранской церкви, а также каменное ограждение были разобраны. Позже на этом месте соорудили клуб, а сейчас там сельский магазин. Только клены и березы кругом - свидетели тех далеких дней, тихо шумят, напоминая нам о наших предках и их храме.

Источник: фонды Пружанского краеведческого музея



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.