В 1773 году в деревне Котра помещиком Лаврентием Савицким был освящен первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм более столетия служил жителям окрестных деревень. В приход входили деревни Котра, Радецк, Пески, Клепачи, Красное.
Трагична судьба настоятеля этого храма о. Романа Ропацкого, дьяконскога сына. Он закончил Виленскую Духовную семинарию в 1851 году. Сначала служил священником в Лидском уезде. В 1855 году переведен настоятелем церкви в деревню Котру. Тут во время восстания 3 июля 1863 года отец Роман Ропацкий был повешен «польскими мятежниками». Известно, что лето 1863 года было трудным для повстанцев. Их отряды передислоцировались в лесные места. Деревня Котра отдалена от главных дорог, по обеим сторонам леса и болота, среди перелесков много холмов. Через болотный массив, который называется Черные Лозы, проходит единственная гать в Гродненскую область. Тут нашел приют один из отрядов повстанцев (возможно, и более).
Как сложились отношения повстанцев с жителями окружающих деревень, другими помещиками, местным священником? Церковные документы не дают ответа на этот вопрос. Однако память о событиях у людей сохранилась. В легенде, которая передается из поколения в поколение местными старожилами, утверждается, что священник по просьбе крестьян написал записку и отправил гонца к командованию гарнизона царских войск в Слобудке. Через некоторое время в деревне появились повстанцы, у руководителя отряда была записка священника. Найти автора оказалось не трудно. Крестьяне в основном были неграмотными. Повесили священника на старой груше в саду. Такая же судьба ждала и церковного старосту, но он был на сенокосе, и крестьяне предупредили его, чтобы не возвращался в деревню. Высказывается мнение, что кто-то из командования части поддерживал связи с повстанцами.
Приближался 100-летний юбилей первого храма в деревне Котра. Церковь требовала значительного ремонта. Было решено построить новую церковь на средства, выделенные правительством. Вот что об этом сообщается в документах: "Построена в 1872 году, а в 1873 году освящена. Строение каменное и при нем такая же колокольня с тремя колоколами. Ограждение с железными воротами и внутри него караулка. Трон в ней один имени Успения Пресвятой Богородицы". Как видим, наши предки также любили круглые даты. Новый храм освятили равно через сто лет на праздник Успения, как и первый.
Новая белокаменная церковь стала главной культурной доминантой округа. По решению церковного руководства деревни Бакуны и Лихосельцы были приобщены к приходу Свято-Успенской церкви. Раньше они входили в приход Свято-Троицкой церкви в деревне Мурава. А когда в епархию от крестьян через некоторое время поступило прошение, чтобы их опять вернули в приход Муравской церкви, то ответ на это прошение был довольно краткий: "Нет на это причины".
Судьба Успенской церкви трагична. Старожилы рассказывают, что во время Великой Отечественной войны в деревне Котра стояла немецкая артиллерийская часть, где проходили обучение новобранцы-артиллеристы. Фашисты для прицельных пушечных стрельб выбрали купол церкви. Жители деревни были выселены, священнику было приказано очистить храм от утвари, что он и сделал, перевезя архив и церковные вещи в Мокровскую церковь. В результате прицельных выстрелов от Успенской церкви остались только разбитые стены. После освобождения Пружанщины, в начале 1950-х гг. стены расстрелянной Котранской церкви, а также каменное ограждение были разобраны. Позже на этом месте соорудили клуб, а сейчас там сельский магазин. Только клены и березы кругом - свидетели тех далеких дней, тихо шумят, напоминая нам о наших предках и их храме.
Источник: фонды Пружанского краеведческого музея