ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Архангельск. Церковь Николая Чудотворца в Соломбале.

Никольская церковь в Заостровье


Архангельск. Церковь Николая Чудотворца в Соломбале
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1673. В 1854 перенесена на нынешнее место.
Ссылки: Официальный сайт  Прочее 
Адрес:
Архангельск, район Соломбала, пос. Кемский, улица Михайловой, дом 6.

Координаты: 64.577159, 40.533548






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Егор Сельский
 
Егор СельскийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 февраля 2019

 Никольская в Заостровском приходе. История Никольской церкви Первосоломбальского прихода берет свое начало в далеком ХVI веке в том месте, где сегодня находится уникальный ансамбль заостровских церквей ХVII-ХIХ веков (см. фото). Когда впервые построена Никольская церковь в Заостровском приходе – неизвестно, но она сгорала дважды: в 1621 году 26 апреля от «грома и молнии» (построена заново с приделом мучеников Флора и Лавра) и в 1673 году 20 сентября. На третий раз Николаевская церковь построена по грамоте патриарха Питирима от 16 декабря 1673 года, который писал, чтобы «верх на этой церкви был бы не шатровый, и алтарь сделан круглый тройной». К Никольской церкви (теплой) заостровцы построили церковь (холодную) в честь мучеников Флора и Лавра (освящена 25 сентября 1700 года). Примечательно, что грамоту на эту постройку (от 11 декабря 1664 года) сам архиепископ Афанасий дал священнику заостровской Николаевской церкви Дионисию. В то же время в Заостровье в 1688 году построили девятиглавую Сретенскую церковь (сейчас Покровская, памятник ЮНЕСКО). Все эти церкви «служили» прихожанам больше ста лет, пока их в 1828 году не «сменила» каменная Петропавловская церковь с пятью престолами (с трапезной и колокольней). Даже при наличии сразу нескольких церквей Никольская церковь, тем не менее, оставалась в Заостровье. Надобность в ней давно уже отпала, и она обветшала от времени. И возраст ее достиг уже ста восьмидесяти лет, но ее не сравняли с землей. Напротив, заостровскому «Николаю Чудотворцу» решили дать «вторую жизнь».

Инициатором выступил священник Георгий Филиппович Костылев. Он служил по соседству в Тойнокурском приходе и, конечно, знал о бездействующей Никольской церкви. Когда в 1854 году распоряжением епископа Архангельского преосвященного Варлаама его «переместили» во вновь учрежденный Первосоломбальский приход, где своей церкви не было, он испрашивал разрешения у епархиального начальства на перенос «древней деревянной Николаевской церкви». Отец Георгий и претворил план в жизнь: осенью 1854 года церковь в Заостровье по бревнышкам разобрали, и сплавили по рекам (Заостровка – Северная Двина – Кузнечиха – Курья) в Первую Соломбальскую деревню.

Никольская церковь в Первой Соломбальской деревне. Под руководством священника Костылева церковь сложили заново с «прибавлением к ней нового леса», руководствуясь чертежом помощника гражданского инженера Г. Святского. С помощью благотворителей построили и обустроили за четыре месяца. В 1855 году 15 января архиепископ Олонецкий высокопреосвященный Аркадий (временно управлявший Архангельскою епархией) освятил церковь во имя святителя Николая: Никольская, Николаевская, Николая Чудотворца. Ближайшими к ней были Морской собор (в одной версте на одном берегу речки Курьи) и Градская Кузнечевская церковь (в двух верстах за рекой Кузнечихой).

Из описей Николаевской церкви (за 1856 и 1859 годы) известно, что она поставлена на каменный фундамент, обшита тесом, покрашена. Церковь в плане крестообразная, на востоке четырехугольное трехскатное полукружие, в алтаре четыре окна. Церковная глава обшита железом, окрашена медянкой, крест деревянный окрашен. Кровля церкви четырехскатная. Крыльцо притвора обшито тесом, покрашено. Церковь однопрестольная, святой престол деревянный из сосновых брусьев, утвержден на большой каменной плите. Антиминс подписан от 16 января 1793 года. Помост перед алтарем тесовый, ровный с полом алтаря, от пола церкви возвышается на две ступени. Внутри церковь оштукатурена, пол тесовый, шесть окон с железными решетками и двойными рамами. На южной и северной стороне по одному полукруглому окну. На западной стороне в углах две большие печи с «чугунными приборами», а в средней (для входа из трапезы в церковь) – стеклянные двери столярной работы. В паперти четыре окна с железными решетками, отопление чугунным прибором. Притвор церковный на северной стороне. Церковная кладовая с одним окном с железной решеткой. Сторожевая комната теплая с одним окном. У притвора крыльцо, внутри лестница. С западной стороны над притвором (в одной связи с церковью) – четырехугольная колокольня, глава обита железом, покрыта медянкой, крест такой же, как у церкви. Колокольня с четырьмя пролетами поставлена на притворе церковном, внутри две лестницы. Окна (пролеты) обнесены балясом, окрашены медянкой. Имеется шесть колоколов, один из них отлит усердием прихожан. Иконостас из соснового дерева простой столярной работы с малой резьбой в самом верхнем карнизе, в четыре яруса, окрашен голубцом. Карнизы, рамки икон и резьба позолочены. В первом нижнем ярусе: царские врата малой резьбы, позолочены, двенадцать круглых икон (пожертвованы из Градской Рождественской церкви), по правую сторону местные иконы (шесть из них от крестьянина Гаврила Трубина), а слева семь икон. Во втором ярусе двунадесятые иконы, писаны на холсте (слева семь и справа пять). В третьем и четвертом ярусах по двенадцать икон. Над всеми иконами вверху кругообразные иконы со сценами страданий Иисуса Христа, между каждой иконой херувим. В правом клиросе три киота из красного дерева со стеклами. Для мелких икон киот (на четыре иконы) и большой стеклянный шкаф с полками из красного дерева (за левым клиросом на северной стороне). В разных местах одиннадцать малых икон (от чиновницы Вологдиной), всего мелких икон в разных местах более шестидесяти. В паперти девять икон и стенные часы в простом футляре. Книгами церковь укомплектована: два евангелия (одно от Марии Курицыной). И утварью «очень достаточна»: три напрестольных креста и священнослужебные сосуды (от орловского купца Александра Алексеева Прозорова), лампады, большие и малые подсвечники, два ковра, блюда, шестнадцать пелен, три покрова, шесть платков, стихари (парчовый, бархатный малиновый и полосатый шелковый), три пояса, два набедренника, плащаница малинового бархата в деревянном футляре под стеклом (от Прозорова), пять риз священника (две из них от Прозорова), пять епитрахилий, шесть паруг.

Церковь причислена к приходам пятого класса. В притче священник (с оплатой сто сорок рублей в год) и псаломщик. В течение ста пятидесяти лет (с середины ХIХ века до начала ХХ века) служило пять священников: Георгий Филиппович Костылев (1854-1858), Андрей Дмитриевич Покровский (1858-1872), Тимофей Васильевич Лебедев (1872-1876), Василий Стефанович Прялухин (1876-1890), Фантин Александрович Леонтиевский (1890-1901). При отце Фантине псаломщиком был Николай Викторович Варфоломеев. В 1858 году усердием прихожан рядом с церковью выстроен дом для священника, в 1878 году – для псаломщика. При церкви земли (усадебной, сенокосной или пахотной) не было никакой, обрабатывать участки за рекой невыгодно и далеко. В 1875 году образовано при трапезной церковно-приходское попечительство в числе семи крестьян: Филипп Братухин, Иван Варакин, Михаил Вологдин, Иван Трубин, Николай Мехренин, Павел Коптяков, Алексей Корельский (на 1884 год), председательствовал Федор Коптяков (с 1887 года). В 1885 году открыта церковно-приходская одноклассная школа. В 1892-1893 году обучалось двадцать семь детей, законоучителем «безмездно» служил отец Фантин, учительницей была Надежда Александровна Васильева.

Забытая Богом и оставленная людьми. Никольская церковь Первосоломбальского прихода более семидесяти лет и в радости и в горе «служила» прихожанам заречных деревень, пока не наступило «лихое» время. В конце 1920-х годов в Архангельске тотально упраздняли и разбирали православные храмы. По акту «Проверки имущества Николаевской церкви» от 4 января 1928 года строение нашли «прочным», «обвалом не грозит». Имущество в целости и сохранности, но недостатки замечены: не заприходовано распятие Иисуса Христа (переданное из Рождественской церкви), выломан край большого колокола, сломаны два подсвечника, нет каталога книг, не везде инвентарные номера, на колокольне скопился хлам (что опасно), огнетушителя нет, «осел пол насредине» на полтора-два вершка, потрескалась краска на стенах из-за перепада температур (с восьми до одиннадцати градусов). Предложено, кроме прочего, «прекратить переноску предметов из одной церкви в другую без разрешения административного отдела».

Судьба Никольской церкви была уже предрешена, но для «порядка» тов. Морозов, исполняющий обязанности секретаря ВЦИК, в протоколе от 11 июля 1929 года «О закрытии Никольской церкви в Архангельске» предложил Архгубкому предоставить «мотивированную докладную записку, обосновывающую необходимость закрытия Никольской церкви». Очевидно, что записка (про непогашенные штрафы, неуплаченные налоги) была представлена, так как в том же году принято решение оборудовать церковь под «клуб национальных меньшевиков». Так, летом 1929 года прихожан окончательно принудили забыть про свою церковь. Но Никольская, вопреки людям и времени, так и «стоит» на своем месте в Первой Соломбальской деревне. Она оставлена Богом и забыта людьми основательно – восемьдесят лет забвения, хотя «стаж служения людям» сверх почтенный – 337 лет (в Заостровье – 180, в Первой Соломбальской деревне – 157), а по храмоименованию ей нет равных – пятый век (!). Ныне бывшая Николаевская церковь – официально жилой (но фактически нежилой) дом по адресу: ул. Михайловой, 6. Сначала в ее стенах открыли клуб, затем передали Архпромкомбинату. В церкви оборудовали швейный цех (ряды деревянных столов со швейными машинками), «строчили» матрацы и постельные принадлежности. Штат рабочих швей – деревенские девчонки, приехавшие в Архангельск в поисках работы. Не имея своего угла они жили при цехе, то есть в церкви. Потом производство расширилось и модернизировалось, цех переместили в пристройку, поставленную вплотную к церкви. Обремененных семьями швей оставили жить в церкви, как смогли, ее приспособили под жилье: из двусветной за счет перекрытия переделали в двухэтажную, этажи «связали» крутой узкой лестницей, разделили перегородками на комнаты, вверху и внизу выгородили по одному отсеку под уборную и отвели помещение под общую кухню, там стояла и общая печь. По воспоминаниям старожила Валентины Ивановны Аксеновой, потолки были «разрисованы ангелами и библейскими сюжетами», и особенно повезло женщине, которой, в качестве отдельной квартиры, «достался» алтарь с собственным входом (его прорубили наружу).

Со временем к бывшей церкви подвели паровое отопление. Водопровода не было – колонка во дворе, раз в неделю – общественная баня. Потом цех переехал, и пристройку тоже оборудовали под жилье. Так у церкви появился «довесок». После закрытия Промкомбината, как единый жилой дом, передана на баланс городской мэрии (на 1993 год прописано сорок человек). Из-за старой проводки однажды загорелась крыша, но пожарные успели ликвидировать очаг. В 2008 году, когда в доме-церкви проживало двадцать семь семей, в ночь на 20 января снова начался пожар. Полуодетые люди прыгали со второго этажа на промерзшую «бесснежную» землю. Обгоревшие и с переломами конечностей они надолго «прописались» в больнице. Подъезд дома-церкви выгорел полностью, хозяева четырех верхних квартир лишись всего нажитого имущества. Предполагаемая причина возгорания – неисправность проводки. Погорельцы ушли в маневренное жилье, а в пристройке жизнь еще теплится. В 2008 году решением межведомственной комиссии дом по ул. Михайловой, 6 признан непригодным для проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно. На разборку сгоревшей части дома, то есть бывшей Никольской церкви, нужны средства, которых, конечно, нет. Четвертый год она так и стоит: обгоревшая, с заколоченными окнами и дырявой крышей.

«Непростительное кощунство». Рядом с Никольской церковью с годами образовалось кладбище, но оно было варварски порушено. Когда здесь прокладывали под теплотрассу трубы, действительно, наткнулись на захоронения (истлевшие кости выкинули). Плиты или памятники не сохранились. В то же время «могильными плитами, привезенными с находившегося неподалеку кладбищу» вымощена аллейка у памятника В. И. Ленину, установленному в Соломбале на пл. Терехина. Вот как пишет об этом Эрнст Зеленин: «Мы, соломбальские ребятишки, смотрели на вензеля древних букв, высеченные на больших прямоугольных камнях, пытаясь постичь тайну надписей под каблуками прогуливающихся пар. И в детском сознании росло чувство еще непонятной тревоги: что-то не так. С годами чья-то праведная рука сбила молотком надписи, и уже трудно было прочитать что-либо... Бывшие уютные аллейки заложены теперь массивными дорожными плитами с железобетонного завода, надежно схоронившими плиты могильные и тайну непростительного кощунства, которую они унесли с собой».

История уходит в прошлое на наших глазах… В том числе и Никольская церковь в Первой Соломбальской деревне. Но еще «стоят» ее стены, еще читается надпись на чудом уцелевшем памятнике: «Покойся родная наша, до всеобщего радостного утра»…

Татьяна Фёдоровна Мельник, Архангельск, 2011 г. Источник: https://refdb.ru/look/2328091.html


Егор Сельский
 
Егор СельскийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 февраля 2019

Первосоломбальский приход

Первосоломбальский приход находится вблизи г. Архангельска и отделяется от 1-й и 2-й части его рекой Кузнечихой, а от 3-й узкой рекой Курьей [Соломбалкой]. Приход этот открыт был в 1854 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, от 16 сентября 1854 г. за № 9005, и причислен по штату к приходам 5 класса. По распоряжению Преосвященного Варлаама, бывшего Епископа Архангельского, в новооткрытый приход Первосоломбальский перемещен был из Тойнокурского прихода священник Георгий Костылев, который, с разрешения Епархиального Начальства, в том же 1854 году перенес из Заостровского прихода Архангельского уезда древнюю деревянную Николаевскую церковь в первую Соломбальскую деревню и, при помощи разных благотворителей, в шесть месяцев окончательно устроил церковь, которая и освящена была 15 января 1855 года Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Олонецким, временно управлявшим Архангельской епархией.

Церковь эта крестообразная, однопрестольная во имя Святителя и Чудотворца Николая, в одной связи с колокольней на каменном фундаменте, внутри оштукатурена, а снаружи обшита тёсом и окрашена. В пользу церкви имеются три небольших сенокосных пожни, с которых в год выручается арендной платы до 30 руб.; из них 10 руб., согласно воле жертвователя, поступают в пользу причта. Церковного капитала до 300 рублей.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет 27 десятинами пахотной и сенокосной земли, с коей выручается свыше 150 р., получает жалованья 210 руб. и доходов за требоисправления до 600 р. Для помещения причта имеются два одноэтажных дома из них один для священника устроен в 1858 г. и капитально ремонтирован в 1891 и другой для псаломщика - в 1878 году.

В состав Первосоломбальского прихода входят следующие деревни: 1, 2 и 3 Соломбальские, Повракульская, Талагинская, Юрьеминская, Реушевская и деревня Козлики. Жителей в сих деревнях к 1 января 1894 года состояло 572 м.п. и 677 ж.п., дворов 205. При Первосоломбальской церкви существуют6 церковно-приходское попечительство, открытое в 1875 г., и церковно-приходская одноклассная школа с 1885 г., помещающаяся в церковной трапезе. Учащихся в 1892-93 годах было 15 мальчиков и 20 девочек. Законоучителем состоит местный священник безмездно, а учительницей окончившая курс в епархиальном женском училище Надежда Александровна Васильева, получающая жалованья 100 р. в год от местного общества и 24 руб. квартирных от Епархиального училищного Совета.

Со времени открытия прихода священниками при Первосоломбальской церкви были: 1) Георгий Филиппов Костылев с 1854 до 1858; 2) Андрей Дмитриев Покровский с 1858 до половины 1872; 3) Тимофей Васильев Лебедев со второй половины 1872 до марта 1876; 4) Василий Стефанов Прялухин с апреля 1876 до 22 августа 1890; 5) нынешний священник Фантин Александров Леонтиевский, 59 лет, студент семинарии, в сане священника с 6 августа 1859 г., в настоящем приходе с 18 сентября 1890 г. При нём псаломщик Николай Викторов Варфоломеев, 22 лет, уволенный из II класса Архангельской духовной семинарии в 1889 г. на службе же состоит с 13 сентября 1891 года.

Описание составлено местным священником Ф.А. Леонтиевским

Из статьи про Заостровский приход: "Самой древней из грамот Заостровского прихода является грамота митрополита Новгородского и Велико-Лецкого Макария от 23 марта 1626 г. на Холмогоры Троицкому попу Михаилу Степанову Рогуеву, в которой говорится, что в Заостровской волости 26 апреля 1621 года сгорел от грома и молнии храм (быть может, не первый) во имя Николая Чудотворца, почему тогдашний церковный староста Харлушка Мосеев вместе со всеми крестьянами просил благословения на устройство на устройство нового храма. По благословенной грамоте Питирима, митрополита Сарского и Подонского, от 20 мая 1663 г., при церкви этой с северной стороны бы устроен придел во имя св. мучеников Флора и Лавра. Но и этот Никольский храм вместе с приделом также сделались жертвой пламени 20 сентября 1673 г. Вместо сгоревшего устроен был новый (третий) во имя Николая же Чудотворца по благословенной грамоте того же патриарха Питирима от 16 декабря 1673 г. на имя церковного приказчика Селиверста Сергеева с товарищами, при чем патриарх писал: «а верх на этой церкви был-бы не шатровый и алтарь сделан круглый тройной». Эта церковь, прочно сохранившаяся стенами своими, в 1854 году перенесена была в 1-ю Соломбальскую деревню при образовании Перво-Соломбальского прихода, где она стоит и по ныне".

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. Арх, 1894. Стр. 167 - Первосоломбальский приход 1-го благочиния Архангельского уезда. Стр. 138 - Заостровский приход 1-го благочиния Архангельского уезда.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 апреля 2023

10 октября 2020 г. состоялась встреча возле здания храма на Михайловой, д. 6. В «совещании на ногах» приняли участие благочинный Северного округа иеромонах Даниил (Плотников), настоятель храма свт. Мартина исповедника игумен Варлаам (Дульский), иерей Андрей Дорофейчев и инициативная группа местных жителей.

22 октября 2020 г. по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия настоятелем будущего храма был назначен иерей Андрей Дорофейчев, а 22 декабря 2020 г. приход получил официальную регистрацию как юридическое лицо.

Инициативная группа, которая постепенно формируется вокруг назначенного настоятеля отца Андрея, уроженца Маймаксы, работает на храме почти ежедневно. Первым делом обустроили незамысловатый иконостас, чтобы творить совместную молитву. Добровольцы занимаются расчисткой здания от наслоений советской эпохи, убирают следы пожара. Увы, но пока волонтёров немного. Не хватает специалистов — плотников, строителей…

На данный момент происходит обсуждение с администрацией города, относительно передачи здания приходской общине. Вокруг старинного храма уже собралась инициативная группа, происходит общение, молебные пения, встречи с реставраторами и архитекторами. Открыт расчетный счет храма, собираются средства на экспертизу и реконструкцию здания. Каждую субботу и воскресенье добровольцы собираются на расчистку храмового помещения внутри.

В церкви уже побывали глава МО «город Архангельск» Дмитрий Морев, архитектор Андрей Бодэ, руководитель волонтерского проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» протоиерей Алексий Яковлев, писатель Евгений Водолазкин и писатель Павел Поздеев (литературный псевдоним — Павел Кренёв).

По словам последнего визитёра: «Очень хотелось бы, чтобы нашелся подвижник, небедный человек, который восстановит этот великолепнейший храм, такое украшение нашего края! Чтобы пришли сюда люди и посмотрели, какой ужас сотворили с этим храмом! И взявшись вместе за руки помогли теперь привести его в порядок. И я приложу свои силы, постараюсь привлечь людей, чтобы они обратили внимание на этот храм! Утратить единственный в Архангельске деревянный церковный памятник — непростительно: «Если мы его потеряем, это будет стыд и позор! Церковь строится всем миром, так было испокон веков, и мы сообща должны восстановить этот храм».

Каким мы хотим увидеть этот храм в будущем? Реставрация церкви Николая Чудотворца очевидно должна быть нацелена на воссоздание архитектурного облика второй половины XIX – начала ХХ в. Этот облик в целом понятен. Относительно достоверным воссозданием будут глава, колокольня и крыльцо. Мы не располагаем старыми фотографиями храма, и поэтому главу и колокольню придется воссоздавать по аналогам. Даже если придется заменять много бревен в срубах, на фасадах сохраняется подлинная обшивка и декор, которые внешне дадут очень много исторического. Обшивку и декор рекомендуется оставить с патиной времени без восстановления покраски, тогда это будет действительно исторический объект.

В интерьере, наоборот, интересно раскрыть деревянные поверхности. штукатурка наверняка позднейшая, может начала ХХ в., а первоначально в середине XIX в. стены и потолки были просто деревянными. После реставрации их целесообразно такими и оставить с возможным выявлением частей и деталей XVII в. Интерьер после реставрации может дать впечатление настоящего русского деревянного храма.

Божия благодать не отступает от некогда освященных, но потом оскверненных храмов. Мы верим, что святой храма неотступно пребывает на этом месте. Но прошло семьдесят лет безбожного лихолетья и нынешнего непростого времени со своими тяжелыми испытаниями для Свято-Никольской церкви. Храм прогнил, погорел, стал страшен и внешне, и внутри, напоминая покалеченную душу грешника, блудного сына… Но ныне пришло время возрождения. Настал час, когда подобно Фениксу, после смерти надлежит вновь восстать и храму! И мы верим, что нашей молитвой благодать Божия с импульсивной силой будет согревать и возрождать не только это место, но и наши сердца! Потому что мы сами, грешники, пришли сюда не просто восстановить здание, а исцелить наши души. Ведь «вера не в бревнах, а ребрах» (как говорит наша русская пословица).

Официальный сайт храма, http://svnikolai-xram29.ru/about/history/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.