ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Савватьево. Савватьева пустынь. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".

Знаменская церковь


Савватьево. Савватьева пустынь. Церковь иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1679 и 1685.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Тверская область, Калининский район, с. Савватьево

Координаты: 56.8302, 36.1057





Савватьева пустынь. Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Савватьева пустынь. Сретенский собор (справа) и Знаменская церковь (слева). Фото начало ХХ века<br>, Савватьево, Калининский район, Тверская область
Савватьева пустынь. Сретенский собор (справа) и Знаменская церковь (слева). Фото начало ХХ века
Сергей Ковров
1 января 1901
Савватьева пустынь. Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Савватьева пустынь. Сретенский собор (справа) и Знаменская церковь (слева). Фото начало ХХ века <br>, Савватьево, Калининский район, Тверская область
Савватьева пустынь. Сретенский собор (справа) и Знаменская церковь (слева). Фото начало ХХ века
Сергей Ковров
1 января 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 сентября 2018

Вторая каменная церковь – иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы, не имеет, к сожалению, точной даты постройки. Ее еще не было в 1678 году, и она уже была каменной в 1693 году. Первоначальный храм был высоким (в нем был пятиярусный иконостас), но пожар 1713 года и приписка к Новому Иерусалиму привели к его запустению – несмотря на то, что именно в этом храме была устроена в начале XVIII в. гробница преподобного Савватия.

tvereparhia.ru


Сергей Ковров   13 сентября 2018

Время строительства 3наменской церкви неизвестно, предположительно, это промежуток времени между 1679 и 1685 г.г. Церковь сильно отличалась по внешнему виду от того, как она выглядела после реконструкции 1742 года и как она известна по фотографиям. Совершенно точно, что она была довольно высоким сооружением, поскольку внутри помещались минимум пять ярусов иконостаса. Даже предположив, что верхние ярусы состояли из 1-3 икон, все равно, очевидны достаточная сложность и высота свода. К сожалению, ни одного изображения монастыря ХVII в. обнаружить не удалось. К огромной досаде утрачена имевшаяся в Клобукове икона конца ХVII - нач. XVIII вв. с именно таким изображением.

В 1742 году мельник Яков Афанасьев капитально перестроил Знаменскую церковь, так что она сохранилась до 1936 г. Причем, произошло это в такие годы, когда строить вторую каменную церковь к первой каменной ему вряд ли бы разрешили в Консистории. Скорее всего, оттуда пришла бы инструкция, чтобы вовсе разобрать ветхую Знаменскую церковь, пока она не упала кому-нибудь на голову.

Для осуществления своего проекта Яков Афанасьев выбрал исключительно благоприятный момент - оттепель в государственно-церковных отношениях при императрице Елизавете Петровне. Понятно, что даже в этих условиях обозначать себя, а особенно свой капитал, в тверской Консистории он не хотел, поэтому сделано все было по-тихому. Материал был подготовлен, плотники и каменщики наняты, работы фактически начались. Видимо, через приказчика Ивана Киприанова было получено разрешение из Воскресенского монастыря от Преосвященного Петра, викарного епископа, управлявшего Новым Иерусалимом. Священник Прокофий Никитин вообще в расчет не брался. Он и не сообщал никому о стройке «за простотою своею». Оставалось поставить перед фактом тверское церковное начальство, поскольку освящать церковь должно было всеже оно.

И здесь, как и следовало ожидать, возникли затруднения. Архиепископ Митрофан (Слотвинский) был человеком по-своему интересным, но жестким. Спускать без последствий такие дела он не любил. Поэтому в Консистории образовалось дело об освящении Знаменской церкви, которое не дошло до наших дней, но известно по многочисленным выпискам у дореволюционных авторов.

В 1742 г. Консистория затребовала из Савватьева всех ответственных лиц для дачи показаний. Яков Афанасьев при этом показал следующее: «В помянутом Савватьеве монастыре имеются две церкви каменные, первая во имя Сретения Господня с приделом Николая Чудотворца, вторая обветшалая, во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, в которой своды весьма обветшали и валятся, и затем с 1740 года службы в ней не исполняется. Да во оной же церкви имеются мощи Преподобного Отца Савватия под спудом, над которым поставлена деревянная гробница с написанием на верхней доске оного Преподобного образа, и те мощи в прошлых годах Преосвященным Тверским Архиепископом, токмо которым именно и в каком году, точно он, Яков, не упомнит, свидетельствованы и реченная гробница запечатана, за которою печатью и ныне находится». Отметил он также, что желает своды и часть ветхих стен разобрать и сложить вновь. Далее, судя по всему, Яков Афанасьев действовал очень быстро. Подав формальное прошение уже в разгар работ, он в основном и закончил их за один сезон 1742 года. Так что, когда в Консисторию прибыл священник Прокопий Никитин, все уже было кончено. Священник показал: «В вышеупомянутой церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы своды были весьма ветхи и валились, и за тем службы исправлялись с немалою нуждой; да во оной же церкви издавна имеется древянная гробница над гробом Преподобного Отца Савватия, на которой гробнице на верхней доске оного Преподобного образ с надписью оного Преподобного имени; да во оной же церкви имеется оного Преподобного образ месной в житии, да образ штилистовой окладной - старинные - да напрестольный деревянный резной крест с надписью на нем, что оный крест принесен тем Преподобным Савватием из Иерусалима. А больше того Печатного и Письменного об оном Преподобном жития не имеется; и были ль или нет, того он, поп, не знает, ибо оный монастырь в давних годех горел неоднократно; и под объявленною гробницею бывшим Преосвященным архиереем свидетельствовано ль, и есть ли под оною гробницею оного Преподобного мощи, и бывали ль какие чудеса, о том он, поп, не знает». 

Относительно строительства Прокопий Никитин показал, что каменщики Якова Афанасьева разобрали свод и ветхие стены до окон, собрали вновь, мало прибавив в высоту, свод покрыли и главу сделали, и крест поставили по-прежнему, «а более ничего не меняли и алтарь остался неповрежден». Трудно сказать, как получилось прибавить свод в том очень низком сооружении, которым являлась Знаменская церковь после перестройки 1742 года. Высота свода составила и в новом храме 3,6 м в замке. Сколько же было до этого на самом деле? Наверняка имеет место ошибка, вызванная желанием хоть как-то оправдать строительство. Но, в любом случае, незаконность постройки была очевидна. Консистория сносилась по этому вопросу с властями Воскресенского монастыря, о чем Преосвященный Петр отписал своему приказчику Ивану Киприанову: «По прошению Савватьева монастыря служителя Якова Афанасьева и по указу нашему, велено в том Савватьеве монастыре в церкви Божией, где имеется гроб и служба Преподобного Отца Савватия трапезу за ветхостью вновь перестроить, которую де трапезу обещался он, Яков, строить своим коштом, токмо де по тому указу Преосвященный Тверской Митрофан епископ строить не повелевает. Материалы же и все прочее готовы и каменщики наняты. И чтобы мне в показанной церковной нужде отписать к Преосвященному, чтобы он благословил пристроить трапезу. И тебе, прикащику по прежнему и по сему указом строить церковную трапезу велит, понеже церковь сия старинная и весьма ветха, не вновь строится, а только исправляется одна ветхость. А как буди храм состроен, тогда писано будет о посвящении Преосвященному Тверскому епископу; и тебе прикащику учинить по вышеописанному непременно».

В итоге мы уже никогда не сможем сказать, что же именно предполагал строить Яков Афанасьев. Священник умолчал о строительстве трапезы, в указе нет ничего о перекрытии свода. Трапезы в Знаменской церкви никогда не было, а была паперть очень распространенного в ХVIII в. в Тверской земле типа - открытая на массивных квадратных столпах. Такие паперти служили основаниями колоколен, сохранились, правда, закрытые, во многих тверских храмах, а отреставрированные такие паперти в прежнем виде есть в Казанской церкви села Власьева (1779 г.) и в трапезной Рождественской церкви в Городне (1740-е гг.). Аналогичную возвели в Савватьеве, ее-то и упоминает епископ Петр как «трапезу». Несомненно, степень перестройки была больше, чем заявлено во всех прошениях. Архитектурные особенности храма говорят, скорее, о сер. XVIII в. как времени строительства всего сооружения, и только документы не позволяют усомниться, что здесь более ранняя постройка. Итогом строительства Знаменской церкви стало освящение ее 6 ноября 1743 г., но без разрешения отправлять в ней богослужение. В результате церковь сразу начала ветшать и гнить без присмотра. И все же, подводя итог деятельности мельника Якова Афанасьева, нельзя не остановиться и не поблагодарить этого человека. Он, пожалуй, за весь XVIII век в Твери и округе единственный крестьянин, которому удалось такое дело, как капитальная перестройка каменной церкви. И пусть его Знаменская церковь не шедевр, само внимание к ней, сам факт, что столь рискованное предприятие увенчалось все же успехом, говорит о вере этого человека и, конечно, о помощи Преподобного Савватия.

В 1812 г. храм был заново оштукатурен. В 1822 г. паперть у 3наменской церкви была сделана теплой: между столбов были выстроены кирпичные стенки. При этом с южной стороны была встроена в стену надгробная плита Ионы Грязнова 1685 года, а с западной стороны - еще одна древняя безымянная плита с посошным крестом. В 1831 г. храм снова штукатурили, в 1860-м устроили железную кровлю.

В XX в. в дни жестоких гонений на Церковь в савватьевских храмах служба совершалась до окончательного их закрытия в 1935 г. Ранней весной 1936 г. монастырские храмы взорвали. Они были сломаны очень спешно безо всякой на то необходимости. О назначении кирпичей можно гадать - пошли ли они на строительство домов в Твери или, скорее, как бут на строительство плотины на Волге. В любом случае, разрушение храмов не было вызвано производственной надобностью. Надо учесть и публичность и необычную театральность всего произошедшего (заклейка окон, взрывы, масса зрителей). Кроме того, это было сделано не местными властями, а сотрудниками НКВД, в чьем ведении находился Волгострой. Словом, была проведена акция устрашения.

В 2000 г. было получено благословение Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора на восстановление главной святыни Савватьевой пустыни - малой церкви, где, по преданию, под спудом хранятся мощи прп. Савватия Тверского. Начать планировалось с постройки деревянной церкви «Неопалимой Купины». Но Владыка Виктор благословил строить каменную церковь. Поэтому возводить стали уже каменную Знаменскую церковь, которая возникла еще в древности на месте деревянной Неопалимовской.

Пресс-служба 1-го Калининского благочиннического округа (по материалам сайта Тверской митрополии) http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kalininskij-rajon/79-savvatevo-ikony-bozhiej-materi-znamenie-tserkov



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.