ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернышово. Часовня Илии Пророка.


Чернышово. Часовня Илии Пророка
Деревянная часовня.  (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Илии Пророка
Год постройки:1903.
Адрес:
Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, д. Чернышово, ул. Центральная

Координаты: 59.614795, 39.757081



Часовня Илии Пророка, , Чернышово, Усть-Кубинский район, Вологодская область
oldboy
18 мая 2018
Часовня Илии Пророка, , Чернышово, Усть-Кубинский район, Вологодская область
oldboy
18 мая 2018
Часовня Илии Пророка, , Чернышово, Усть-Кубинский район, Вологодская область
oldboy
18 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  28 мая 2018

Ильинская часовня в деревне Чернышево Усть-Кубинского района является одним из уникальных памятников искусства Русского Севера. В формах этой шестигранной часовни возрождается древняя полуза­бытая традиция возведения круглых или многогранных в плане хра­мов — ротонд. Но эта часовня замечательна не только оригинальным архитектурным решением. Сегодня это единственный памятник народ­ного зодчества на территории Вологодской области, где сохранился уникальный ансамбль настенной и станковой живописи начала 20 века почти в полном составе. Росписи часовни выполнены в 1903 году с боль­шим мастерством талантливым местным живописцем, крестьяниномиз деревни Писцово Новленской волости Александром Ивановичем Журавлевым, украсившим многие окрестные храмы. Но ни одна из рас­писанных им церквей не сохранилась до наших дней, и роспись Ильин­ской часовни является ныне единственным известным его произведе­нием. Живопись во многих местах повреждена, побита и поцарапана, но все же весь ее иконографический ансамбль сохранился и может быть восстановлен.

По преданию, поводом для строительства часовни послужил сильный пожар 1900 года в деревне Чернышево. Стояло жаркое лето. Застройка в деревне, тогда насчитывавшей более ста домов, была плотной. Огонь с легкостью распространялся от избы к избе. Он уже охватил весь запад­ный конец села и стремительно приближался к двухэтажным домам зажиточных крестьян, живших ближе к центру. Один из зажиточных кре­стьян П.А. Яйцов, пожилой глава семейства, удачливый в делах и крепкий в вере, вместе с домочадцами торопливо выносил имущество из избы. Жил он в середине деревни, и огонь приближался все ближе к его дому. Вдруг среди паники и суматохи он увидел незнакомого сухого старичка с длинной белой бородой. Он спокойно проходил по улице мимо дома. Заметив Яйцова, старичок подошел к нему и сказал: «Не бойся, пожар скоро кончится, огонь не дойдет до тебя. Ничего не выноси». И так же неторопливо странный старец пошел дальше. Через четверть часа огром­ная туча заслонила небосвод, хлынул ливень и пожар стих. Яйцов вспом­нил о проходившем старике, рассказал о нем соседям, но, к удивлению, никто, кроме рассказчика, этого старца не видел. Дело было незадолгодо Ильина дня, и по приметам все решили, что это был сам пророк Илья. В память об этом пожаре и о явлении Ильи Пророка жители решили построить часовню. Миром собрали деньги, купили материалы и наняли мастеров. Место под часовню отвели посреди деревни, у тех домов, где чудесной помощью Ильи Пророка был остановлен губительный огонь.

Ильинская часовня в деревне Чернышеве выделяется тем, что с осно­вания она была срублена шестериком, покрытым шатровой кровлей. Над шатром возносится изящная луковичная главка, с запада примыкала небольшая паперть со звонницей и крылечком. Часовенным старостой деревня выбрала того самого П.А. Яйцова, которому явился Илья Про­рок. После Октябрьской революции часовня использовалась в качестве складского помещения и пришла в аварийное состояние: изветшала кровля, выбиты оконные рамы, утрачены паперть с колокольней, эле­менты резного деревянного убора, декоративная наружная окраска и резьба. Иконы из нее перевезли в действующий приходский храм в соседнем селе Чирково, паперть с крыльцом сломали на дрова дере­венские жители. А юные атеисты из близлежащих пионерских лагерей довершили борьбу с религией, камнями разбивая лики святых, изобра­женных на стенах, и покрывая их надписями наподобие «Света + Гена =любовь».

С 1992 года Ильинская часовня реставрируется на безвозмездной основе силами добровольных студенческих бригад и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. ака­демика И.Э. Грабаря под руководством профессора ЧГУ, доктора искус­ствоведения А.А. Рыбакова. Ремонтно-реставрационные работы над восстановлением Ильин­ской часовни были начаты в 1992 году областным фондом «Наследие» (ныне ликвидирован) с участием студентов кафедры архитектуры Воло­годского политехнического института и продолжены Межрегиональным научным объединением по изучению художественной культуры РусскогоСевера при ценной спонсорской помощи банка «Севергазбанк» (пред­седатель правления А.В. Железов) и фирмы «Финнколор» (директор В.И. Евстафеев). По заказу фонда «Наследие» архитектор-реставратор Р.Д. Каменьщиков выполнил проект реставрации, включая восстановление утра­ченной паперти и крыльца...

Росписи часовни выполнены в технике масляной живописи по сухой штукатурке в стиле позднего русского академизма. В композициях пере­дана перспектива и световоздушная среда. На восточном лотке сомкнутого свода изображено «Отечество» (Бог Саваоф с младенцем Христом и голубем — символом Святого Духа). По сторонам на своде представлены архангелы. Архангел Михаил изо­бражен в воинских доспехах. В левой руке он держит зеленую паль­мовую ветвь, а в правой — меч. Архангел Гавриил — вестник Божьих тайн. В левой его руке — райская ветвь лилии (символ невинности и чистоты), в правой — зеркало из зеленой яшмы. Архангел Рафаил — утешитель скорбящих и целитель больных. Он изображен в динамичной позе, словно ловит рыбу. Архангел Уриил — просветитель неверующихи невежд. В правой руке он держит обнаженный меч, а в левой — стре­мящееся вниз пламя, освещающее неверующих. Архангел Салафиил — ангел молитвы, побуждающий людей к молитве, заступник пред Богом за людей. В его правой руке — кадило, левая рука прижата к груди. Глаза ангела молитвенно обращены вверх. Росписи выполнены в академиче­ском стиле на высоком профессиональном уровне. В следующем живописном регистре на восьми отдельных панно,занимающих пространство граней стены, равных простенку, изображены избранные святые. Среди них представлены апостолы Петр и Павел, пре­подобный Серафим Саровский и святой великомученик Пантелеймон. Ближе к западной стене изображены особо почитаемые на Севере осно­ватели Соловецкой обители Зосима и Савватий, а также местночтимые преподобные Дионисий и Анфилогий Глушицкие. На западной стене, у самого входа, написаны два Ангела — стражи часовни. Регистр панно отделен от свода широкой лентой живописного кар­низа, имитирующую пластику архитектурного декора. В часовне четыре окна, которые застеклены, изнутри вставлены металлические решетки. Пол в часовне деревянный и покрашен коричневой краской. Сохранились надписи на внутренней стороне деревянных двуствор­чатых дверей. По этим надписям видно, когда была выполнена роспись часовни и кто ее мастер. На одной половине двери надпись: «1903 года. Мастер живописи А.И. Журавлев», на другой: «При часовенном старосте П.А. Яйцове».

От первоначального иконостаса в часовне сохранилась только дере­вянная конструкция в два яруса, покрашенная белой краской. Гнезда для икон украшены позолоченной рейкой. Иконы в часовне отсутство­вали, т.к. в 1950 году четыре иконы из местного ряда («Воскресение Христово», «Богоматерь с Младенцем», «Св. Николай Чудотворец» и «Св. Афанасий Александрийский») были переданы в действующую Афана­сьевскую церковь соседнего села Чирково, где находятся и по сегодняш­ний день. Одна из икон местного ряда — «Святой Пророк Илья» — нахо­дится в церкви Святого Духа в с. Архангельском Сокольского района. Остальные иконы были разобраны местными жителями либо утеряны, местонахождение их в настоящее время не установлено. Есть основания предполагать, что иконы для Ильинского иконостаса были написаны, как и росписи, Журавлевым А.И. примерно в те же годы, когда строилась часовня, т. е. в 1900-1903 гг. Иконы-оригиналы выполнены в технике масляной живописи. Харак­терный для конца XIX — начала XX вв. русско-византийский стиль письма и лессировочная многослойная живопись позволяют говорить о профес­сиональном художественном образовании мастера. По полям икон выполнено графление орнаментального обрамленияи крещатого узора на фоне. Орнамент на полях иконы исполнен с имита­цией цветных эмалевых вставок... Воссоздание праздничного чина было затруднено тем, что эти иконы, к сожалению, не сохранились. Для восстановления праздничных икон в качестве образцов были использованы праздники из иконостаса Вос­кресенского собора г. Череповца, датируемые концом XIX века, а также аналоги из других северных часовен и храмов. В часовенном иконостасе воссозданы иконы «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Рожде­ство Христово», «Распятие», «Воскресение».

Благодаря проведенным консервационно-реставрационным рабо­там, восстановлен архитектурно-художественный ансамбль ценного памятника деревянной архитектуры и стенных росписей Русского Севера. Ильинская часовня в деревне Чернышеве возвращена к жизни как часть народной духовной культуры, восстановлена ее богослужебная функция. С 1998 г. в часовне ежегодно 2 августа совершаются молебны и прославление памяти св. пророка Илии. Ильинская часовня в Черны­шеве включена в Список ценных объектов культурного наследия Воло­годской области, состоящих на государственной охране.

Использован материал статьи: В.В. Тонкова (Вологда). Реставрация и реконструкция настенной росписи и икон иконостаса Ильинской часовни в д. Чернышево (Усть-Кубинский район Вологодской области). www.booksite.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.