В начале XVII ст. в Колоцком стане Можайского уезда находился Воздвиженский погост на царской земле, здесь стояла приходская церковь Воздвижения честного креста Господня с приделом Николая чудотворца, сожженная в 1612 г. Литвою.
Около этого погоста расположено было сельцо Бородино, принадлежавшее Коноплевым. В 1666 г. полсельца Бородина принадлежало Тимофею Петровичу Савелову, который получил его в приданое от тестя Дмитрия Онуфриевича Коноплева, а другую половину Савелов приобрел в 1672 г. у Онуфрия Михайловича Коноплева. Землею Воздвиженской церкви в 1676 г. владел на правах арендатора Т. П. Савелов. Сын его, стольник Петр Савелов построил в сельце Бородине каменную двухэтажную церковь Рождества Христова с приделом внизу преп. Сергия, которая освящена в 1701 г. и к ней приписана земля сгоревшей Воздвиженской церкви в количестве 31 десятины. После Петра Тимофеевича Савелова владели селом его вдова Евфимия Семеновна и его братья Тимофей и Афанасий, потом дети последних Петр Тимофеевич, Автоном и Алексей Афанасьевичи.
В 1758 г. вдова Е. С. Савелова продала свою часть Н. И. Колычеву, а он отдал ее в 1774 г. в приданое за дочерью своею Елизаветою мужу ее А. И. Глазунову. Другая часть имения, принадлежавшая Василию Автономовичу Савелову, в 1768 г. была продана за его долги Е. А. Щербинину, а в 1812 г. принадлежало Давыдовым. Говорят, что Денис Давыдов, поэт – партизан, в 1812 г. сжег тогда свой барский дом. Позже оно было во владении Воейкова.
Церковь в 1812 г. пострадала: в ней сожжены иконостасы, глава храма пробита пушечным ядром. С колокольни храма во время боя наблюдали за французским лагерем, а русские, думая, что сюда забрался сам Наполеон, стреляли в своих же. Впоследствии, по приказанию императора Николая Павловича, места пробоин обозначены черною краскою. Когда неприятель был выгнан из России, то, по преданию, местные прихожане, возвратившиеся из лесов, где скрывались, прожили зиму в церкви.
Утварь и ризница храма были спрятаны в сундук, зарыты в землю и уцелели от разграбления. Благочинный просил дать иконостас из уничтоженных в Москве церквей. Преосвящ. Августин 14 июня 1816 г. велел отдать иконостас из Спасской в Копье церкви; туда же были отданы богослужебные книги их Спасской же церкви, из Воскресенской у Кузнецкого моста и Сергиевской в Крапивках, храмовый образ преп. Сергия в серебряной ризе – из Сергиевской в Крапивках, паникадила, лампады и два медных подсвечника – из Спасской в Копье, одежды на престол и жертвенник – из церкви св. Григория Богослова на Дмитровке.
В 1816 г. возобновлена нижняя церковь во имя преп. Сергия, и в нее возвращены из Лужецкого монастыря сохранявшиеся там с 1812 г. церковные вещи; сюда поставлен иконостас из Спасской в Копье церкви. Служба началась 16 июля 1816 г., когда освящена нижняя теплая церковь. С этого времени в церкви стали служить каждую субботу панихиду по убитым на Бородинском поле.
Перед открытием Бородинского памятника Бородино куплено у Воейкова наследником цесаревичем Александром Николаевичем. Побывав в 1837 г. на закладке Бородинского памятника, наследник цесаревич не мог не заметить того убогого состояния, в котором находилась церковь в Бородине. На исправление ее ветхостей он тогда же пожертвовал 500 руб.
В 1839 г. верхний храм освящен митрополитом Филаретом во имя Смоленской иконы Божией Матери, иконостас перенесен сюда из прежнего Московского Алексеевского монастыря, стоявшего там, где теперь красуется храм Христа Спасителя. Вместо этого иконостаса впоследствии, по высочайшему повелению, поставлен новый. В том же 1839 г., перед открытием памятника, от департамента Уделов было отпущено на поправку домов Бородинского причта около 3000 руб.
В Бородинском храме хранятся предметы, пожертвованные наследником цесаревичем Александром Николаевичем: в 1839 г. кадило с вычеканенною надписью: «сделано сие кадило в дом Великого Чудотворца Николая Бородинского на казенные деньги, выстроил боярин Василий Иванович Стрешнев лета 7157 (1649 г.) декабря во второй день», священнослужительские зеленые облачения, облачения на престол, на жертвенник и воздухи, серебряно-вызолоченные воздухи, поднесенные ему в 1839 г. игуменьей Спасо-Богородицкого монастыря Марией; в 1851 г. облачения для священнослужителей, икона святых, тезоименитых членам Императорской Фамилии, поднесенная ему купцом Богдановым, икона Спасителя, поднесенная императору Александру Николаевичу игуменьей Бородинского монастыря Сергией в 1869 г.
В церкви есть еще достопримечательная Смоленская икона Божией Матери с изображением по сторонам Авраамия и Меркурия, Смоленских чудотворцев. Она принадлежала одному из славнейших вождей в Отечественную войну князю Багратиону, сопутствовала ему во всех его походах и в церковь передана после того, как прах Багратиона погребен в братской могиле батареи Раевского на Бородинском поле.
На колокольне есть колокол с надписью: «1729 года генваря в 15 день Штатс Действительный Советник Петр Тимофеев Савелов купил сей колокол 11 пуд весу по 9 руб., итого 100 рублей 9 коп. и отдал в вотчину свою село Рожество Бородино тож».
В селе Бородине существует деревянный дворец, построенный к открытию памятника и маневрам 1839 г. для пребывания в нем императора Николая Павловича и других августейших особ.
Причт в настоящее время состоит из священника и псаломщика, % на его содержание 27 руб. 34 коп. в год. Земли усадебной 1 дес. 16 кв. саж., пашенной 32 дес., сенокосной 8 ½ дес., неудобной 8 дес. 166 кв. саж. Приход: село Бородино, деревни: Семеновская, Горки, Сады, Ратова, Валуево Большое и Малое, сельца: Шевардино, Доронино, Фомкино, Александровка, Макрушино и Беззубово, всего 170 дворов.
«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.