ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Датуна. Церковь Давида Строителя (?).

Датунская церковь, Храм Датуна


Датуна. Церковь Давида Строителя (?)
Церковь. Не действует.  
Престолы:Давида Строителя
Год постройки:приблизительно 975 - 1025.
Адрес:
Россия, Республика Дагестан, Шамильский район, Голотлинский с/c, близ аула Датуна

Координаты: 42.470286, 46.620894
Проезд: Из села Хебда Шамильского района, бывшего аула Советское, от тоннеля несколько километров по дороге вдоль течения Аварского Койсу в сторону села Голотль. Дорожный указатель со стрелкой 350 м и фотографией указывает место расположения храма. Проход в ущелье «Хатан-Бугеб-Ккал» со старинным арочным мос ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из села Хебда Шамильского района, бывшего аула Советское, от тоннеля несколько километров по дороге вдоль течения Аварского Койсу в сторону села Голотль. Дорожный указатель со стрелкой 350 м и фотографией указывает место расположения храма. Проход в ущелье «Хатан-Бугеб-Ккал» со старинным арочным мостом, перекинутым через речку, оформлен воротами из дикого камня в грузинском стиле. К храму ведёт тропинка.






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Dmitry N.  25 марта 2018

Церковь, находящаяся недалеко у селения Датуна, в ущелье Хатан-Бугеб-Ккал (с аварского – «ущелье где находится храм») – единственный наземно сохранившийся в Горном Дагестане памятник средневекового христианского храмового зодчества конца Х – начала ХI вв.

Датунская церковь широко известна в научной литературе. Её упоминали в своих работах Д.Н. Анучин, А.П. Берже, Е.И. Козубский, Н.Б. Бакланов, А.П. Круглов и др.

В конце 1950-х гг. историк искусства, специалист по средневековому грузинскому зодчеству Р.О. Шмерлинг, изучившая архитектурные особенности Датунской церкви, датировала памятник концом Х – первой половиной ХI вв. Немногим ранее, ещё в конце 1940-х гг., архитектор Н.П. Северов, специалист по грузинскому средневековому зодчеству, по поводу близкой по форме Датунской церкви – в Спети (Грузия) отмечал, что она может служить образцом самого распространенного и самого устойчивого типа маленькой зальной церкви. Датировал он такие постройки ХI в. Спустя два десятилетия, в 1970-е гг., известный архитектор, автор фундаментального исследования по традиционному аварскому зодчеству Г.Я. Мовчан также датировал памятник Х-ХI вв., но, подчеркивая грузинское происхождение церкви, заключал, что «она осталась вполне чужеродным памятником» в аварской архитектуре.

Замечу, категоричность этого утверждения, несмотря на давность лет, по настоящее время подвергается нами сомнению в силу полного отсутствия археологических исследований в области церковной архитектуры в Горном Дагестане. В те же 1970-е гг. архитектор и исследователь зодчества народов Северного Кавказа А.Ф. Гольдштейн утверждал, что Датунская церковь, представляющая собой однонефную базилику (с апсидой, не выступающей наружу), по начертанию плана, строительной технике и характеру архитектурных форм соответствует закавказским христианским храмам Х-ХII вв. и построена «безусловно, грузинскими мастерами». Немногим позднее, в 1980-е гг., археолог и автор многих значительных трудов по истории Дагестана В.И. Марковин, посвятивший отдельное исследование храму Датуна, отнес его по архитектурно-конструктивным особенностям (скрытая алтарная часть, тайнички по сторонам апсиды, скупость внешнего декора, строительная техника) к грузинским храмам, сравнивая его с храмом в Цирколи VIII в.

Расположенная внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан-Бугеб-Ккал, церковь Датуна издали напоминает небольшой изящный домик, сложенный из аккуратных блоков золотисто-жёлтого песчаника. Кладка стен выполнена на известковом растворе с толстыми швами, чередующимися широкими и узкими рядами. Стоит церковь на высоком скальном останце, глубокой петлей омываемом с трёх сторон маленькой речкой (выходя из ущелья, она впадает в поток Аварского Койсу). Ещё в 1887 г. А. Роинашвили писал о том, что «на её стенах заметны следы живописи, но, к сожалению, нельзя разобрать, так как все стены закоптились, благодаря небрежности местных жителей, потому что здесь пастухи разводили костёр». О фресках, покрывавших стены, помнил ещё проводник экспедиции Н.Ф. Яковлева 1923 г. Ш. Гитиновасов. В конце 1980-х гг. В.И. Марковин отмечал «следы упавшей штукатурки» и сообщал, что «стены постройки сильно закопчены, на них заметны следы штукатурки», однако фрески он уже не застал.

По истории происхождения церкви существуют предания сомнительного характера, записанные в 1970-е гг. По одной из них, грузин по имени Тавади просит хунзахского нуцала оставить его в этой местности на жительство; взамен он обещает хунзахскому нуцалу поддержать его в борьбе с грузинскими феодалами. Таким образом, Датунское поселение выступает как «владение грузинского феодала, находящегося на службе у аварского нуцала», что, замечу, не находит какого либо подтверждения по другим источникам. В таком случае, исключительное происхождение Датунской церкви в центральной Аварии, связываемое с владением грузинского феодала находящегося на службе у аварского нуцала, противоречит многочисленным фактам, свидетельствующим о широком бытовании христианства в Гидатле и существовании в нём других церквей. Замечу, на фотографии храма Датуна конца XIX в. (предположительно, Ермакова) написано: «Церковь св. Давида».

История возникновения христианского храма Датуна имеет непосредственное отношение к историко-культурным и политическим событиям, происходившим в регионе, и не является исключительным явлением в Горном Дагестане. В частности, в настоящее время по различным источникам – археологическим, сведениям грузинских летописей, авторов XIX в., местных народных преданий, в ряде случаев надежно подкрепляемых археологическим подъемным материалом, – известно о существовании на территории средневековой Аварии более 30 церквей.

П.И. Тахнаева. Храм Датуна – памятник христианской культуры Х – начала ХI вв. в Горном Дагестане

Источник: Православие в истории и культуре Северного Кавказа



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.