Село Волохово, Борисоглебское, а по древним актам ХVІІ и ХVIII веков Алешково тож, отстоит от губернскаго города на 128 верст, от уезднаго на 13½ верст, на реке Горел-Крест.
Местное предание говорит о существовании этого села в начале ХVІІ века. Разсказывают, что на месте, где стояла деревянная церковь, был монастырь, разоренный нашествием поляков, коими и крест храмозданный сожжен в протекающей близ села речке Горел-Крест, от чего она и получила свое название. Повествование этого предания утверждается и тем, что при рытии фундамента для каменнаго храма в 1805 г. оказывались могилы, в коих уцелели остатки монашеской одежды.
Вполне возможно и разорение Волохова поляками в 1609 году, так как в этот год поляки были разбиты князем Михаилом Васильевичем Скпинымъ-Шуйским на поле села Каринскаго в 6-ти верстах от Волохова. Факт этого разорения подтверждается записью в патриарших окладных книгах, в коих записана церковь в вотчине Ждана Васильева сына Телицына в Переславль-Залесском уезде в Гулятине стану на пустоши, что было сельцо Борисоглюбское-Алешково и Волохово тож; эта запись стоит под 207 (1699) г.
Очевидно, существовавшее ранее сельцо Борисоглебское по какой-то причине запустело и только к концу XVII века заселилось вновь; в нем тогда были: 1 двор помещиков да 8 дворов крестьянских - молотчих. В вотчине владельца той же фамилии Волохово значится в патриарших книгах и под 1746 г., во второй же половине ХVIII века оно стало родовою вотчиной Баскаковых.
Достоверное существование церкви в селе Волохове начинается с 207 (1699) г.; ъ этом году, как свидетельствует запись в патриарших окладных книгах, вышеупомянутым вотчинником Жданом Телицыным построена была здесь деревянная церковь и в следующем 208 (1700) г. освящена в честь святых мучеников Бориса и Глеба; к церкви был определен священник Павел Исаиев, дьячек и просвирница; дани положено 13 алтын, заезда гривна.
По описи восьмидесятых годов прошлаго столетия, учиненной Суздальской епархии Александровскаго уезда закащиком Рождественскаго собора священником Петром Ключаревым, в селе Волохове значится деревянная церковь - настоящая во имя святых Бориса и Глеба, антиминс на ея престоле освящен в 1777 г. Феофилактом, епископом Переславским, а приделы: правый во имя святаго Алексия митрополита, левый во имя святой великомученицы Варвары и в них на престолах антиминсы освящены в 1782 г. тем же епископом. Эти новые приделы и антиминсы несомненно свидетельствуют о перестройке церкви около даннаго времени, но по какой причине, неизвестно.
В 1805 году помещик села Волохова А.А. Баскаков в поданном преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому, прошении представил, что «владения его в селе Волохове церковь святых Бориса и Глеба с 2 приделами деревянная требует внутренних и наружных поправок, а по необширности ея некоторой и пристройки, не касаясь однакож освященных престолов; состоят же к оному храму прихожанами его Баскакова три брата и все они четверо единодушно желают соорудить храм каменный, к чему и материалы с сего года заготовлять намерены, но так чтобы в течение таковаго времени и ныне существующий деревянный храм не мог придти в ветхость, а возобновлен и украшен оставаясь цел и по сооружении каменнаго». Просимое разрешение было дано.
Тщанием помещиков Баскаковых в 1815 году окончен был постройкою и освящен новый каменный храм, существующий в Волохове и до настоящаго времени.
Существовавшая до того времени деревянная церковь была упразднена; иконостас с царскими вратами, местныя иконы и церковная утварь перенесены и размещены в каменной церкви, а на месте престолов деревянной церкви поставлены кирпичные столбы.
Каменный храм в селе Волохове по наружному виду крестообразный; каменная колокольня соединена с церковью и устроена над папертью. Престолов в церкви три: в настоящей холодной во имя святых мучеников Бориса и Глеба, антиминс освящен в 1831 году; в приделах теплых во имя святаго Алексея Митрополита и во им святой великомученицы Варвары.
Утварью, ризницей, Святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена благодаря щедротам строителя вполне достаточно. Из Святых икон особенно замечательны: 1) Смоленской Божией Матери в серебряной ризе — древняго искуснаго письма, 2) икона Спасителя, 3) Иверской Божией Матери, 4) Спасителя в терновом венце и 5) Господа Вседержителя (вклад Преосвященнаго Аполлоса, епископа Вятскаго и Слободскаго, родина коего село Волохово). Кресты: три серебряно-позлащенные и круглая малая финифтевая икона, все с частицами святых мощей (вклад строителя храма Баскакова); кресты и икона вмещены в дску с изображением на ней тех угодников, мощи коих в них вложены. Замечательно святое Евангелие в большой поллист печатано на александрийской бумаге в Москве при императрице Екатерине II-й, обложено литыми серебряными дсками (весу 8 фунтов 75 золотников), позлащенными и украшенными финифтевыми изображениями, осыпанными стразами; другое Евангелие в 1/4 листа, печатано при императрице Анне Ивановне в 1735 году, обложено бархатом с серебряными литыми наугольниками. Прочия богослужебныя книги большею частию печатаны в царствование императрицы Екатерины I-й и Екатерины II-й. Замечательна, наконец, священническая риза с шитым разноцветными шелками изображением святых мучеников Бориса и Глеба (вклад Н. А. Баскаковой, матери строителя).
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1802 года, исповедныя росписи с 1826 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание причта получается: 1) из уезднаго казначейства вспомогательнаго оклада 67 руб.; 2) процентов с причтоваго капитала 35 руб. 50 коп.; 3) от хлебнаго сбора 70 руб.; поручных 70 руб.; 4) братскаго кружечнаго дохода до 800 руб., а всего до 1100 руб. Дом у священника собственный на господской земле, у псаломщика из церковнаго леса на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной нет, пахатной 18 десятин, сенокосной 5 дес. 586 кв. сажен, неудобной 14 дес., из них 8 десятин поросло мелким лесом. Плана на землю при церкви нет, а значится она в плане помещичьей земли.
Приход состоит из села Волохова, сельца Копцова 1-го (в 2 верстах от церкви), Копцова 2-го (2 версты), сельца Кашина (3 вер.), сельца Колычева (1½ вер.) и деревни Шаблыкина (3½ вер.); в них по клировым ведомостям числится 429 душ мужескаго пола и 467 душ женскаго пола; все православные.
В селе Волохове с 1892 года открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1892-93 году - 16 человек.
Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 2-4 / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир, 1893-1898. - 3 т. Вып. 2: Переславский и Александровские уезды. – 1895, стр. 291-295
ГПИБ | Вып. 2 : Переславский и Александровские уезды. - 1895.