ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Тукбулатово. Церковь Алексия, митрополита Московского.

Алексиевская церковь.


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Алексия, митрополита Московского
Год постройки:1899.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Удмуртская Республика, Глазовский район, д.Тукбулатово (Тугбулатово, Тугбулатовский, Кобылино, Кобла-Гурт).

Координаты:58.016202, 52.408607 (приблизительно)
Проезд:Из Глазова по Юкаменскому тракту на юго-запад, на Юкаменское. Правый поворот с тракта на Удмуртские Ключи, и далее до деревни Тукубулатово. От Глазова примерно 25км.


Добавить фотографию
Церковь Алексия, митрополита Московского - Тукбулатово - Глазовский район и г. Глазов - Республика Удмуртия
Фотография из архива ГАКО.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев,  19 октября 2017

Приход с. Тугбулатово открыт по указу Св. Синода от 5 октября 1898 г. № 5577. В его состав вошли селения: Тугбулатовское, Ключевское, Золотаревское, Подле речки Гулекшур, Гучиншурское, Ново-Чуринское, Мало-Ключевское. Построенная на кладбище в 1899 г. деревянная часовня-церковь была перенесена в 1903 г. в село, расширена и освящена как молитвенный дом в честь Св. Алексия, Митрополита Московского. В 1899 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство и в 1898 г. – миссионерская одноклассная женская школа. Новая деревянная церковь построена на средства прихожан с одним престолом в 1911 г. и освящена в честь Св. Алексия, Митрополита Московского 20 марта 1911 г. Алексеевская церковь была закрыта в 1933 г. Здание снесено.

Материалы http://gasur.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев,  19 октября 2017

Примером большого влияния христианской религии среди удмуртов может служить история Алексеевской церкви села Тукбулатово, построенная в 1899 году. Церковь строилась на средства прихожан. Жители селений Удмуртские Ключи, Тугбулатово, Малые Ключи, Гучиншур, Новочурино, Золотари, Подле речки Гулекшур на соединенном сходе, проходившем в 1896 году в деревне Тугбулатово, при сельских старостах Василии Иванове и Алексее Невоструеве решили ходатайствовать об открытии нового самостоятельного прихода, аргументируя свое решение тем, что во-первых, вышеперечисленные населенные пункты находятся достаточно далеко от своего прихода в городе Глазове – приблизительно в 22-32 верстах, во-вторых, населении этих деревень немаленькое, а именно 1010 мужчин и 1030 женщин. В случае образования нового прихода поселяне согласны были на следующие условия: построить церковь на свои средства и снабдить ее всем необходимым, ежегодно давать священнику и псаломщику по 20 фунтов ржи, ячменя и овса, предоставить в пользование церкви 38 десятин земли, платить за обряды: крещение – 35 копеек, погребение – от 30 копеек до 2 рублей (в зависимости от возраста) поминовение усопшего в течение 40 дней – 6 рублей, проводы усопшего до кладбища – 1 рубль. Священный Синод удовлетворил просьбу прихожан и указом №5577 от 5 октября 1898 года открыл новый приход в селе Тугбулатово. В 1899 году на кладбище была построена деревянная часовня – церковь, на ее строительство израсходовали 1300 рублей. С момента основания церкви священником был назначен Владимир Васильевич Зубарев. Круг его обязанностей был достаточно широк: он являлся председателем местного церковно-приходского попечительства, законоучителем в Тугбулатовском земском училище, заведующим и законоучителем в Миссионерской женской школе.

Энергичный, целеустремленный, отец Владимир планировал строительство нового каменного храма. Причем прихожане оказывали ему большую поддержку. Так, приговор церковно-приходского схода от 24 августа 1903 года единогласно постановил перевести молитвенный дом, находящийся на кладбище, на церковную площадь, выделенную на территории села, расширить его за счет прихожан и начать сбор средств на строительство каменного храма. Однако ни собственных средств, ни добровольных пожертвований, собираемых по решению церковно-строительного комитета, оказалось недостаточно. Поэтому в 1907 году разговор велся уже о строительстве только деревянного храма. Подрядчиком для сооружения нового здания церкви был нанят Козьма Федорович Новокшенов, получивший за работу 6900 рублей, для чего ежегодно с 1909 по 1911 годы взыскивалось по 2 рубля с каждой платежной души прихожан.

К 1911 году новая деревянная церковь на каменном фундаменте была построена и освящена в честь святого Алексея, митрополита Московского. Одним из фактов, подтверждающих огромное желание прихожан построить храм, может служить то обстоятельство, что лес на строительство вывозили ночью, тайно (возможно, не было разрешения на вырубку древесины). Сохранились имена возивших бревна людей. Это Опалев Василий Иванович, Блинов Дмитрий Яковлевич. Церковь построили клетского типа с печным отоплением, состояла она из трех частей: основной, более крупной и высокой клети, прирубленной к ней с западной стороны второй клети (притвор, трапезная); третьей клети, прирубленной с востока, где размещался алтарь. Такие храмы были наиболее многочисленными на Вятской земле. Алексеевская церковь имела звонницу: 1 большой колокол и 4 поменьше. В ведомостях о церкви, притче и прихожанах за 1916 год отмечается, что церковной утвари было недостаточно в отношении икон и облачений. В состав церковного имущества обычно входили вещи, имевшие священный характер и предназначавшиеся для церковного культа (кресты, потир, купели и чаши для водоосвящения, ковши, лампады, богослужебные книги и т. д.) и имущество, предназначавшееся для обеспечения существования и материальных нужд церковных институтов (земли, оброчные статьи, денежные капиталы).

По указу Его Императорского Величества Вятская духовная консистория уже в 1899 году отправила причту Алексеевской церкви книги прихода и расхода церковных сумм, метрические книги, 5 атласных венцов, 10 противоатласных, 50 раззолоченных высшего сорта и 100 низшего сорта, 250 молитв. Кроме того, респонденты упоминают также 6 икон, богослужебные книги, тумбочки и т.д. Что касается земель, то они оценивались как неплодородные, однако это не помешало священнику вырастить прекрасный сад, частично сохранившийся до наших дней. По воспоминаниям, убранство церкви было красивое, светлое. Храм посещали не только для совершения обрядов, но и для благословения перед дальней дорогой, освящения дома, колодца, обращения к богу с просьбой о хорошем урожае, крепком здоровье и т.д. Хотя многие удмурты в своих молитвах часто обращались к Инмару, Кылдысину, они соединили языческие верования с христианскими и добросовестно выстаивали службы. Причем посещение церкви оценивалось как праздничное событие: прихожане надевали свои лучшие наряды и доносили на руках ботинки, чтобы их потом обуть в церкви. В состав причта, кроме священника, входили псаломщик и просфорница. Известны имена псаломщиков Аркадия Мальгинова и Василия Тукмачева. Большим уважением среди прихожан пользовалась и жена священника Мария Стефановна, которая лечила народ травами, таблетками. Кроме Владимира Зубарева, респонденты еще упоминают имена священников Николая, Александра, Ивана. Однако документальных подтверждений этому не найдено. В 1916 году священник получал жалованье в 294 рубля, псаломщик – 98 рублей. Кроме того, они имели свой дом, баню, конюшню и земельный участок в 1 гектар.

В период Первой мировой войны церковь брала на себя заботу о сборе пожертвований в пользу Георгиевского комитета. Правда, суммы были невелики. Например, в ноябре 1916 года в течение трех дней удалось собрать 2 рубля 21 копейку. Причиной тому может служить низкий уровень жизни населения. В этой церкви всю свою жизнь прослужил священником мой прапрадед Караваев Иван Семенович. После Октябрьской революции 1917 года началась антирелигиозная пропаганда, репрессии по отношению к священнослужителям. Не обошла эта беда и Алексеевскую церковь в с. Тугбулатово. Она была закрыта в 1933 году. Версии о том, что произошло со зданием церкви, существуют разные. По данным Центрального Государственного Архива Удмуртской Республики, оно было снесено. Однако документы Глазовского городского архива и воспоминания очевидцев свидетельствуют о том, что здания церкви и церковно-приходской школы были перевезены в деревню Удмуртские Ключи в качестве школьных помещений.

Невоструева Е.А. "Алексеевская церковь с. Тукбулатова". Материалы краеведческой конференции "Из истории Православных церквей Глазовского уезда" при Глазовской РБ.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.