«Снисходя друг ко другу с любовью…» Эта статья написана специально для журнала «Новости Романовых». Ее автор - Ноха Алаудинович Султханов, писатель, краевед и наш дорогой друг из станицы Новоминской, Каневского района, Краснодарского края. Религия всегда играла важную роль в самосознании казаков. Православие призывало их к созиданию, учило быть праведниками в семье, уважительно относиться к старикам и покровительственно к младшим. Вдали от родных мест вера связывала их мыслями с семьей, с домом, с близкими людьми. Поэтому, если казакам приходилось долго задерживаться на одном месте, они обязательно возводили или церковь, или часовню. Вера была неотъемлемой частью культуры и в жизни новоминских казаков. Как свидетельствовали старожилы, большинство ратников были людьми не только отчаянносмелыми, но и глубоко религиозными и твердыми в вере.
В 1906 году (110 лет назад) в Новоминской стали собирать деньги на строительство новой церкви. Старая, которая находилась на месте нынешней участковой больницы и называлась «Вознесение Господне», уже не могла вместить в праздничные дни всех желающих. Они и выступили с животрепещущей идеей перед станичниками о возведении еще одной церкви. Новую решили возвести на бывшем плацу, напротив здания правления атамана Новоминского казачьего куреня, где теперь находится сквер им. Ю. Гагарина, рядом с Детской школой искусств. Средства собрали быстро. Станица была зажиточная, почти все жители являлись прихожанами местной церкви. Так что уже осенью того же года в ней отметили первое богослужение. Немолодой уже местный священник призвал на станичников божье благословение, поучал «поступать достойно своего звания, быть смиренномудрым, кротким и долготерпеливым, снисходя друг ко другу с любовью, сохранять единство духа в союзе мира» (Ев. 4,1-3).
День открытия божьего заведения совпал с храмовым праздником – Покрова Пресвятой Богородицы – и поэтому церковь стала называться Свято-Покровской. (Согласно легенде, когда в середине Х века сарацины окружили город Царьград (Константинополь) и его жители обратились с усердной молитвой к Богоматери, она простерла свое покрывало, которое носила на голове, над всем молящимся народом, как знак своего покровительства. Наутро вражеские корабли разметал сильный шторм). После революции 1917 года обе новоминские церкви работали с перерывами, а в 1935 году, в период усиления гонений за веру, оба храма были разрушены до основания.
Как утверждал новоминской старожил Василий Селиверстович Гордиенко, « … именно в том году наша станица, входящая в состав Староминского района, получила статус районного центра и стала создавать собственные административные структуры из числа местных жителей. В разгар этих событий, под благовидным предлогом борьбы с религиозным дурманом, бывшее районное начальство, большинство из которых было из станицы Староминской, и дало команду разрушить новоминские церкви». Их разобрали до последнего кирпича, до последней доски. Небольшая часть стройматериалов была использована для строительства фермы № 3 колхоза «Червонный Коммунар» и ремонта станичных школ, а львиную долю кирпича, бруса, досок и кровельного железа забрали для строительства новых животноводческих корпусов на фермах соседнего района. Надгробные камни захороненных здесь священников и заслуженных казаков ночью вывезли далеко за станицу и закопали.
В наши дни во время подготовки фундамента для строительства нефтеперерабатывающего завода «Албашнефть» рабочие наткнулись на часть из них и сообщили в администрацию Новоминской. Камни перевезли и поставили на прежнем месте. Иконы и другую церковную утварь из храма станичники закопали, и это место не выдали даже следственным органам. И тайну сию унесли с собой…
Очевидец разрушения Свято-Покровского храма, ныне здравствующий казак, фронтовик Неженец Козьма Григорьевич (кавалер трех боевых орденов в Великую Отечественную войну), тогда ученик 4-го класса школы, находящейся напротив церкви, запомнил ужасы на лицах станичников, которые присутствовали во время этой драмы: «... Близко к церкви людей стояло мало. Часть отогнали милиционеры, стоявшие вокруг церковной изгороди, другие были не в состоянии смотреть на такое кощунство. Колокола стягивали тросами и веревкой, пристроенными к конной тяге, а затем приступили к разбору стен. Кирпичи, доски и балки снимали какие-то чужие рабочие, думаю, наши станичники отказались бы от этого варварства…» После разрушения церквей верующие осиротели и вынуждены были тайком молиться дома. Но уже через 6 лет, в 1941 году, когда немецко-фашистские полчища стояли под Москвой, сверху негласно разрешили открыть молитвенный дом для православных: помимо спасения Отечества власти была нужна объединительная идея для людей верующих и только церковь могла помочь в этом.
Для проведения богослужения было отведено главное здание нынешней школы № 36. Уже после войны, в 1946 году, церковь переместилась в частный дом бывшего тракториста местного колхоза «Коммунар» Антона Родионовича Джуры, 1905 года рождения, погибшего на фронте 15 марта 1943 года. Дом под молитвенный храм отдали его дочери Екатерина и Людмила. В память о своем отце. Здесь ныне и находится Свято-Покровская церковь. Несмотря на попытку большевиков оторвать людей от Всевышнего, им не удалось сделать нас атеистами. И сегодня для большинства новоминских станичников объединяющей общенародной идеей была и остается религия.
В наши дни новоминские жители собрали документы с целью возведения на прежнем месте Свято-Покровского храма, где, по преданию, крестили Гурия – племянника последнего русского Императора Николая Второго (объявленного Православной Церковью святым мучеником), и сына сестры царя Великой Княгини Ольги Александровны Романовой – Куликовской и ее мужа полковника Николая Александровича Куликовского во время их проживания в станице Новоминской в 1919 году. Проект возрождающейся церкви готов. Дело за строительными материалами. С надеждой на божью и людскую помощь церковный совет разослал призыв для сбора денежных средств: «С глубокой благодарностью уведомляем Вас, что в стену строящегося Новоминского Свято-Покровского храма будет вложен кирпич с начертанием Вашего имени». Уверен, что многие люди откликнуться на это пожертвованиями. К сказанному хотел бы добавить еще удивительные факты, связанные с этой церковью и близко расположенными земельными участками.
Через два года после разрушения храма здесь построили ларек по продаже керосина – он сгорел средь бела дня без причины. Такой же магазинчик, построенный чуть подальше, неожиданно провалился в какую-то яму, которую быстро засыпали, и никто даже не вел следствие. Затем на этой земле сгорело почтовое отделение связи, запылала во время оккупации станицы в 1942 году тщательно охраняемая немецко-румынская комендатура, после войны разрушилась танцевальная площадка, крупно ограбили построенный здесь магазин, а затем обанкротился хозяин расположенного недалеко кафе. Последнее, что предприняли местные власти, было решение построить неподалеку от фундамента бывшей церкви административное здание Новоминского сельского Совета. Быстро возвели гаражи и выкопали большой котлован для строительства здания. Но дальше работа не пошла. Строительство остановилось, деньги куда-то ушли, ров засыпали и теперь забыли. Ничто на этой церковной земле не может найти опору. Видно, только для возведения храма бережет Всевышный этот некогда дорогой для сердца станичников участок земли, где в церкви крестились, венчались и очищали свои чистые и безгрешные души наши далекие деды и прадеды.
Известные нам имена священнослужителей станицы Новоминской: Михаил Недбайло, Василий Постников, Павел Токарь, Павел Кисленко, Василий Нечаев, Валентин Почтовый, Александр Лысак, Андрей Морозов, Василий Изай.