Для русской православной церкви не очень в обычае поклоняться объёмным иконам - скульптурам. Традиционно пользовались поклонением в русских храмах только скульптуры Параскевы Пятницы, Николы Можайского да Нила Столобенского. Но в Византии скульптуры использовались достаточно широко. Гораздо шире используются скульптурные иззображения святых и, в особенности, Богородицы на Украине. Именно с Украины родом был иеромонах (впоследствии архимандрит, ныне епископ) Лукиан Куценко, прославившийся восстановлением Александро-Свирского монастыря и бывший затем благочинным монастырей Лодейнопольского района Ленинградской области. В его ведении был тогда и Покрово-Тервиничский монастырь вместе со свои скитом в Пирозере.
Некоторые украинские обычаи и появляются в это время в наших краях. В частности, в Тервеничах, Пирозере и окрестностях Свирского появляется несколько статуй Богородицы. Одной из них и стала копия прославленной статуи Божьей Матери в городе Лорето в Италии. Она относится к числу так называемых "Чёрных Мадонн". Оригинал был вырезан из кедрового дерева и со временнем потемнел. Он хранился в базилике города Лорето в так называемом Доме Пресвятой Богородицы, который был по разобран по камням и перевезён в Лоретто из Назарета. По преданию, дом этом был обнаружен в IV в. св. Еленой, которая воздвигла над ним церковь. Когда в XIII в. сарацины вытеснили крестоносцев из Палестины, церковь была разрушена, а сам дом был перенесён (по некоторым сведениям, чудесным путём ангелами, по другим - Эпирским правителем Никифором I) сначала в Далмацию, а затем в 1294 и в Лорето, где над ним и была выстроена базилика. В этой базилике и явилась скульптура Божьей Матери, которая, по заключению экспертов, была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII-XIV веках. Богомладенец благословляет приходящих десницей; в левой руке Его - держава. На голове Богоматери - жемчужный венец, волосы распущены. Скульптура была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями. Увы, оргинал статуи погиб при пожаре в Santa Casa - Доме Пресвятой Богородицы в 1921 году. Копия статуи была создана скульптором Леональдо Челани из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, и нарочито окрашена в чёрный цвет, чтобы полностью соответствовать прежней статуе, почерневшей от времени и свечной копоти. Эта Мадонна была коронована двумя золотыми диадемами (и Богоматерь, и Младенец) папой Пием X. В 1962 году короны были заменены новыми, пожертвованными при посещении Лорето папой Иоанном XXIII. Не позднее конца XVI века особое почитание Лоретской статуи среди католиков привело к росту её известности и среди православных. В русской традиции распространилось несколько иконографических типов, основанных на Лоретском первообразе. Так появилась собственно Лоретская (Лорецкая) икона Божией Матери, а также иконы "Ключ Разумения" и "Прибавление ума". Копия статуи была привезена из Италии и хранится в специально построенной часовне в скиту Покрово-Тервеничского монастыря в Пирозере.