В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром "беседничества". Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей
Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь.
За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница.
25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца.
Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.
Монастырь владел двумя подворьями. Одно находилось в Самаре, второе в селе Старая Майна (ныне в Ульяновской области). В 1906 году на монастырском подворье в Самаре была поставлена каменная часовня, выполненная по проекту архитектора А.А. Щербачева. Часовня была выстроена в русско-византийском стиле, с живописным силуэтом, массивной кладкой основания, тяжелыми барабанами и полукруглыми куполами. Имела очертания креста, но казалась округлой за счёт неглубоких выступов порталов. Подворье монастыря в Старой Майне открыто по просьбе жителей в 1904, на нем оборудована домовая церковь. По просьбе крестьян из монастыря в Старую Майну совершался крестный ход с иконой Божией Матери «Взыскание погибших».
В 1857 году в обители открыта школа грамотности, в 1878 году - приют для детей-сирот солдат, погибших в русско-турецкой войне. В 1901 году в монастыре проживало 317 человек. В годы Первой мировой войны при монастыре действовало два лазарета для раненых - один в самом монастыре, другой в самарском подворье.
Монастырь был упразднен в 1920-х годах, точная дата закрытия монастыря спорна. По одним сведениям, монастырь был закрыт в 1928 году, по другим — в 1924 году. Все церкви были разрушены, в келейном корпусе размещено педагогическое училище. В 1934 году территория монастыря перешла к колонии беспризорных, в 1936 году здесь разместили Большераковский дом для престарелых и инвалидов. С 1979 года на территории монастыря размещается Большераковский психоневрологический диспансер для инвалидов. Монастырское подворье в Старой Майне после 1918 года было преобразовано в артель "Трудовая община", а в 1928 году закрыто. Имущество подворья с землей передано сельскохозяйственной коммуне. Подворье в Самаре было национализировано. Находившаяся на подворье часовня действовала до 1920-х годов, после чего несколько лет стояла в запустении. Была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте стоит жилой дом (ул. Ленинская, 210).
Главной святыней обители, да и всей Самарской епархии, являлась чудотворная икона Божией матери "Взыскание погибших", пожертвованная в 1850 году Кадышевой Анной Ивановной. По преданию, бытовавшему в семье дворян Кадышевых, в 1666 году икона приплыла по Волге к Саратову, где и была явлена местному воеводе Кадышеву. Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и обличением похитителей церковного имущества. Икона передавалась из поколения в поколение, пока не перешла к Анне Ивановне Кадышевой, которая будучи настоятельницей Раковской общины, передала семейную реликвию в дар обители. После упразднения монастыря икона пропала, но в 1954 году икона была передана в Покровский собор Самары, где и находится в настоящее время.
Известно несколько списков с чудотворного образа. О первом известно со слов Кадышевой. В начале 1860-х годов монахиня Дивеевского монастыря написала копию иконы, которая в дальнейшем находилась в Нижегородском Спасском (Ярморочном) соборе. Её дальнейшая судьба неизвестна. Другая копия, написанная настоятельницей Раковского монастыря Анатолией, находилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома. Её судьба также неизвестна. В самарском храме апостолов Петра и Павла хранилась копия, известная как «нерукотворная», написанная крестьянином села Утевка Самарской губернии Григорием Журавлевым 13 февраля 1888 года. Нерукотворной она считается, так как Журавлёв был инвалидом от рождения, лишённым рук и ног, при работе над этой и иными иконами кисть он держал зубами. В настоящее время икона передана в Самарский епархиальный церковно-исторический музей. Также известен список с иконы, находящийся в Покровской церкви в Гатчине Ленинградской области. На иконе сохранилась надпись, что она «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда».
По материалам книг: Блок В.С., Катренко К.А. «Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.)». Самара, 2002, с. 86-88. Якунин В.Н. «История Самарской епархии». Тольятти, 2011. с.58-59.