ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Звенигород. Церковь Вознесения Господня (старая).

Вознесенская церковь


Звенигород. Церковь Вознесения Господня (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня, Николая Чудотворца, Толгской иконы Божией Матери
Год постройки:не позже 1792.
Год утраты:1941
Адрес:
Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Московская.

Координаты: 55.730312, 36.851181
Проезд:На церковном месте построен новый Вознесенский собор.





Церковь Вознесения Господня (старая), фото №1. Храм до разрушения<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
фото №1. Храм до разрушения
Алексей Кротов
1 мая 1940
Церковь Вознесения Господня (старая), фото №2. С храма сброшена главка с крестом. Процесс запечатлен на фотоснимке<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
фото №2. С храма сброшена главка с крестом. Процесс запечатлен на фотоснимке
Алексей Кротов
1 мая 1940
Церковь Вознесения Господня (старая), Илл. из книги "Звенигород в старинных фотографиях"<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Илл. из книги "Звенигород в старинных фотографиях"
Анонимный участник
.. - ..
Церковь Вознесения Господня (старая), , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 ноября 2017

Существовавшая ранее церковь Вознесения Господня на посаде в городе Звенигороде.

Время построения Вознесенской церкви неизвестно. В писцовых книгах 1624 г. Звенигородского уезда значится: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви образы, книги, клепало и всякое церковное строение мирское; … а земля церкви дана десятинная, и ту церковную землю дозирал великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкий в 1620 году и пустовые церковные земли дозирал он же в том же году, и те пустовые земли отдает в оброк староста поповской церкви села Козина Никольский поп Герасим».

Вознесенская церковь упоминается в приходских книгах Патриаршего Казенного Приказа с 1628 по 1740 гг. и в переписных книгах 1677 г. архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря Питирима.

В 1624 г. в Звенигороде на посаде находилось 18 дворов посадских, да на городской стороне 29 мест пустых, да Москвою рекою 14 дворов посадских, на посадской земле в Звенигороде 5 дворов, а живут в них звенигородский поп и дети боярские. Под 1678 г. значится Вознесенская слобода, в ней 28 дворов посадских, людей в них 135 человек и двор протопопа.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  7 июля 2019

Первая церковь того же посвящения (деревянная) стояла здесь, предположительно, еще в XVI в. После периода Смуты в начале XVII в., когда Звенигород был разорен, в городе уцелели лишь два храма – белокаменный Успенский собор на Городке и деревянная Вознесенская церковь в Нижнем посаде.

Первое известное описание храма дано в писцовых книгах за 1624 год: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная и тою церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой». 15 января 1630 г. собор Вознесения Господня в Звенигороде посетил Патриарх Филарет, направляясь на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и пожаловал настоятелю Стефану гривну на молебен. С середины XVII в. цари и патриархи, следовавшие в Саввино-Сторожевский монастырь, ставший резиденцией русских государей, регулярно проходили мимо собора, а потому стали уделять внимание и этому храму.

В XVIII в., согласно новому градостроительному плану, Звенигород был поделен на регулярные кварталы, которые, главным образом, были сосредоточены на землях Нижнего посада, у Вознесенского собора. Это привело к росту значения храма и значительному увеличению количества прихожан.

В 1781 г. по административной реформе Екатерины Второй Звенигород стал уездным городом. К уездным городам того времени предъявлялся ряд требований, одним из которых было наличие в черте города каменного собора. В 1792 г. был возведен новый кирпичный Вознесенский собор на месте старого деревянного храма. Главный престол собора был освящен во имя Вознесения Господня, а два престола в приделах – во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Собор представлял собой вытянутый в плане объем, включавший в себя храмовую часть, алтарь, трапезную с двумя пределами, паперть и четырехъярусную колокольню. Рядом с собором, за его оградой располагались три деревянных домика, обращенные фасадами к храму. В этих домах, принадлежавших церковному причту, жили священнослужители, здесь были школа и просфорня, а один из домов сдавался в наём. Дома были выстроены по одной линии и отделяли храм от торговой площади, находившейся в центре города. На остальном пространстве холма, на котором располагался собор, проходили крестные ходы, читались проповеди при большом стечении народа, торжественно встречали высших церковных иерархов.

Во время обозрения храмов Звенигородского уезда в конце XIX – начале XX в.в. Звенигород часто посещали московские епископы и митрополиты, которые, как правило, служили в Вознесенском соборе. В августе 1914 г., когда в храме пребывал епископ Можайский Димитрий, было объявлено о начале Первой мировой войны. Преосвященный Димитрий, стоя перед собором, призвал звенигородцев «на защиту веры, Царя и Отечества». На городской площади собралось много народа: жители Звенигорода и окрестных селений, призываемое ополчение – тысячи людей. Обращаясь к ополчению, епископ сказал: «Не столько надейтесь на острие своих мечей и меткость ваших пуль, сколько на силу Креста Господня…». В эту минуту, поистине высокую и святую, отовсюду слышались крики благодарности и радости. В заключение всего по благословению епископа Димитрия воинам раздали иконки с изображением преподобного Саввы.

После революционных событий 1917 г. имущество собора было национализировано, а в 1922 г. храм был закрыт для прихожан. В здании церкви разместили пункт заготовки зерна, а для того, чтобы зерно было удобно подвозить, сломали боковую стену со стороны реки. С 1939 по 1941 г.г. в храме Вознесения размещался гараж, рассчитанный на пять автобусов и грузовик. В помещении была прорыта смотровая яма, а в алтаре устроена слесарная мастерская, в которой установили верстаки.

В апреле 1941 г. было принято решение о разрушении Вознесенского собора, а кирпич от сломанных стен было решено использовать для строительства. В мае 1941 г. храм был полностью разобран, а на его месте установлен памятник Сталину, в свою очередь уничтоженный через несколько лет. Интересно, что даже несмотря на нехватку места под строительство, холм, на котором стоял храм, не застраивался. Проекты застройки этой территории, разрабатываемые городскими властями, так и не были реализованы. Три дома притча в перестроенном виде сохранились до настоящего времени. В советское время в них располагались скорая помощь, детский сад, жилые квартиры.

С уничтожением Вознесенского храма Звенигород потерял и духовный центр, и значимую архитектурную доминанту.

Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь и его окрестности. Путеводитель – М., 2009.

Первоначально храм Вознесения был деревянным. Дата его строительства точно нигде не зафиксирована, но можно довольно уверенно утверждать о его существовании в XVI в. Первое упоминание 1624 г. говорит о том, что храм находится в достатке, у него есть своя земля, а настоятеля звать Стефаном. 8 мая 1659 г. храм и часть Нижнего посада сгорела. Храм и вся утварь пропали безвозвратно. В XVII-XVIII в.в. Вознесенский храм становится главным храмом города. С 1792 г. на месте деревянной Вознесенской церкви начинает возводиться новый кирпичный храм. В 1812 г. через Звенигород проходил 3 и 4 корпус французской армии, и храмы были разграблены. В Вознесенском храме уцелели антиминс, престол, жертвенник и иконостас, а церковные облачения и почти вся церковная утварь были похищены.

Иван Семенович Стариченков, который долгое время являлся старостой храма, на собственные средства пристроил к храму теплые приделы в честь Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, а также к 1838 г. высокую колокольню. Он пожертвовал также деньги на каменную ограду храма с железными решетками. В 1898 г. были обновлены два иконостаса и росписи храма.

Согласно акту описи по изъятию церковных ценностей от 16 мая 1922 г., у Вознесенского храма были отобраны: две серебряные чаши, кресты, дарохранительница, кадила, восемь лампад, ризы двух Евангелий, 16 серебряных одеяний, два евангелия в серебренных окладах, украшенных аметистами.

Опустевшая церковь была закрыта, потом в ней разместили пункт заготовки зерна. Дальнейшие сведения о судьбе храма известны со слов жителя Звенигорода В.Е. Кутюгина, который сообщил следующее: "Для удобства подвозки зерна со стороны реки сломали боковую стену. С 1939 по 1941 г.г. в церкви Вознесения был гараж для пяти автобусов и грузовика. Внутри прорыли смотровую яму, в алтаре соорудили слесарную мастерскую, установили верстаки".

В апреле 1941 г. церковь решили сломать и использовать кирпич для строительства. В мае 1941 г. церковь была разобрана полностью.

https://drevo-info.ru/articles/13677202.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 марта 2020

История Звенигорода восходит к ХII в., тесно переплетаясь с историей укрепления Москвы. Стоит сказать, что документальная история Вознесенского храма уходит своими корнями в ХVI в., хотя можно предположить, что церковь на этом месте существовала ещё веком ранее, но до нашего времени свидетельства о ней не сохранились. В этот период Звенигород уже состоял из трёх частей: древнего кремля (Городка) и двух посадов: Верхнего и Нижнего. В двух верстах от города располагался Саввино-Сторожевский монастырь. Помимо него до литовского разорения в городе и его ближайших окрестностях находилось ещё два небольших монастыря: Введенский и Воздвиженский - и семь церквей. До нашего времени сохранилась лишь одна церковь Успения на Городке, построенная в начале ХIV в. Смутное время разрушительной волной прокатилось и по звенигородским землям. Два раза польские интервенты во главе с Лжедмитрием I, затем Лжедмитрием II проходили через Звенигород, совершая злодеяния и разорения. В результате пожаров были навсегда уничтожены два монастыря, церкви Трёх Святителей, Всемилостивого Спаса, святителя Николая Чудотворца и прочие городские деревянные постройки. Сильно разграбленные, но всё же уцелевшие, в Звенигороде сохранились только два храма - каменный Успения Пресвятой Богородицы и деревянный Вознесения Господня.

Впервые о деревянной церкви в писцовых книгах 1624 г. сказано так: "В Звенигороде на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви образы, и свечи, и книги, и клепало, и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная, и тое церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой..." 8 мая 1659 г. деревянный храм и часть Нижнего посада к востоку от храма полностью сгорели, вся церковная утварь пропала бзвозвратно. Но в 50-60-е гг. ХVII в. Саввино-Сторожевский монастырь становится резиденцией русских государей (царь Алексей Михайлович очень полюбил эти места и по нескольку раз в год посещал обитель), из-за чего и храм Нижнего посада начал пользоваться особым попечением государя и церковных иерархов. В документах того времени храм назван "царским богомольем", а Звенигород - "государевым городом". Видимо, благодаря этому вниманию церковь быстро отстроили заново.

В 1792 г., согласно новой политике государства в градостроительстве, на месте ветхой деревянной построили одноимённую каменную церковь, ставшую одной из главных архитектурных доминант Звенигорода. Очень возможно, что 1792 г. - это лишь начало разработки проекта, так как на планах Звенигорода 1796 и 1798 гг. церковь значится деревянной. Строительство шло этапами. Самая старая часть (храм с алтарём) несла на себе черты провинциального барокко, была выложена из кирпича. Над северным и южным порталами имелись фронтоны с сюжетной живописью. Тёплая трапезная, квадратная в плане, по своим стилевым признакам относилась к позднему классицизму. Она завершалась главой на массивном постаменте, кровля была четырёхскатной. Типичная провинциальная колокольня храма несла на себе ампирные черты. Новый подход к застройке города на восток и северо-восток усилил стихийное перемещение административного центра города с бывшей Конюшенной горы (ныне Красная Горка) и Городка ближе к современному центру, ограниченному улицами Фрунзе и Пролетарской (бывшей Дворянской). С этим перемещением усилилось и значение главного посадского храма, а к концу ХVIII в. само название "город" уже прочно закрепилось за территориями вокруг него. Так главным храмом Звенигорода становится новый каменный Вознесенский храм, а собор Успения на Городке в описаниях 70-80-х гг. ХVIII в. значится каменной, старинной и бесприходной церковью, в то время как в двух приходских церквях "всего города обыватели состоят в приходе".

В 1812 г., ровно через 200 лет после нашествия войск Лжедмитрия I и II, через Звенигород прошли третий и четвёртый корпуса французской армии, и многие храмы, монастырь и сам город подверглись разорению и осквернению. В Вознесенском храме уцелели антиминс, престол, жертвенник и иконостас, а церковные облачения и почти вся церковная утварь были похищены. Четыре дома, принадлежавшие причту храма, остались в относительно благополучном состоянии. Городская и церковная жизнь постепенно восстанавливалась. Однако Звенигород не мог похвастаться большим количеством населения или средствами: самый большой уезд Московской губернии был одним из наименее развитых. Но были здесь добродетельные и преданные своему городу люди, такие как Иван Семёнович Стариченков. Будучи меценатом, четырежды главой города, он был ещё бессменным старостой Вознесенского храма. Благодаря его средствам к храму были пристроены тёплые приделы в честь Толгской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, каменная ограда с железными решётками вокруг храма, а в 1838 г. - высокая колокольня.

В 1898 г. были обновлены два иконостаса и росписи храма, а на кладбище (с 1771 г. на восточной окраине города) началось строительство бесприходной церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в память о почившем императоре Александре III, которая была освящена 19 мая 1902 г. и приписана к Вознесенскому приходу; многие знатные люди и церковные благотворители, а также священнослужители были захоронены рядом с ней. Главный городской храм являлся важной духовной, административной и культурной единицей города и окрестностей. В храме размещался архив благочиния, церковно-приходская школа (с 1900 г.). В 1852 г. в 40 метрах от храма, ближе к реке, была построена богадельня. Сейчас это одно из старейших гражданских зданий города. Осуществлял постройку Иван Семёнович Стариченков, который на свои деньги купил землю, оформил её в собственность храма и положил 3000 руб. серебром для получения процентов на содержание богоугодного заведения. Кроме этого, по восточной стороне храма располагались четыре приходских дома. В них размещалась церковно-приходская школа, просфорня и два дома причта (два последних иногда сдавались внаём). Эти дома отделяли храмовый холм от прилегающей к нему с востока торговой площади. Остальное пространство холма, на котором стоял храм, предназначалось для проведения крестных ходов (имело большую известность братство хоругвеносцев).

Город и храм регулярно посещали видные церковные и государственные деятели. Современники отмечали особое внимание настоятелей к церковной службе: богослужение в храме отличалось благообразием и красотой пением, а внутреннее убранство храма, по сравнению с другими окрестными церквями, - богатством. После революции начался период забвения. Самый большой уезд Московской губернии - Звенигородский - стал самым маленьким районом Московской области и теперь назывался Одинцовским; действующих храмов осталось четыре. С 1921 г. в Вознесенском храме служил последний его настоятель, священномученик Николай Розанов (1867-1938). В 1922 г. храм был закрыт для прихожан. 16 мая этого года отобраны две серебряные чаши, кресты, дарохранительница, кадила, восемь лампад, ризы двух Евангелий, 16 серебряных окладов, два Евангелия в серебряных окладах, украшенных аметистами. Отец Николай перешёл служить в приписной храм святого благоверного князя Александра Невского на городском кладбище, где в 1938 г. по доносу он был арестован, а 4 июля 1938 г. расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне в Бутово. В этом же году Александро-Невский храм закрыли и до 1991 г. использовали для хозяйственных нужд и как узел связи. В Вознесенской церкви разместили пункт заготовки зерна. Для удобства подвозки со стороны реки сломали боковую стену. С 1939 по 1941 гг. в храме Вознесения размещался гараж, рассчитанный на пять автобусов и грузовик. В помещении была прорыта смотровая яма, а в алтаре устроена слесарная мастерская, в которой установили верстаки. В апреле 1941 г. церковь решили сломать и использовать кирпич для строительства, а уже в мае она была разобрана полностью. Долгое время место пустовало, ожидая очередного возрождения в ином уже виде.

Промыслом Божьим священный холм Вознесенской церкви сохранился. Всё это время на этом месте был парк. В нём был установлен памятник Сталину, который кем-то довольно скоро был сброшен в реку. Несмотря на желание властей застроить очень удобное и красивое место, планы не были осуществлены: холм на протяжении более чем пятидесяти лет не застраивался. Сохранились до нашего времени три дома причта из четырёх (в 2000-е гг. самый большой из них был уничтожен пожаром) и богадельня. Возрождение храма можно отсчитывать с 1998 г. В парке была воздвигнута часовня-памятник, а в 2003 г. усилиями главы Звенигорода Л. О. Ставицкого был собран попечительский совет и началась активная подготовка к строительству. Храм решено было строить на его историческом месте. Для этого перед началом работ был проведён научный анализ исторического слоя, а найденные останки погребённых были перезахоронены в общей могиле у восточной ограды. 14 декабря 2003 г. митрополит Ювеналий совершил закладку первого камня. А 29 июля 2007 г., в воскресенье, он же, в сослужении архиепископа Можайского Григория, совершил великое освящение нового храма. По завершении чина освящения первую Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На данный момент Вознесенскому собору всего 13 лет, в нём служат 5 священников, и он по-прежнему является значимой духовной, культурной и административной единицей растущего города.

Из статьи: Священник Вознесенского собора Виталий Фомиченко "Из истории Вознесенского храма в Звенигороде" в журнале: "Московские Епархиальные Ведомости". Выпуск №2/2020.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.