На месте утраченного храма построена новая церковь Вознесения Господня
На месте утраченного храма построена новая церковь Вознесения Господня
Существовавшая ранее церковь Вознесения Господня на посаде в городе Звенигороде.
Время построения Вознесенской церкви неизвестно. В писцовых книгах 1624 г. Звенигородского уезда значится: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви образы, книги, клепало и всякое церковное строение мирское; … а земля церкви дана десятинная, и ту церковную землю дозирал великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкий в 1620 году и пустовые церковные земли дозирал он же в том же году, и те пустовые земли отдает в оброк староста поповской церкви села Козина Никольский поп Герасим».
Вознесенская церковь упоминается в приходских книгах Патриаршего Казенного Приказа с 1628 по 1740 гг. и в переписных книгах 1677 г. архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря Питирима.
В 1624 г. в Звенигороде на посаде находилось 18 дворов посадских, да на городской стороне 29 мест пустых, да Москвою рекою 14 дворов посадских, на посадской земле в Звенигороде 5 дворов, а живут в них звенигородский поп и дети боярские. Под 1678 г. значится Вознесенская слобода, в ней 28 дворов посадских, людей в них 135 человек и двор протопопа.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.
Первая церковь того же посвящения (деревянная) стояла здесь, предположительно, еще в XVI в. После периода Смуты в начале XVII в., когда Звенигород был разорен, в городе уцелели лишь два храма – белокаменный Успенский собор на Городке и деревянная Вознесенская церковь в Нижнем посаде.
Первое известное описание храма дано в писцовых книгах за 1624 год: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная и тою церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой». 15 января 1630 г. собор Вознесения Господня в Звенигороде посетил Патриарх Филарет, направляясь на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и пожаловал настоятелю Стефану гривну на молебен. С середины XVII в. цари и патриархи, следовавшие в Саввино-Сторожевский монастырь, ставший резиденцией русских государей, регулярно проходили мимо собора, а потому стали уделять внимание и этому храму.
В XVIII в., согласно новому градостроительному плану, Звенигород был поделен на регулярные кварталы, которые, главным образом, были сосредоточены на землях Нижнего посада, у Вознесенского собора. Это привело к росту значения храма и значительному увеличению количества прихожан.
В 1781 г. по административной реформе Екатерины Второй Звенигород стал уездным городом. К уездным городам того времени предъявлялся ряд требований, одним из которых было наличие в черте города каменного собора. В 1792 г. был возведен новый кирпичный Вознесенский собор на месте старого деревянного храма. Главный престол собора был освящен во имя Вознесения Господня, а два престола в приделах – во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Собор представлял собой вытянутый в плане объем, включавший в себя храмовую часть, алтарь, трапезную с двумя пределами, паперть и четырехъярусную колокольню. Рядом с собором, за его оградой располагались три деревянных домика, обращенные фасадами к храму. В этих домах, принадлежавших церковному причту, жили священнослужители, здесь были школа и просфорня, а один из домов сдавался в наём. Дома были выстроены по одной линии и отделяли храм от торговой площади, находившейся в центре города. На остальном пространстве холма, на котором располагался собор, проходили крестные ходы, читались проповеди при большом стечении народа, торжественно встречали высших церковных иерархов.
Во время обозрения храмов Звенигородского уезда в конце XIX – начале XX в.в. Звенигород часто посещали московские епископы и митрополиты, которые, как правило, служили в Вознесенском соборе. В августе 1914 г., когда в храме пребывал епископ Можайский Димитрий, было объявлено о начале Первой мировой войны. Преосвященный Димитрий, стоя перед собором, призвал звенигородцев «на защиту веры, Царя и Отечества». На городской площади собралось много народа: жители Звенигорода и окрестных селений, призываемое ополчение – тысячи людей. Обращаясь к ополчению, епископ сказал: «Не столько надейтесь на острие своих мечей и меткость ваших пуль, сколько на силу Креста Господня…». В эту минуту, поистине высокую и святую, отовсюду слышались крики благодарности и радости. В заключение всего по благословению епископа Димитрия воинам раздали иконки с изображением преподобного Саввы.
После революционных событий 1917 г. имущество собора было национализировано, а в 1922 г. храм был закрыт для прихожан. В здании церкви разместили пункт заготовки зерна, а для того, чтобы зерно было удобно подвозить, сломали боковую стену со стороны реки. С 1939 по 1941 г.г. в храме Вознесения размещался гараж, рассчитанный на пять автобусов и грузовик. В помещении была прорыта смотровая яма, а в алтаре устроена слесарная мастерская, в которой установили верстаки.
В апреле 1941 г. было принято решение о разрушении Вознесенского собора, а кирпич от сломанных стен было решено использовать для строительства. В мае 1941 г. храм был полностью разобран, а на его месте установлен памятник Сталину, в свою очередь уничтоженный через несколько лет. Интересно, что даже несмотря на нехватку места под строительство, холм, на котором стоял храм, не застраивался. Проекты застройки этой территории, разрабатываемые городскими властями, так и не были реализованы. Три дома притча в перестроенном виде сохранились до настоящего времени. В советское время в них располагались скорая помощь, детский сад, жилые квартиры.
С уничтожением Вознесенского храма Звенигород потерял и духовный центр, и значимую архитектурную доминанту.
Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь и его окрестности. Путеводитель – М., 2009.
Первоначально храм Вознесения был деревянным. Дата его строительства точно нигде не зафиксирована, но можно довольно уверенно утверждать о его существовании в XVI в. Первое упоминание 1624 г. говорит о том, что храм находится в достатке, у него есть своя земля, а настоятеля звать Стефаном. 8 мая 1659 г. храм и часть Нижнего посада сгорела. Храм и вся утварь пропали безвозвратно. В XVII-XVIII в.в. Вознесенский храм становится главным храмом города. С 1792 г. на месте деревянной Вознесенской церкви начинает возводиться новый кирпичный храм. В 1812 г. через Звенигород проходил 3 и 4 корпус французской армии, и храмы были разграблены. В Вознесенском храме уцелели антиминс, престол, жертвенник и иконостас, а церковные облачения и почти вся церковная утварь были похищены.
Иван Семенович Стариченков, который долгое время являлся старостой храма, на собственные средства пристроил к храму теплые приделы в честь Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, а также к 1838 г. высокую колокольню. Он пожертвовал также деньги на каменную ограду храма с железными решетками. В 1898 г. были обновлены два иконостаса и росписи храма.
Согласно акту описи по изъятию церковных ценностей от 16 мая 1922 г., у Вознесенского храма были отобраны: две серебряные чаши, кресты, дарохранительница, кадила, восемь лампад, ризы двух Евангелий, 16 серебряных одеяний, два евангелия в серебренных окладах, украшенных аметистами.
Опустевшая церковь была закрыта, потом в ней разместили пункт заготовки зерна. Дальнейшие сведения о судьбе храма известны со слов жителя Звенигорода В.Е. Кутюгина, который сообщил следующее: "Для удобства подвозки зерна со стороны реки сломали боковую стену. С 1939 по 1941 г.г. в церкви Вознесения был гараж для пяти автобусов и грузовика. Внутри прорыли смотровую яму, в алтаре соорудили слесарную мастерскую, установили верстаки".
В апреле 1941 г. церковь решили сломать и использовать кирпич для строительства. В мае 1941 г. церковь была разобрана полностью.
https://drevo-info.ru/articles/13677202.html
История Звенигорода восходит к ХII в., тесно переплетаясь с историей укрепления Москвы. Стоит сказать, что документальная история Вознесенского храма уходит своими корнями в ХVI в., хотя можно предположить, что церковь на этом месте существовала ещё веком ранее, но до нашего времени свидетельства о ней не сохранились. В этот период Звенигород уже состоял из трёх частей: древнего кремля (Городка) и двух посадов: Верхнего и Нижнего. В двух верстах от города располагался Саввино-Сторожевский монастырь. Помимо него до литовского разорения в городе и его ближайших окрестностях находилось ещё два небольших монастыря: Введенский и Воздвиженский - и семь церквей. До нашего времени сохранилась лишь одна церковь Успения на Городке, построенная в начале ХIV в. Смутное время разрушительной волной прокатилось и по звенигородским землям. Два раза польские интервенты во главе с Лжедмитрием I, затем Лжедмитрием II проходили через Звенигород, совершая злодеяния и разорения. В результате пожаров были навсегда уничтожены два монастыря, церкви Трёх Святителей, Всемилостивого Спаса, святителя Николая Чудотворца и прочие городские деревянные постройки. Сильно разграбленные, но всё же уцелевшие, в Звенигороде сохранились только два храма - каменный Успения Пресвятой Богородицы и деревянный Вознесения Господня.
Впервые о деревянной церкви в писцовых книгах 1624 г. сказано так: "В Звенигороде на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви образы, и свечи, и книги, и клепало, и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная, и тое церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой..." 8 мая 1659 г. деревянный храм и часть Нижнего посада к востоку от храма полностью сгорели, вся церковная утварь пропала бзвозвратно. Но в 50-60-е гг. ХVII в. Саввино-Сторожевский монастырь становится резиденцией русских государей (царь Алексей Михайлович очень полюбил эти места и по нескольку раз в год посещал обитель), из-за чего и храм Нижнего посада начал пользоваться особым попечением государя и церковных иерархов. В документах того времени храм назван "царским богомольем", а Звенигород - "государевым городом". Видимо, благодаря этому вниманию церковь быстро отстроили заново.
В 1792 г., согласно новой политике государства в градостроительстве, на месте ветхой деревянной построили одноимённую каменную церковь, ставшую одной из главных архитектурных доминант Звенигорода. Очень возможно, что 1792 г. - это лишь начало разработки проекта, так как на планах Звенигорода 1796 и 1798 гг. церковь значится деревянной. Строительство шло этапами. Самая старая часть (храм с алтарём) несла на себе черты провинциального барокко, была выложена из кирпича. Над северным и южным порталами имелись фронтоны с сюжетной живописью. Тёплая трапезная, квадратная в плане, по своим стилевым признакам относилась к позднему классицизму. Она завершалась главой на массивном постаменте, кровля была четырёхскатной. Типичная провинциальная колокольня храма несла на себе ампирные черты. Новый подход к застройке города на восток и северо-восток усилил стихийное перемещение административного центра города с бывшей Конюшенной горы (ныне Красная Горка) и Городка ближе к современному центру, ограниченному улицами Фрунзе и Пролетарской (бывшей Дворянской). С этим перемещением усилилось и значение главного посадского храма, а к концу ХVIII в. само название "город" уже прочно закрепилось за территориями вокруг него. Так главным храмом Звенигорода становится новый каменный Вознесенский храм, а собор Успения на Городке в описаниях 70-80-х гг. ХVIII в. значится каменной, старинной и бесприходной церковью, в то время как в двух приходских церквях "всего города обыватели состоят в приходе".
В 1812 г., ровно через 200 лет после нашествия войск Лжедмитрия I и II, через Звенигород прошли третий и четвёртый корпуса французской армии, и многие храмы, монастырь и сам город подверглись разорению и осквернению. В Вознесенском храме уцелели антиминс, престол, жертвенник и иконостас, а церковные облачения и почти вся церковная утварь были похищены. Четыре дома, принадлежавшие причту храма, остались в относительно благополучном состоянии. Городская и церковная жизнь постепенно восстанавливалась. Однако Звенигород не мог похвастаться большим количеством населения или средствами: самый большой уезд Московской губернии был одним из наименее развитых. Но были здесь добродетельные и преданные своему городу люди, такие как Иван Семёнович Стариченков. Будучи меценатом, четырежды главой города, он был ещё бессменным старостой Вознесенского храма. Благодаря его средствам к храму были пристроены тёплые приделы в честь Толгской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, каменная ограда с железными решётками вокруг храма, а в 1838 г. - высокая колокольня.
В 1898 г. были обновлены два иконостаса и росписи храма, а на кладбище (с 1771 г. на восточной окраине города) началось строительство бесприходной церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в память о почившем императоре Александре III, которая была освящена 19 мая 1902 г. и приписана к Вознесенскому приходу; многие знатные люди и церковные благотворители, а также священнослужители были захоронены рядом с ней. Главный городской храм являлся важной духовной, административной и культурной единицей города и окрестностей. В храме размещался архив благочиния, церковно-приходская школа (с 1900 г.). В 1852 г. в 40 метрах от храма, ближе к реке, была построена богадельня. Сейчас это одно из старейших гражданских зданий города. Осуществлял постройку Иван Семёнович Стариченков, который на свои деньги купил землю, оформил её в собственность храма и положил 3000 руб. серебром для получения процентов на содержание богоугодного заведения. Кроме этого, по восточной стороне храма располагались четыре приходских дома. В них размещалась церковно-приходская школа, просфорня и два дома причта (два последних иногда сдавались внаём). Эти дома отделяли храмовый холм от прилегающей к нему с востока торговой площади. Остальное пространство холма, на котором стоял храм, предназначалось для проведения крестных ходов (имело большую известность братство хоругвеносцев).
Город и храм регулярно посещали видные церковные и государственные деятели. Современники отмечали особое внимание настоятелей к церковной службе: богослужение в храме отличалось благообразием и красотой пением, а внутреннее убранство храма, по сравнению с другими окрестными церквями, - богатством. После революции начался период забвения. Самый большой уезд Московской губернии - Звенигородский - стал самым маленьким районом Московской области и теперь назывался Одинцовским; действующих храмов осталось четыре. С 1921 г. в Вознесенском храме служил последний его настоятель, священномученик Николай Розанов (1867-1938). В 1922 г. храм был закрыт для прихожан. 16 мая этого года отобраны две серебряные чаши, кресты, дарохранительница, кадила, восемь лампад, ризы двух Евангелий, 16 серебряных окладов, два Евангелия в серебряных окладах, украшенных аметистами. Отец Николай перешёл служить в приписной храм святого благоверного князя Александра Невского на городском кладбище, где в 1938 г. по доносу он был арестован, а 4 июля 1938 г. расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне в Бутово. В этом же году Александро-Невский храм закрыли и до 1991 г. использовали для хозяйственных нужд и как узел связи. В Вознесенской церкви разместили пункт заготовки зерна. Для удобства подвозки со стороны реки сломали боковую стену. С 1939 по 1941 гг. в храме Вознесения размещался гараж, рассчитанный на пять автобусов и грузовик. В помещении была прорыта смотровая яма, а в алтаре устроена слесарная мастерская, в которой установили верстаки. В апреле 1941 г. церковь решили сломать и использовать кирпич для строительства, а уже в мае она была разобрана полностью. Долгое время место пустовало, ожидая очередного возрождения в ином уже виде.
Промыслом Божьим священный холм Вознесенской церкви сохранился. Всё это время на этом месте был парк. В нём был установлен памятник Сталину, который кем-то довольно скоро был сброшен в реку. Несмотря на желание властей застроить очень удобное и красивое место, планы не были осуществлены: холм на протяжении более чем пятидесяти лет не застраивался. Сохранились до нашего времени три дома причта из четырёх (в 2000-е гг. самый большой из них был уничтожен пожаром) и богадельня. Возрождение храма можно отсчитывать с 1998 г. В парке была воздвигнута часовня-памятник, а в 2003 г. усилиями главы Звенигорода Л. О. Ставицкого был собран попечительский совет и началась активная подготовка к строительству. Храм решено было строить на его историческом месте. Для этого перед началом работ был проведён научный анализ исторического слоя, а найденные останки погребённых были перезахоронены в общей могиле у восточной ограды. 14 декабря 2003 г. митрополит Ювеналий совершил закладку первого камня. А 29 июля 2007 г., в воскресенье, он же, в сослужении архиепископа Можайского Григория, совершил великое освящение нового храма. По завершении чина освящения первую Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На данный момент Вознесенскому собору всего 13 лет, в нём служат 5 священников, и он по-прежнему является значимой духовной, культурной и административной единицей растущего города.
Из статьи: Священник Вознесенского собора Виталий Фомиченко "Из истории Вознесенского храма в Звенигороде" в журнале: "Московские Епархиальные Ведомости". Выпуск №2/2020.