ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Башкино, урочище. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".


Башкино, урочище. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Не действует.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1813 и 1817.
Адрес:
Ивановская область, Лухский район, Башкино, урочище

Координаты: 57.036448, 42.53402
Проезд:Близ д.Камешково



Церковь иконы Божией Матери "Знамение", , Башкино, урочище, Лухский район, Ивановская область
Sergey Novozhilov
29 октября 2016
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", , Башкино, урочище, Лухский район, Ивановская область
Sergey Novozhilov
29 октября 2016
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Башкино, урочище, Лухский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Церковь иконы Божией Матери "Знамение", "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Башкино, урочище, Лухский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  4 октября 2020

Расположена на высоком левом берегу р. Добрица; к западу от храма находится старое кладбище, к востоку сохранились остатки усадебного парка. Построена на средства прихожан в 1813–17 гг. в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 г. Здание кирпичное, побелено по обмазке. Перекрытие трапезной утрачено. В объемной композиции и несколько суховатом декоре этого храма, выполненного в стиле раннего классицизма с отзвуками барокко, проявились черты, свойственные культовому зодчеству бывш. приволжских уездов Костромской губернии.

Двусветный основной четверик увенчан четырехгранной купольной кровлей со срезанными углами, образующими узкие диагональные грани, и люкарнами (заложены). На кровлю водружен высокий четырехгранный световой барабан с луковичной главкой. Суженная полуциркульная апсида и сильно растянутая в ширину трапезная с алтарями приделов по сторонам достигают уровня чуть менее половины высоты четверика. В композиции доминирует высокая трехъярусная колокольня, соединенная с трапезной небольшим притвором. Она имеет аналогичное четверику куполообразное завершение с люкарнами и увенчана шпилем на стройном барабанчике.

Четверик храма, трапезная и световой барабан имеют скругленные углы, характерные для барокко. Свойственные раннему классицизму вертикальные ниши на всю высоту стен, объединяющие оба яруса окон четверика, составляют основу его сдержанного декора. Окна первого света дополнены треугольными сандриками с круглыми нишами над ними; над верхними – прямые сандрики на консольках. Более насыщены пластическими элементами тосканского ордера фасады колокольни: грани несколько приземистого первого яруса оформлены четырехпилястровыми портиками с фронтонами; на двух более высоких верхних ярусах применены одиночные пилястры, поставленные с большими отступами от углов.

Внутреннее пространство четверика перекрыто четырехлотковым сомкнутым сводом с квадратным световым отверстием в центре. Северная и южная стены расчленены глубокими вертикальными нишами, соответствующими наружным. Простенки между ними, трактованные как высокие пилоны, придают величественный характер интерьеру. Алтарь перекрыт конхой с распалубками над окнами, трапезная – лотковым сводом с распалубками, притвор – сомкнутым. В толще северной стены нижнего яруса колокольни устроена лестница. Окна первого света прикрыты кубоватыми решетками. Интерес представляют двустворчатые решетчатые двери на северном фасаде, выполненные в стиле ампир: на фоне вертикальных прутьев помещены крупные круги, заполненные мотивами из завитков.

На стенах фрагментарно сохранилась клеевая живопись, характерная для 1-й трети 19 в. (утрачена в своде, в верхнем ярусе боковых стен и в двух нижних на западной). Колорит сильно поблекший бледно-коричневых и серых тонов. Росписи располагались в три яруса: на выступающих простенках (южных и северных) помещены евангельские сцены, в оконных нишах – на темы евангельских блаженств. На западной стене между композициями верхнего яруса изображены гризайльные колонны. В откосах окон были написаны святые. В первом ярусе колокольни уцелел фрагмент орнаментальной масляной живописи 2-й пол. 19 в. На восточной стене вверху сохранилась венчающая часть иконостаса – аттик, прорезанный кессонированной аркой – в стиле классицизма 1-й четв. 19 в.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. - СПб., 1863, с. 210; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 225, № 790; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 344; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. - М., 2000. С. 630-632.

http://svodokn.ru/object/111093990?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.