ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Смольки. Церковь Илии Пророка в с. Федосьине.


Смольки. Церковь Илии Пророка в с. Федосьине
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:1850.
Год утраты:приблизительно 1950
Архитектор:Н.С. Забнин
Адрес:
Нижегородская область, Городецкий район, с.Смольки

Координаты: 56.66878, 43.634623 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Илии Пророка в с. Федосьине, https://ok.ru/group/70000001071958/album/954595757398/954595756374<br>, Смольки, Городецкий район, Нижегородская область
https://ok.ru/group/70000001071958/album/954595757398/954595756374
konservator
1 января 1950
Церковь Илии Пророка в с. Федосьине, кадрирование<br>, Смольки, Городецкий район, Нижегородская область
кадрирование
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Илии Пророка в с. Федосьине, Рис. с сайта http://forum.vgd.ru/593/43718/200.htm?a=stdforum_view&o=<br>, Смольки, Городецкий район, Нижегородская область
Рис. с сайта http://forum.vgd.ru/593/43718/200.htm?a=stdforum_view&o=
Андрей Агафонов
1 января 1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  2 ноября 2017

Федосьинская церковь - образец для проектирования церквей в России

История эта началась с поиска материалов о проекте другой церкви - во имя Успения Божией Матери, что в Кенозерском приходе Пудожского уезда Олонецкой губернии (ныне числящейся как памятник архитектуры в деревне Вершинино Плесецкого района Архангельской области), построенной по нормальным чертежам проектов церквей архитектора Ивана Ивановича Свиязева, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях и выпущенных Министерством государственных имуществ в 1857-1861 гг. Император Александр II, вступивший на престол после своего отца Николая I в 1855 г., начал проводить реформу строительства церквей в Российской империи. Министр государственных имуществ и Председатель Департамента уделов Министерства двора и уделов граф Михаил Николаевич Муравьёв в 1857 г. при обозрении удельных имений обратил внимание на то, что «по значительному отдалению некоторых селений от своих приходов, крестьяне встречают затруднение в посещении храмов и в исполнении религиозных обрядов, и поручил исправить, имевшиеся уже в министерстве государственных имуществ с 1853 г., нормальные чертежи церквей, дополнить их чертежами параллельными, а также изготовить проект новых, более подробных и определенных смет». Создание таких «нормальных» чертежей церквей, по личному указанию министра, и было поручено старшему непременному члену Комиссии для дел технических и строительных при Департаменте сельского хозяйства Министерства государственных имуществ статскому советнику Ивану Ивановичу Свиязеву, которым были составлены в упомянутом министром и вышедшем в Санкт-Петербурге 1853 г. «Атласе проектов и чертежей сельских построек, изданном от Департамента сельского хозяйства Министерства государственных имуществ» 9 из 15 проектов часовен и церквей, в том числе под №№ 1, 2, 5, 7, 11, 12, 13, 14, 15. К 14 июня 1857 г. архитектором И.И. Свиязевым были составлены три новых проекта деревянных церквей под №№ 1, 2, 3, а к 31 декабря 1857 г. еще четыре проекта деревянных церквей под №№ 4, 5, 6 и 7. В дополнение к составленным проектам деревянных церквей министр М.Н. Муравьев посчитал необходимым составить нормальные проекты каменных церквей, «имея в виду, что прихожане, по усердию своему, могут в некоторых случаях, изыскать способы к постройке церквей более обширных, против нормальных размеров, и даже каменных, приглашать их, по возможности, к возведению таковых храмов».

19 декабря 1857 г. по приказанию министра М.Н. Муравьева управляющий Нижегородской удельной конторы Владимир Иванович Даль (автор «Толкового словаря живого великорусского языка») в комиссию дел технических и строительных препроводил проект и смету, по которым была построена каменная церковь в селе Федосьине Балахнинского уезда (ныне село Смольки Городецкого района Нижегородской области) для выяснения «в какой степени план этот и смета могут быть приняты при сооружении церквей в тех казенных имениях, где по местным обстоятельствам окажется необходимым, или казенные крестьяне сами пожелают строить каменные церкви и сообщить свое заключение о сем, для доклада г. министру, обозначив, в чем должны заключаться изменения, если бы комиссия находила нужным допустить оные в чертеже». 23 декабря 1857 г. о результате рассмотрения проекта построенной каменной церкви в селе Федосьине Нижегородской губернии архитектор И.И. Свиязев докладывал министру: «По измерениям плана, в церкви может поместиться до 700 человек; он весьма удобен для сельской церкви, но фасад, составленный с хорошим вкусом, может быть упрощен, с устройством небольших деревянных глав на крыше, а не на своде, как по фасаду следует предполагать. Что же касается до суммы, то по смете, составленной на основании урочного положения и самым умеренным ценам на рабочие силы и материалы, постройка церкви оценится более 10000 руб.». 30 декабря 1857 г. министр Муравьев при получении доклада из комиссии дел технических и строительных «о возможности принять проект и смету каменной церкви, построенной в селе Федосьине, в руководство при сооружении церквей в казенных имениях западных губерний» приказал, «чтобы комиссия, соображаясь с проектом Федосьинской церкви, изготовила два новые для каменных церквей проекта вместимостью каждый на 500 человек и из них один двухпрестольный, а другой с одним престолом, и чтобы в обоих сих проектах сохранен был тот самый наружный вид, какой имеет Федосьинская церковь». Таким образом, Федосьинская церковь стала образцом для проектирования церквей в Российской империи.

Сведения о деревянных церквях села Федосьина

О местном церковном приходе обнаружены сведения в нескольких архивных делах и справочниках, которые открывают перед нами богатую событиями жизнь его. В Российском государственном историческом архиве найдено дело «Циркулярное предписание о доставлении сведений о церквах в удельных селениях» с «Ведомостью о церквах, состоящих по селениям Нижегородского Удельного Имения», которую 28 сентября 1832 г. Управляющий Нижегородской Удельной Конторой Даль представил в Департамент Уделов Министерства Императорского двора. В Ведомости записано: «Федосьино. Число церквей в селении деревянных, или каменных, с показанием времени постройки: две деревянные. 1-я когда построена неизвестно, 2 - в 1771 г. В каком состоянии находятся относительно прочности: прочные. Достаточно ли снабжены церковной утварью и прочими принадлежностями: достаточно. Каковое число душ к каждой церкви причислено с означением особо – крестьян Удельных и других ведомств. Число душ – Удельных: 345. Помещичьих: 181. Всего 949. В каком расстоянии расположены от приходов селения, к каждой церкви причисленные, и всегда ли удобно сообщение: от 1 до 4 верст и далее, сообщение удобно. При каждой ли церкви состоит полный комплект священно и церковнослужителей где и сколько не достает их и где имеются излишние: комплект полный. В собственных ли они в домах живут или в домах, принадлежащих приходу: в собственных».

Составление архитектором Н.С. Забниным проекта каменной церкви в селе Федосьине в 1843 г.

В Российском государственном историческом архиве обнаружено дело «По Нижегородской конторе. О построении церкви в селе Федосьине», начавшееся 11 сентября 1843 г. и оконченное 31 октября 1851 г., в котором на 140 листах описана вся история строительства Ильинского храма. Дело было начато в Департаменте Уделов Министерства Императорского двора с получением Рапорта от 2 сентября 1843 г. № 5305 Управляющего Нижегородскою Удельною конторою Коллежского Советника Бестужева-Рюмина «С представлением плана, сметы и приговора на построение церкви в селе Федосьине». В рапорте написано: «Смольковского Приказа приходские разных селений в селе Федосьине две деревянные церкви, холодная и теплая, с колокольнею сгорели 21 июля 1842 года. По желанию прихожан, из которых 324 души Удельных Смольковского Приказа и 196 помещичьих крестьян Князя Репнина, управляемая мною Контора поручила - удельному Архитектору Забнину, сообразно средствам их, проектировать план и фасад на сооружение в селе Федосьине Балахнинского уезда новой церкви с колокольнею, но уже каменной, и составить смету издержек, по справочным ценам, о которых истребована выписка из Нижегородской Губернской строительной комиссии. Составленный Архитектором план с фасадом церкви на 500 душ прихожан и смета были препровождены в Смольковский Приказ… Честь имею покорнейше просить Департамент Уделов, утвердить начальствующим предписанием возведение каменной церкви с колокольней в селе Федосьине, и предположенный прихожанам удельными крестьянами сбор на этот предмет». 18 декабря 1843 г. рапорт Управляющего Нижегородской конторою о постройке новой церкви в селе Федосьино был препровожден вместе с делом по сему предмету архитектору (Департамента Уделов, академику архитектуры, профессору Христиану Филипповичу) Мейеру с предписанием «ему исправить план с фасадом и сметами, если в чем окажется нужным, или же составив новые по правилам архитектуры представить в Департамент с возвращением всех приложений». 31 января 1844 г. архитектор Мейер докладывал в Департамент Уделов: «честь имею при сем возвратить план с фасадом, составленные Нижегородскою Удельною Конторою на построение каменной церкви в селе Федосьине, каковые я нахожу согласными с правилами и вкусом архитектуры принятой для греко-римских церквей». В этом же деле есть и чертеж с надписью: «План и фасад (на чертеже показан только фасад, плана нет) каменной церкви для постройки вновь селе Федосьине, Балахнинского Уезда. Ведомства Нижегородской Удельной Конторы. На 500 душ». На листе чертежа стоит резолюция Министра императорского двора и уделов светлейшего князя Петра Михайловича Волконского: «Исполнить. 17 Июня 1844. Министр Князь Волконский».

Строительство Федосьинской церкви в 1845-1850 гг.

Началось строительство очень быстро, о чем в рапорте от 12 ноября 1843 г. № 7045 «С испрашиванием разрешения допустить постройку новой церкви в селе Федосьине» писал Управляющий Нижегородскою Удельною конторою Бестужев-Рюмин в Департамент Уделов следующее: «Священник села Федосьина Северов, церковный староста крестьянин Матвей Фомин и строители удельного ведомства крестьяне Макар Степанов, Михайла Игнатьев и вотчины Князя Репнина Илья Никитин подали мне прошение, в котором они объясняют, что более двух третей всей предложенной на сооружение церкви в их селе суммы, должно составиться из наличных церковных денег и из предложенных пожертвований; но сии последние успешно будут поступать тогда только, когда жертвующие увидят строение храма. В настоящее время многие известные Священнику городские и сельские жители, по усердию своему, готовы значительными приношениями в деньгах и материалах участвовать в построении церкви, но с условием, чтобы вскоре было начато строение оной». 14 июня 1845 года из Нижегородской Удельной конторы был направлен в Департамент уделов Министерства императорского двора рапорт, в котором сообщалось: «В исполнение предписания Департамента Уделов от 12 июля прошлого 1844 года за № 11608, Нижегородская удельная контора имеет честь донести, что постройка Церкви в Селе Федосьине Смольковского Приказа уже начата. Помощник Управляющего Воскресенский».Об окончании строительства церкви в селе Федосьине Управляющий Нижегородскою Удельною Конторою Статский Советник Даль докладывал рапортом от 16 июня 1851 г.: « В исполнение предписания от 18 августа № 6720, имею честь донести, что копия плана на постройку церкви в селе Федосьине отыскана Архитектором Конторы (Борисом Карловичем Пуншелем в 1850 г. сменившим архитектора Н.С. Забнина на службе в Нижегородской удельной конторе, убывшего в г. Саратов), в последнюю поездку его, у церковного причта и вся постройка уже освидетельствована. Архитектор доносит, что все работы произведены прочно, из хороших материалов и во всем согласно с планом, фасадом и сметой; почему и вслед за сим буду иметь честь представить отчет, по IV отделению». В РГИА в описях также значилось (но было уничтожено) дело по Нижегородской Удельной конторе «О достройке ограды кругом церкви и кладбища в селе Федосьине. Начало 10 октября 1856 г. Кончено 15 октября 1858 г.» на 20 листах, по которому можно узнать о времени строительства ограды.

Жизнь прихода Ильинской церкви в письменных источниках и свидетельствах старожилов

В «Росписании городских и сельских приходов и причтов Нижегородской Епархии», составленном в 1870-х годах о состоящей в Федосьинском приходе Балахнинского уезда церкви, записано: «Ильинская. 587 душ в селе и 33 дер. до 5 верст. Состав причтов: Настоятель 1. Псаломщик 1». В Адрес-календаре Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси, составленном в Нижнем Новгороде диаконом А. Снежницким, записано: «Приходы Нижегородской Епархии. Балахнинский уезд. V Благочиннический округ. Село Федосьино, церковь каменная, во имя св. Пророка Божия Илии, построена в 1850 году, трехпрестольная. Священник В.А. Кенарский, 47 л., из сред. отд. семинарии, на службе с 1860 года, законоучитель, имеет скуфью. Псаломщик Ф.И. Сергиевский, 38 л., из средн. отд. дух. Училища, на службе с 1862 года. Штатное количество причта: 1 св.; 1 пс. Прихожан, общее число: муж. 598; жен. 701, в том числе раскольников: М. 25; Ж. 30. Беглоп. Церковной земли: 40 д. Капиталы: 300 руб. кап. цер. и прч. 100 р., Церковные домы: соб. Училища и школы. Министерские и земские: одно, М. 20; Ж. 8. Часовни, молитвенные домы, деревни; расстояние от приходских церквей и удобство сообщения. Дер.: Трегубово, Смольково, Кляфино, Медведка, Стрелка, Верещагино, Елево, Бестусино, Короваево, Прозориха в 1 в., Рыловка, Лашкино, Колываново, Луговое, Дрястуново, Векшино, Оскардино, Ковригино 2 в., Тренино, Угрюмиха, Абрамиха 2 ½ в., Копрево, Никольское, Поросятево, Збоиха, Ломляево 3 в., Шкапино 3 ½ в., Малинка, Пшенисное 4 в., Тесовое, Ягодное, Оголихино 5 в., Кузнечиха 6 в., пр. нет».

В книге Архимандрита Макария (Миролюбов Н.К.) «Памятники церковной древностей: История нижегородской иерархии. Нижегородская ярмарка. 1999 г.» на 1888 год значится: «Село Федосьино, (с. Смольки), церковь каменная, во имя св. пророка Божиего Илии, построена в 1850 году, трехпрестольная». В «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год», составленном Н.И. Драницыным записано: «г. Балахна, V-й благочиннический округ (центр с. Городец). С. Федосьино. Храм камен. (1850); престолы: гл. хол. прор. Илии, и прав. Иоакима и Анны, прд. тепл., пр. ик. Б. М. «Неопалимыя Купины», лв. св. Николая Чуд. и влмч. Екатерины, и св. Петра и Февронии, кн. Муром. Земли 107 д.; дом общ.; в прих. 32 д., прв. 637 м, 685 ж., раскол 21 м. 17 ж.; зем. шк. Иерей Ал. Ястребцев, 42 л., из 5 кл. сем., в прих. С 1903 г. И. д. псаломщ. К.А. Сергиевский, 41 г., ок. нач. уч., в прих. С 1903 г. Ц. ст. С.Н. Половинкин (1902)».

В Центральном архиве Нижегородской области найдена клировая ведомость Ильинской церкви с. Федосьино Балахнинского уезда Нижегородской епархии за 1915 г., в которой сообщается: «Церковь построена в 1845-1850 годах тщанием прихожан и доброхотных дателей. Зданием каменная с таковою же при ней колокольнею, крепка, обнесена каменной оградой внутри которой и погребаются тела умерших прихожан. В оградной стене устроена каменная сторожка. Престолов в ней три. Главный в летней в честь Святого Пророка Божия Илии, в зимней правой в честь Божией Матери «Неопалимая Купина». И левый в честь Святой Великомученицы Екатерины. Утварию достаточна. По штату при ней положены: Священник и Псаломщик. Жалования положено: от казны 392 рубля ранее 1909 года. Кружечных доходов за 1915-й год получено: 378 рублей. Другие источники содержания причта и количество поступающего от них дохода: с капиталов пожертвованных банковых билетов в 300 рублей пополам с церковью, во 100 рублей и еще книжка Государственной Сберегательной кассы в 94 рубля % всего на сумму 13 рублей 40 копеек. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 4 десят. квадр. саж., пахотной 36 десят. квадр. саж. и под лесом 15 десятин в расстоянии 1 версты от церкви. Всего 53 десят. кв. саж. Пахатная земля сдается крестьянам в аренду, а с усадебной – травой пользуются причт для содержания скота. Качество церковной земли: ниже среднего. Средний доход с её приносимый: с земли Священника в год 65 рублей и Псаломщика около 17 рублей. Дома для священно- и церковно-служителей на церковной усадьбе имеются и построены тщением прихожан в 1891 году и составляют собственность церкви. Состояние домов: требуют ремонта. Книги до церковного круга подлежащие имеется в достаточном количестве. Библиотека только еще составляется. Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях на 600 руб., а билет находится в целости церковном ящике. Имеющиеся в приходе школы 2 земские в деревне Смольках и в деревне Ягодной. При церкви состоит старостою церковным крестьянин дер. Малинок Иван Петрович Рукин, который должность свою проходит с 1911 года. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1913 году».

Здесь необходимо сообщить информацию, предоставленную учителем истории Н.Ф. Сташкиной, содержащей следующие сведения: «В селе Смольки было две церкви. Первая находилась в липовой роще на берегу Голубихи за фельдшерским пунктом и была уничтожена пожаром. Вторая церковь Ильи Пророка была построена в 40-е годы 19 века под руководством священника Северова и считалась самой красивой в округе. У прихожан церкви Ильи Пророка было два престольных праздника: 2 августа – Ильин день и 7 декабря – Екатеринин день. Когда случалась засуха, то молебен проводили на улице, совершали крестный ход по селу с иконами и молитвами, шли в поле. Церковь Ильи Пророка славилась особым колокольным звоном и красотой внутреннего убранства. Она имела 2 колокола. Один праздничный, главный весил 226 пудов 26 фунтов (1 пуд- 16 кг. 1 фунт – 400 г.), т. е. 3 тонны 616 кг. Второй колокол был намного меньше и извещал округу о приближении покойного на отпевание. Язык большого колокола весил 11 пудов, т.е. 176 кг. Пожертвование на этот колокол было сделано дедом Волковой Елизаветы из д. Луговое Зотиным Егором. Его портрет был выгравирован на колоколе. Около Тихого Хутора было 2 часовни: 1-я в честь преподобного Тихона, вторая – преподобного Сергия Радонежского. (Сведения о церквях получены от Мыровой Екатерины Зиновьевны, которая, в свою очередь, получила их от своего дяди). Н.Ф. Сташкина предоставила также имеющийся у нее план села Федосьина, составленный в 1914 г.

С сокращениями с сайта http://egiv.ru/item/32278.html


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  2 ноября 2017

Как сообщила Н.Ф. Сташкина, старожил села Зиновий Яковлевич Мыров рассказывал ученикам Смольковской школы следующее: «В 1936 году Советская власть приняла решение закрыть церковь в с. Смольки. Это случилось накануне Духова дня (1 июня). А на Пасху (12 апреля) на глазах у прихожан у Святых ворот (ворота церковной ограды) устроили сожжение церковных икон. Среди участников этой акции были некоторые крестьяне окрестных деревень. В защиту церкви от осквернения и разорения открыто выступили Федор Чурбанов из д. Ягодное, Василий Филиппович из Лугового, дядя Паша из Кипрева, Степан Рыбасов из Никольского и другие. Все они были арестованы, их судили и сослали. Никто из них домой не вернулся, умерли на чужбине. Последнего попа церкви Ильи Пророка звали Михаил Золотов. Старожилы до сих пор помнят его красивый голос во время служб».Также Н.Ф. Сташкина прислала имеющиеся у нее архивные материалы о закрытии Ильинской церкви, в том числе 4 машинописных документа и чертеж церкви, составленные в 1936 г., которые ей дал бывший ученик школы Николай Семёнов (без уточнения архивного дела), а также два рисунка церкви. Принадлежность документов о закрытии церкви и чертежа ее была перепроверена. Как выяснилось, они относились к одному делу и были сфотографированы Николаем Семеновым в Центральном архиве Нижегородской области из дела: «О ликвидации Ильинской церкви в с. Смольки Городецкого района», которое датировано с 25.04.1936 г. по 05.10.1936 г. Четыре документа, которые приводятся ниже, это переписка Яг. Чистновского c/совета, Городецкого райисполкома, Горьковского крайисполкома и Комиссии по вопросам культов в Москве по поводу ликвидации Ильинской церкви в Смольках и с последующим переоборудованием под межколхозный клуб. В выписке из протокола № 12 Заседания Президиума Городецкого Райисполкома от 15 апреля 1936 г. написано следующее: «Cлушали: о ликвидации церкви в с. Смольках Яг. Чистновского сельсовета. Постановили: Решение Пленума Яг. Чистновского с/совета от 9/IV-36 года утвердить, с требованием колхозников согласиться, Ильинскую церковь в с. Смольках ликвидировать с последующим переоборудованием под Межколхозный клуб. Просить Президиум Горьковского Крайисполкома утвердить настоящее решение».

Из докладной записки председателя Городецкого райисполкома от 21 апреля 1936 г. в Горьковский крайисполком читаем: «Решением Президиума Райисполкома от 15/IV-36 года удовлетворено ходатайство колхозников Яг. Чистновского с/совета о ликвидации Ильинской церкви.Яг. Чистновский с/совет и колхозы трех смежных сельсоветов ходатайствуют о передаче церкви под Межколхозный клуб, которая находится на границе трех сельсоветов и пяти крупных колхозов. Церковное здание Смольковской церкви расположено внутри построек культурных учреждений, с одной стороны только через речку на расстоянии 100 метров – вновь выстроенная неполная средняя школа, в 50 метрах тоже здание школы, в 20 метрах изба-читальня, почтовое отделение, кооперация, правление колхоза, помещение участкового милиционера и т.д. Все это заставило колхозников поставить вопрос строительства клуба вместо церкви, которую посещают от случая к случаю. Церковное здание вполне подходящее под клуб и сможет обслужить не только колхозников Яг. Чистновского с/совета, но и близлежащие колхозы Долгушинского и Аржановского с/советов. Все колхозы вынесли решение об участии в материальных затратах по переоборудованию здания. Для совершения религиозных обрядов оставшимися верующими имеется другая церковь, тоже Яг. Чистновского с/совета в с. Конево на расстоянии 5 км и на расстоянии 3-х км в с. Иконниково, Аржановского с/совета. Просим Крайисполком удовлетворить ходатайство колхозников и утвердить решение Президиума Райисполкома о ликвидации Ильинской церкви в с. Смольках, Яг. Чистновского c/сов.».14 июля 1936 г. Городецкий райисполком дал в Горьковский Крайисполком «разъяснение, что церковь в с. Федосьино одно и тоже что в Смольках, селения Федосьина, как такового не существует, оно было несколько лет тому назад, сейчас от него не осталось ни одного дома. Церковь находится в с. Смольках, ликвидация которой приостановлена согласно вашего распоряжения от 16/VI – 36 г.». Комиссия по вопросам культа Президиума Центрального Исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик (Москва, Кремль) сообщала 21 сентября 1936 г. в комиссию по вопросам культов в Крайисполком г. Горького следующее: «Дело о закрытии церкви в с. Смольках, Городецкого р-на, возвращается Вам обратно. В связи с тем, что верующие своевременно и в установленном порядке не подали жалобу во ВЦИК, постановление КрайИКа следует полагать вошедшим в силу». Таким образом, установлена дата принятия окончательного решения о закрытия Ильинской церкви.

Чертеж каменной церкви в с. Смольках Городецкого района, который копировал в 1936 г. Я. Горбунов, был выполнен непрофессионально человеком, явно необученным архитектурной графике. Но он является очень ценным, потому что, как сообщила Н.Ф. Сташкина, фотографий Ильинской церкви пока найти не удалось, хотя такая работа среди учеников школы и проводилась. Этот чертеж позволяет нам установить истинный внешний вид и планировку Ильинской церкви. Сделать это можно, выбрав из обнаруженных в архиве двух проектов Ильинской церкви не первоначальный проект церкви вместимостью 500 человек, составленный архитектором Н.С. Забниным в 1844 г., а второй проект на 700 человек, видимо, им исправленный до начала строительства церкви и скопированный в 1957 г. архитектором Б.К. Пуншелем. Основное отличие второго проекта от первоначального заключается в более длинной теплой части церкви, имеющей на продольном фасаде четыре окна (соответствует чертежу 1936 г.), а не три, как в первом проекте. Что касается рисунков, то первый черно-белый рисунок церкви выполнил карандашом после войны бывший учитель Смольковской школы Ф.Ф. Якимичев. На этом рисунке изображены купола над холодной частью церкви. Второй цветной рисунок принадлежит руке ученика Николая Семенова, который выполнил акварельными красками копию с рисунка учителя, но купола на холодной частью церкви им по какой-то причине не изображены. Рисунок подписан словами: «Церковь Ильи Пророка. Построена в первой половине XIX века. Разрушена в 50-ые годы XX века».

Разрушение Ильинской церкви в Смольках

Пытаясь установить подробности разрушения Ильинской церкви, автор обратился 29 февраля 2016 г. в Комитет по делам архивов Нижегородской области с запросом сохранились ли в наличии архивные документы по этой теме. Комитет переправил запрос в Центральный архив Нижегородской области, но ответа по этому поводу оттуда не пришло. В связи с этим автор обратился 6 апреля 2016 г. по телефону с тем же вопросом в Смольковский сельсовет, но был получен ответ, что об этом событии ничего не знают и рекомендовали позвонить ранее работавшим специалистам Смольковской администрации Надежде Андреевне Кабелевой и Римме Михайловне Неугодовой, что было и сделано. Из разговора с вышеназванными работниками стало известно, что бухгалтерские документы оприходования строительных материалов, полученных после разборки Ильинской церкви (предположительно в 1954 г.), не были уничтожены, а должны были храниться до сего дня в архиве сельсовета. Обратившись повторно в Смольковскую администрацию, был получен из неё ответ от 20 мая 2016 г. о том, что просмотрев архивные документы, хранящиеся в администрации Смольковского сельсовета, материалов о разрушении Ильинской церкви в Смольках не было найдено.

Член приходского совета Кенозерской Успенской церкви в деревне Вершинино Плесецкого района Архангельской области Калитин Владимир Александрович.

С сокращениями с сайта http://egiv.ru/item/32278.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.