ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского.

Серафимовская церковь


Зачеренье. Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Серафима Саровского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1905 и 1909.
Год утраты:1944 (боевые действия)
Архитектор:Л.П. Шишко
Адрес:
Ленинградская область, Лужский район, хутор Зачеренье

Координаты: 58.830274, 30.056965 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского, вид на скит со стороны р.Оредеж<br>, Зачеренье, Лужский район, Ленинградская область
вид на скит со стороны р.Оредеж
Матвеев Владимир
28 июля 1911
Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского, Частная коллекция. Фото 1911 г.<br>, Зачеренье, Лужский район, Ленинградская область
Частная коллекция. Фото 1911 г.
Михаил Мещанинов
??
Серафимо-Антониевский мужской скит Александро-Невской лавры. Церковь Серафима Саровского, Частная коллекция. Фото 1911 г.<br>, Зачеренье, Лужский район, Ленинградская область
Частная коллекция. Фото 1911 г.
Михаил Мещанинов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  4 сентября 2016

Зачеренье (урочище) – церковь во имя Св. прп. Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры, каменная, 1905–1908 гг., арх. Л.П. Шишко, закрыта в 1923 г., не сохранилась.

На современных картах района топоним Зачеренье присутствует как название урочища к западу от Перечиц, за р. Черной. В конце XVIII в. где-то здесь была д. Зачеренье (то есть «за рекой Черной»), принадлежавшая Елизавете Абрамовне Пушкиной, урожденной Ганнибал.

К югу от урочища, на территории бывшего пионерского, ныне детского оздоровительного лагеря «Морская волна», по дороге Жельцы – Торковичи, можно найти остатки многочисленных фундаментов. Это все, что осталось от бывшей красоты этого места. В середине XIX в. здесь была довольно скромная мыза. Она когда-то входила в обширное перечицкое имение Оболенских. В 1876 г. зачеренскую мызу покупает некая Ольга Васильевна Мейскер, которая позже присоединяет к ней выкупленную у В.А. Оболенского мельницу на р. Черной, ныне восстановленную из руин и приспособленную под гостевой дом. Через 20 лет у мызы «Зачеренье» появляется новый владелец – выходец из немцев, потомственный почетный гражданин Вильгельм Штраус, к тому времени уже владевший соседним участком зачеренской пустоши, покрытым сосновым лесом и лишь в небольшой доле использующимся под сенокос.

В 1910 г. пустошь и мыза Зачеренье с постройками и мельницей приобретаются Александро-Невской лаврой, чтобы устроить здесь дачу-скит для правящего архиерея столичной епархии, каким в то время был митрополит Антоний (Вадковский).

Впервые подробная история Зачеренья изложена в статье В.В. Антонова, опубликованной в журнале «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» № 23 за 2000 г., выдержки из которой мы широко приводим в нашем тексте.

К концу XIX в. Александро-Невская лавра, некогда находившаяся на границе Петербурга, оказалась полностью окруженной городскими кварталами и ее земельные владения сильно сократились. Правда, митрополичий сад и садовый домик в нем продолжали существовать, но это место нельзя было более называть «дачей». Митрополиту фактически негде было уединиться для умственного и физического отдыха, которого все настойчивее требовали возраставшие нагрузки.

В Зачеренье строить дачу нужды не было – на высоком берегу Оредежа уже стоял построенный еще О.В. Мейскер большой двухэтажный дом с башенкой-бельведером, балконом, верандой и открытой террасой. Его отремонтировали, благоустроили, провели водопровод, обставили новой мебелью. В усадебном доме имелось 16 комнат. Перед домом-дачей был разбит цветник. Дом окружал английский парк, созданный прежними владельцами. Со временем на дачной площадке появились фонтан и калильный фонарь мощностью в тысячу свечей.

Кроме митрополичьей дачи, в парке стояла «малая дача», которую занял наместник лавры, и там же был выстроен двухэтажный деревянный дом для заведующего имением, которое должно было снабжать лавру молоком, картофелем, овощами, мукой, медом, сеном и дровами. По этой причине на уже существовавшей мызе дополнительно выстроили свинарник, птичник, пять ледников, дом для рабочих со столовой; устроили пасеку, молочную, водокачку и склад. С самого начала имение было подсобным хозяйством лавры, и потому все время предпринимались значительные усилия, чтобы сделать его производительным и рентабельным...

Хотя имение называлось скитом и в нем построили два больших каменных флигеля для братии, постоянно здесь проживало всего несколько (большей частью трое-четверо) монахов и послушников во главе с заведующим. Только перед войной их число достигало 11–13 человек. В отдельном деревянном домике у озера находилась келья старого схимника – архимандрита Павла, любителя пчел. Озеро до сих пор называется озером Отца Павла. Летом вместе с митрополитом из лавры приезжали иподьяконы, иеромонах, иеродиаконы и певчие. Когда лето кончалось, жизнь в скиту замирала.

Церкви несколько первых лет в скиту не было, и братия, очевидно, молилась в домовом храме. Возможность выстроить отдельную церковь появилась летом 1904 г., когда вдова действительного статского советника Пелагея Петровна Никитенко завещала «на построение храма по усмотрению Духовного собора Лавры 24 941 руб.», что было довольно большой суммой. 31 января следующего года митрополит Антоний благословил постройку церкви в Зачеренье. Ее проект был поручен 32-летнему архитектору Льву Петровичу Шишко (1873–1942), ставшему с 1902 г. архитектором при Александро-Невской лавре, где он возводил здания ризницы и древлехранилища. С 1907 г. он становится архитектором столичного учебного округа, позже – Департамента просвещения. Активную творческую и преподавательскую деятельность Шишко продолжил и в советское время, будучи ректором Технологического института, профессором институтов Горного, Электротехнического, инженеров железнодорожного транспорта.

Церковь в Зачеренье Л.П. Шишко задумал в стиле елизаветинского барокко, применив на фасадах волютообразные фронтоны, круглые окна, фигурные наличники. Вместо пяти глав здание венчал низкий купол, на котором возвышался барабан с луковкой, декорированный волютами. Небольшая главка украшала абсиду. Основной объем соединялся трапезной с красивой двухъярусной колокольней, которую с трех сторон обрамляли портики с гранитными колоннами.

Весной 1905 г. началась подготовка к строительному сезону: на участке рабочие корчевали лес, сносили ненужные деревянные постройки, заготовляли бут для фундамента и гранит для цоколя и колонн. Портландцемент поставляли из Чудова, сначала по железной дороге до ст. «Преображенская» (ныне – «Толмачево»), затем баржей по Оредежу. Кирпич для церкви решено было делать домашним способом, для чего в имении в том же году по проекту Шишко выстроили кирпичный завод. Много для стройки сделал иеромонах Феофан (Туляков; 1864–1937) – будущий епископ Кронштадтский и священномученик, назначенный в 1907 г. заведовать черенским имением.

Храм заложили 19 июня (2 июля) 1906 г. во имя недавно прославленного Прп. Серафима Саровского. Из приходской Георгиевской церкви в Перечицах пришел крестный ход с батюшкой, собрались местные крестьяне, из лавры прибыл хор. До зимы были возведены стены из красного кирпича собственной выделки, завершено строительство водопровода, начато устройство булыжного шоссе длиной в две версты и ограды церковного участка и дачи митрополита.

1907 г. стал периодом осуществления наиболее ответственных и сложных работ по завершению строительства храма. В соответствии с замыслом архитектора, своды, барабан и купол делались из железобетона, а стены облицовывались. Пол покрывала разноцветная метлахская плитка. На главы наносился тонкий слой червонного золота, были водружены ажурные с золочением кресты. Вскоре церковная позолота ярко засияла в окружении сосен.

Везти богемские стекла для окон издалека было не нужно. Их изготовляли в имении «Плоское», около ст. «Преображенская», откуда на возах доставляли прямо в обитель. Колокола (их было шесть) купили за 3638 руб. тоже неподалеку – на известном колокольном заводе А.С. Лаврова в Гатчине. Колокола и кресты торжественно подняли 18 июля 1908 г., после водосвятного молебна и освящения. Дубовый трехъярусный иконостас и иконописные работы выполняли известные петербургские мастера: резчик Д.В. Дудаков и иконописец Ф.К. Платонов.

На освящение скитского храма 2 ноября 1908 г. прибыли митрополит Антоний, епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), будущий священномученик, и епископ Тамбовский и Щацкий Иннокентий, привезший в дар из Сарова образ прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей. Как отмечали газеты, «на торжество приехало много богомольцев из Петербурга и Луги».

2 августа 1909 г. митрополит Антоний освятил его нижний придел во имя Прп. Антония Печерского, основателя русского монашества. С этого времени обитель получила название Серафимо-Антониевский скит. Само Зачеренье стало именоваться Серафимовом.

В 1911 г. известный придворный фотограф К.К. Булла снял виды Зачеренья и поместил 17 раскрашенных фотографий в большой альбом, снабженный предисловием. Этот альбом – единственное полное свидетельство того, как выглядела зачеренская обитель.

В Первую мировую войну братский корпус отвели под лазарет для раненых, а для приюта увечных воинов, которых лавра собиралась взять на свое содержание, в 1915 г. построили отдельный корпус.

С ухудшением положения в стране ухудшалось и состояние скита. Не хватало керосина, и, чтобы освещать помещения и подавать воду, на мельнице поставили динамо-машину. Резко сократились запашка и посев. Военные власти переписали постройки, предполагая расквартировать в них солдат тыловых частей. Хозяйство пришло в упадок. Фруктовый сад захирел, так как все яблони «объели зайцы», ягодник выродился. Лес – «очень ценная часть имения» и облагороженные луга требовали непрестанного ухода, на который не хватало средств.

Крестьяне начали самовольно захватывать покосы, рубить лес и собирать валежник. Стоявший по соседству Кирасирский полк забирал себе сено и пас коней на монастырских лугах. Поскольку в скиту стало небезопасно, всю ценную утварь из Зачеренья постепенно стали отвозить в лавру.

В 1918 г. местный земельный комитет отнял у скита мельницу и две трети заливных лугов, разрешил рубить на дрова монастырский лес, реквизировал дом, предназначавшийся для военных инвалидов. В скиту, однако, еще продолжали вести хозяйство, отправляя продукты в лавру, для которой это было единственным верным источником снабжения. Летом пустующие корпуса заняли дети, которых прислало из Петрограда Братство приходских советов. В 1919 г. из-за Гражданской войны сделать это было уже невозможно.

Церковь – интересный образец стилистических исканий в русской архитектуре XX в. – была закрыта в 1923 г., когда в Зачеренье уже размещался туберкулезный санаторий.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.

Церковь разрушена в 1944 г. в ходе боёв.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.