Имение известно с XV в. В то далекое время Станьков принадлежал Великому князю Великого Княжества Литовского Витовту (1350-1430 гг.). В начале XV века Станьков был подарен Витовтом боярину Манивиду (в Святом крещении Войтеха-Альберта) Каликиновичу (1360-1424 гг.).
Согласно Инвентарю 1588 г., Станьково входило в состав имений Койданово и Рубежевичи. Принадлежало Дорогостайским, в XVI в.- Радзивиллам. В XVIII в. стало собственностью княгини Вероники Радзивилл, одной из пяти дочерей Михала Казимира Рыбоньки, которая была замужем за Франтишком Чапским. Во второй половине XVIII в. имение становится собственностью Гуттен-Чапских и принадлежало роду Чапских вплоть до 1920 года. В 1588 году в Станьково имелось 30 дворов, костел, церковь, рынок, три улицы: Койдановская, Минская, Негорельская. В 1800 году было 36 дворов, 152 жителя, деревянный господский дом, деревянная униатская церковь Петра и Павла, часовня святого Николая Чудотворца, корчма, водяная мельница. В 1863 году открыта приходская школа, в которой в 1892 году училось 53 мальчика и 15 девочек. В 1866 году в Станьково - 45 дворов, 352 жителя, церковь, костёл, народное училище, мельница, винокурня.
Визитная запись за 1714 год свидетельствует, что существовавшая в то время в Станьково православная церковь была построена князем Радзивиллом еще до введения (Кревской) унии. Впоследствии на ее месте был сооружен новый униатский деревянный храм в честь Петра и Павла, просуществовавший вплоть до 1852 года, когда на его месте по фундации графа Эмерика-Захария-Николая-Северина фон Гуттен-Чапского (1828-1896) было начато строительство нового православного каменного храма. Новая каменная церковь в честь Святителя Николая в деревне Станьково была построена в 1858 году. Граф Гуттен-Чапский на стройку пожертвовал 2 тысячи серебром – тогда огромные деньги. Граф Чапский был католиком. По легенде, храм он строил для жены. Она была православной. Место выбрали не случайно – прямо напротив усадьбы Чапских. От усадьбы почти ничего не осталось, а стены храма стоят.
Решению графа о строительстве храма предшествовал его интересный карьерный рост. В июне 1851 года он был принят на государственную службу в Министерство внутренних дел Российской империи. Для человека католического вероисповедания удержаться на службе в Православном государстве было довольно сложно. В 1852 году Эмерик Чапский был командирован в Ярославскую губернию, с секретным заданием расследовать на месте проблему раскольников, преследовавших цель переворота в религиозно-общественной жизни России. Граф Чапский смог предотвратить движение распространения раскольнической идеологии. В подтверждение своей преданности Государю и Отечеству молодым графом-католиком был приобретен за 2000 рублей серебром один из проектов храма, знаменитого в то время, архитектора Константина Александровича Тона.
Строительство храма было начато с Архипастырского благословения Высокопреосвященнейшего Михаила Архиепископа Минского и Бобруйского. В 1852 году в Станькове, на противоположном берегу запруды реки Рапуса, на месте старого униатского деревянного храма была заложена новая православная церковь из красного кирпича. Работы по возведению храма продолжались около 6 лет. На строительство церкви было израсходовано более 1 миллиона штук кирпича и около 10 000 рублей серебром. Кирпич для Станьковской церкви готовили на местном кирпичном заводе графа фон Гуттен-Чапского путем прессования высококачественной красной глины. Сушку и формования кирпичей производили непосредственно около строящейся церкви.
Освятил храм 28 (15) августа 1858 года в день празднования Успения Пресвятой Богородицы Архиепископ Минской Епархии Михаил (Голубович), который в последствии неоднократно гостил у Эмерика Чапского. Графом Эмериком фон Гуттен-Чапским было пожертвовано 31,5 десятин земли, расположенных на трех участках около храма. За строительство этого храма Эмерику фон Гуттен-Чапскому Государем Императором Самодержцем Всероссийским Александром II была объявлена «…Высочайшая Благодарность…», что способствовало в дальнейшем росту карьеры молодого графа.
Более 60 лет при Станьковской Свято-Николаевской церкви действовало благочиние. Первым благочинным в Николаевском храме был протоиерей Николай Трусковский, в последствии Архимандрит, историк, краевед, писатель, создатель трудов по истории православных храмов. С 1873 по 1883 года в Свято-Николаевском храме служил благочинный протоиерей Василий Васюкович. Диаконом при нем был Иоанн Шарковский, а псаломщиком Даниил Руцкий. С 1883 по 1918 года благочинствовал при Станьковском храме протоиерей Феодор Чернявский, духовник, отец новопрославленной в наше время святой блаженной Валентины Минской (Валентины Феодоровны Сулковской). В помощниках у отца Феодора были иерей Александр Лукашевич (упоминается в документальных источниках Станьковской церкви за 1898 год) и иерей Иоанн Бруякин (упоминается в документах церкви за 1909 год). В 20-х годах ХХ века в храме служил отец Николай Атоваров, расстрелянный в конце 1920-х, начале 30-х годов. Последним священником Николаевской церкви был иерей Илия Мендзик, расстрелянный в 1936 году, а его семья репрессирована.
В состав Станьковского прихода входили следующие селения: Станьков, Кукшевичи, Заболотье, Шатилы, Петковичи, Лантевичи (с 1960 г. Васильково), Магалевщина, Гринковщина, Багрицовщина, Ляховичи, Каменка, Зосино, Мигдаловичи, Сломище, Красное, Скворцы, Добрынево, Чечино, Павлово и Гороховище. Станьковской церкви, по данным 1864 года, принадлежали пять деревянных и одна каменная кладбищенских церквей: Свято-Покровская 1860-1864 гг. в Добрынево; в Станькове - конца XVIII - начала XIX веков; в деревне Червоное; Свято-Ризоположенская в застенке Кули; Свято-Духовская в деревне Ланцевичи; Свято-Троицкая, каменная, в селе Вязынь и Свято-Анненская на хуторе Коски. При Свято-Николаевском храме существовало церковно-приходское попечительство и три штатных народных училища: в Станькове, Кукшевичах и Добрыневе.
Земли при церкви в Станькове считалось 31 1/2 десятина, расположенная на трех участках. Пользовались этой землей помощник настоятеля и один псаломщик. Усадьба настоятеля находилась на хуторе Коски. Из строений для помощника настоятеля имелись: дом, два амбара, гумно, погреб, два скотских сарая. Двор помощника настоятеля находился непосредственно перед южным фасадом храма, через дорогу Минской улицы (ныне ул. Марата Казея). Псаломщик жил за храмом с восточной стороны (ныне дом М. Казея). Двор псаломщика состоял из дома и гумна. Третий участок числился непосредственно за церковью и погостом.
В 1936 году Свято-Николаевская церковь была закрыта. Сразу же после закрытия церкви из нее было вынесено все самое ценное: золотая утварь, серебро, ризы, оклады, кресты. Многие иконы были сожжены, многие были спрятаны и сохранены прихожанами. На переплавку пустили колокола... Какое-то время храм пустовал. Потом в нем сделали зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны в стенах храма хранили оружие. При одном из боев боеприпасы были взорваны, от чего пострадали интерьеры храма. После войны в церкви вновь устроили зернохранилище. В конце 40-х - начале 50-х годов прошлого столетия в храме случился сильный пожар из-за грозы. Выгорело все зерно, находящееся в храме. После этого пожара храм пустовал.
Весной 1961 года на старой запруде прорвало прогнившую деревянную плотину. Было затоплено колхозное поле и соседняя деревня Каменка. Для устранения последствий происшествия подключили военные гарнизоны, расположенные в Станьково. Бульдозерами были снесены две Брамы усадьбы, часовня, кирпичная стена, ограждающая парк. Кирпичами разрушенных строений была завалена прорвавшая плотина. Спустя какое то время кирпич, сделанный из сырой глины, был размыт - ситуация с потопом повторилась. После этого было принято решение разрушить храм. Рабочие батальоны начали врезаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. И только сила военной техники и огромного взрыва смогла расчленить и окончательно изуродовать храм. В один из дней весны 1961 года люди с ближайших к храму домов были выселены. В 12 часов по полудню был произведен первый взрыв. Облако пылевой завесы окутало место взрыва, а когда оно рассеялось, то храм стоял невредим. Спустя какое-то время раздался второй взрыв. Опять облако пыли осело - храм стоит. И только после третьего взрыва барабан покосился и ушел вниз, внутрь. Взрывать все здание церкви не стали, поскольку очень близко к ней стоят жилые дома. Было принято решение с помощью танков и стальных тросов, растащить стены храма и разрушить его окончательно. С большими усилиями, к вечеру, удалось растащить южный и западный приделы. Разрушив и изуродовав святыню, про храм вскоре забыли.
В 1997 году в Станьково был организован православный приход в честь Святителя Николая. С 1998 года начаты работы по возрождению храма. В 2000 году были проведены обмерочные работы. В 2006 году было получено благословение Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на восстановление Свято-Николаевского храма. 16 октября 2007 года при торжественной обстановке после молебна в южную стену молельного зала храма был заложен первый кирпич, символизирующий собой начало возрождения святыни. На нем золотыми буквами была написана надпись: «Сей кирпич первым был заложен в стену храма сего, в память о его возрождении числа 16 месяца октября года 2007 от Рождества Христова». 21 июня 2008 года при большем скоплении народа в восстанавливаемом храме Святителя Николая Чудотворца прошла торжественная Божественная литургия с колокольным звоном, первая за 72 года. 29 декабря 2010 года в торжественной обстановке при большом стечении верующих состоялось торжественное воздвижение венчающего накупольного креста, воссозданного по архивным материалам. 17 июля епископ Молодечненский и Столбцовский Павел возглавил чин освящения храма и Божественную литургию в храме святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Церковь в Станькове спроектирована и построена в ретроспективно-русском стиле. Относится к типу крестово-купольных храмов с полукруглой апсидой и встроенной в основной объем звонницей. В архитектуре храма использованы килеподобные закомары и лиштвы, лучковые ниши и арки, лепные аркатурные пояски и рустованные лопатки, тонко профилированные карнизы, цоколь, подоконники, крестовые своды и полукруглые ниши. Станьковская Свято-Николаевская церковь является не только великолепным образцом православного зодчества «тоновской» эпохи, но и гармонично вписалась в романтичный и живописный дворцово-парковый ансамбль родовой резиденции графов фон Гуттен-Чапских. Грациозно возвышаясь над берегом обширного водоема, Свято-Николаевский храм подчеркнуто акцентировал на себя все перспективные и панорамные точки ансамбля и являлся его главной архитектурной доминантой.
В Никольской церкви полностью сохранены канонические и семантические образы архитектурных элементов, которые в полной мере выражают глубокую философскую традицию православного зодчества. Это такие архитектурные элементы, как кокошники, символизирующие византийские закомары, аркатурные пояски с висячими гирьками, взятые из архитектурных романских элементов, византийских строений, в том числе и с древних первых базилик, и членение фасадов на три части, характерное для всех православных храмов средневековья, и затейливо оформленные оконные лиштвы с килями, выполненные в традициях русской архитектуры и архитектуры ранней готики.
Однако композиционное построение облика храма базируется на основе стиля эпохи классицизма. Фасады имеют ярко выраженное построение по принципу «золотого сечения». Сечение их на три части рустованными лопатками с подчёркнутыми базами, расставленными по классической схеме интерколумния (расстояние между колонами), очень напоминает классические портики, завершённые архитравом с фризом, антаблементом и карнизом под классическим двухскатным фронтоном. Это соединение двух разных стилей архитектуры - отличительная особенность «тоновской» эпохи русского православного зодчества ХІХ века. Удивительный синтез совершенно разных эпох и культур, который удалось создать К.А. Тону, как нельзя лучше выражает дух русского православия, дух патриотизма – строгость, парадность выразительность.
Основных входа в церковь было три. Центральный объем и притвор со звонницей, образующих одно целое, завершался киле подобными кокошниками и был накрыт много скатной металлической крышей, окрашенной в зеленый цвет. Над центральным объемом храма, на массивном четверике, возвышался, некогда, мощный восьми оконный световой барабан, увенчанный граненым зеленым куполом с шестиконечным крестом-якорем. Боковые приделы и полукруглая апсида были решены отдельными высокими объемами, накрытыми двухскатной металлической крышей, апсиду накрывала конусообразная крыша, повторяющая ее очертания. Западный придел храма опоясывал мощный карниз, расположенный на уровне венчающих карнизов боковых приделов и повторяющий их по пластике. Узкие и высокие оконные проемы, с полуциркульным завершением, располагались по первому ярусу храма. Второй ярус окон не имел. Звонница, расположенная в основной части храма над притвором, имела три больших проема, с арочным завершением, расположенных на трех фасадах.
В плане храм делился на семь помещений: молитвенный зал; два боковых придела; апсиду, без выделенных ризницы и паномарки; притвор; комнату священника и лестничную клетку с деревянной полувинтовой лестницей, ведущей на звонницу. Центральный внутренний восьмигранный объем был перекрыт крестовыми, клинчатыми и парусными сводами, опиравшимися на четыре столба. В боковые приделы и апсиду открывались широкие лучковые арки, а вход из притвора был более узкий и циркульный. По углам молитвенного зала церкви были сделаны узкие, высокие и полукруглые, в плане и в завершениях, ниши - эдикулы. Боковые приделы перекрывались цилиндрическими сводами с крестовыми распалубками, коробового сечения. Апсида была перекрыта конховым сводом с коробовым очертанием. Западный двухэтажный придел, с притвором-бабинцем и звонницей, был перекрыт на первом ярусе крестовыми сводами, а на втором ярусе — цилиндрическим с распалубками. В звоннице висели четыре колокола в 12,5; 3; 2 пуда и в 20 фунтов. В молитвенный зал из помещения звонницы открывалось щелевидное окошко, с сильно развитыми откосами.
Интерьеры храма были скромными. Стены и своды - выбелены, пол - кирпичный. Клиросы были устроены на солее, возвышенной только на одну ступень. Иконостас — дубовый, без покраски, с такими же рамами, карнизами и резьбою, которые по местам были позолочены. Иконостас был устроен с колоннами и пилястрами, имел 10 икон, расположенных в три яруса. Кроме того, в церкви находилась местно-чтимая икона Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, величиною в 1 аршин и 10 вершков (101 см), писанная на холсте и покрытая металлической золоченой ризою.
Храм некогда соединялся со дворцом подземным переходом, остатки которого до сих пор можно обнаружить в Станьково. Был ли в храме подвал, пока еще неизвестно. По свидетельству старожилов, лестница, ведущая в подземный туннель, была устроена в западном приделе храма. Храм к отоплению приспособлен не был. В алтарной стене, в интерьере, была сделана ниша для кадил, от которой внутри стены был сделан канал, расходящийся по периметру всего храма и предназначенный для окуривания и освящения стен церкви постоянно.
Храм покоился на высоком каменном фундаменте и стоит на холме повышенного погоста. С четырех сторон его окружала высокая кирпичная оштукатуренная и выбеленная стена, стоящая на каменном фундаменте и крытая железом. Со стороны апсиды стена ломалась на три части, как бы образуя трапецию. Укрепленная восемью косыми контрфорсами и раскрепованная профилированными лопатками, завершенными пинаклями с шатровыми крышами, она создавала впечатляющий вид и подчеркивала грациозно возвышающуюся над ней Свято-Николаевскую церковь. Въезд на погост, со стороны главного входа, решался тремя проемами, закрепленными толстыми столбами, на которых висели решетчатые ворота и калитки, лучковой формы, а хозяйственный вход находился с северо-северо-восточной стороны и состоял из одной широкой калитки в толще стены.
http://stankovo.by/