ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кашин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте.


Кашин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1690.
Год утраты:1936
Адрес:
Россия, Тверская область, г.Кашин, ул.Профсоюзов

Координаты: 57.365625, 37.61237



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте, Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, нач. ХХ в.Источник: коллекция С.В.Щеголева<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, нач. ХХ в.Источник: коллекция С.В.Щеголева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1909
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте, Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, нач. ХХ в. Источник: коллекция С.В.Щеголева<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, нач. ХХ в. Источник: коллекция С.В.Щеголева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1909
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте, Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, 1880 год. Источник: фонды кашинского краеведческого музея<br>, Кашин, Кашинский городской округ, Тверская область
Фрагмент фотографии В.А.Колотильщикова, 1880 год. Источник: фонды кашинского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1880



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июня 2016

Существует предание, что при Богородицерождественской церкви когда-то был Богородичный женский монастырь; потом эта церковь была кладбищенской при Воскресенском соборе. Первые достоверные сведения о церкви извлечены из дозорной книги 1621 г., где сказано: «Деревянная церковь Рождества Пр. Богородицы, да придел Василия Блаженного, да церковь теплая Екатерина Христова мученица».

Каменная церковь устроена в 1690 г., престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии распространена устройством придела, освященного во имя великомуч. Екатерины (в 1709 г. придел этот не упоминается). В храме особо можно было отметить следующие иконы: Страшного Суда - в адском пламени среди грешников изображены и указаны надписями: Нерон, Диоклитиан, Юлиан, Ориген, Арий, Евтихий, Диоскор, Лютер, Кальвин, Вольтер, Гришка (Отрепьев?), Мазепа и пр.; Бичевание Господа Иисуса Христа; Святой Троицы; Иерусалимской Божией Матери.

Около южной стены храма в ограде находилась надгробная плита с надписью, что под ней погребена Стефанида, в схимницах Филонида, супруга протоиерея Воскресенского собора Саввы. Это родители митрополита Сарского и Подонского (Крутицкого) Ceрапионa, умершего в 1653 г. и погребенного в Калязинском монастыре. Последний, есть предание, до монашества был при Болотской церкви священником. С 1872 г. церковь была окружена садом на средства купца Зазыкина, и о «Болоте» было забыто.

В 1930 г. храм закрыт для служения. В 1932 г. сняты колокола и разобран иконостас, впоследствии в здании храма открыт зернозаготовительный пункт. В 1936 г. церковь была полностью разрушена. Храм находился в саду недалеко от комплекса молокозавода. В настоящее время на месте церкви построена котельная.

И. Завьялов "Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности", Санкт-Петербург, 1909 г. В.Н. Кошелевский "Летопись города Кашина", Архивный отдел администрации Кашинского района, Тверь 1999 г.

Церковь Рождества Богородицы на Болоте построена в 1690 г. на месте Богородичного женского монастыря как церковь при кладбище. Церковь была одноглавой и имела трехчастую осевую структуру, решенную в виде «корабля». В XIX в. ее шатер был заменен шпилем. В 1872 г. на средства купца Зызыкина вокруг этой церкви на месте болота был разбит сад.

В 1930 г. в церкви запрещены богослужения, в 1932 г. сняты колокола и разобран иконостас, в этом же году в помещении церкви открыт зернозаготовительный пункт. В 1936 г. церковь полностью разрушена.

http://kashin.ortox.ru/khramy_kashina


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 января 2017

На территории Кремля, в конце владычного конюшенного двора писцы отметили кладбище, а неподалеку церковь "Рождество Пресвятыя Богородицы, что наболоте". Писцовая книга дает очень скудный материал для восстановления ее внешнего вида. Известно только, что она имела трапезу и паперть, на паперти - колокольню с пятью колоколами, а "весу в них неведомо сколько".

Теперь обратимся к плану Твери начала ХVIII века, названному "Фасат города Твери". Церковь на нем выглядит очень высокой и стройной. На основную ее клеть поставлены еще две, убывающие по ширине. По классификации академика Игоря Грабаря такие церкви относятся к типу ярусных, а в старинных строительных актах обозначались термином "четверик на четверике". Внутренность церкви хорошо освещалась многочисленными окнами в основной клети и верхних четвериках. К сожалению, план не дает дополнительных сведений о конструкции колокольни или паперти.

По богатству Рождественская церковь не уступает находившимся в кремле Никольской или домовой архиепископской. Убранство ее, по описаниям, очень красочно. Преобладала позолота и любимый нашими предками красный цвет. "Писаные на золоте" царские двери, золотой фон части образов иконостаса, позолоченные оклады и преимущественно красные пелены у икон из привозных тканей - киндяка, дороги, атласа. Несмотря на частые пожары в кремле, церковь сумела сохранить старинные иконы, такие, как находившийся в иконостасе образ Рождества Богородицы, написанный на золотом фоне, с позолоченными венцами и теми украшениями, что "прикладывали" в старину прихожане к почитаемым иконам: позолоченными гривенками и копейками, крестами, жемчужными рясками и серьгами.

Так же был украшен и запрестольный образ Богоматери. У него записаны "венцы и гривенки и на полях оклад - все басменные, позолочено. Поднизь и ожерельицо жемчужное с каменьи". Кроме того, в "прикладе" у иконы - пять крестов и небольшие сережки "с камушки".

Убранство трапезы значительно скромнее. В ней отмечены лишь две иконы. В обычные дни прихожане, очевидно, умещались в церкви, но в праздники, а особенно в престольный, молящимися заполнялась и трапеза. От церкви она отделялась рубленой стеной, в которой делалась широкая дверь. Через нее стоявшие в трапезе богомольцы могли слышать и видеть происходившее в церкви богослужение. Академик Грабарь изучал северные деревянные церкви в начале века, когда они были еще действующими, и отметил следующие их особенности. Во-первых, для того чтобы большее число прихожан могло следить из трапезной за ходом богослужения, по обе стороны двери в стене, отделявшей трапезу от церкви, на уровне глаз делались прорези высотою в толщину бревна. Вторая особенность северных трапезных - лавки, поставленные по их стенам. Их резные опушки и резные столбы, на которые опирались брусья потолка, украшали помещение. На лавках могли отдохнуть пришедшие из далека богомольцы и просто пожилые или больные люди.

Мы не можем документально подтвердить, что трапезные тверских деревянных церквей были устроены подобно северным. Так, в описаниях писцовой книги 1685-86 годов лавки в трапезных нигде не упомянуты. Но, учитывая традиционность деревянной архитектуры, всеже думаем, что лавки являлись такой же неотъемлемой частью трапезной, как, например, двери, и поэтому о них не считали нужным упоминать в описании церквей.

Храмы строились обычно выше окружавших их домов, и на паперть поднимались по ступеням крыльца. На севере, где сохранились деревянные церкви, можно наблюдать различные конструкции папертей. Одни из них поставлены на сплошное рубленое основание, другие - на выпуски бревен и представляют собой как бы балкон, третьи возведены на режах, то есть бревенчатой клетке. В Твери конструкции папертей деревянных церквей были, видимо, тоже различными. Например: паперть на режах отмечена в писцовой книге 1685-86 годов у затверецкой церкви Онуфрия Преподобного.

Сами паперти редко рубились из бревен. Обычно на верхнюю площадку их основания ставились столбы, в пазы которых забирались доски, различным расположением которых плотники умели сделать паперть нарядной. Для освещения и проветривания паперти служили окна, закрывавшиеся досчатыми ставнями. Для отдыха прихожан, как и в трапезе, ставились лавки.

По материалам книги Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов. Тверь. XVI - XVIII вв. Очерки истории и экономики. - Тверь: 2002. http://hram-tver.ru/tver/rojdpresvbogtdrtv.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.