О существовавшей ранее церкви Сретения Господня в селе Красносельском.
Об основании Сретенской церкви в Красном Селе существуют следующие исторические сведения: когда Петр Великий перенес свою столицу в Петербург, то для безопасности столицы, а еще более для ближайшего сношения с Европою, ему нужно было иметь в своей власти берега Балтийского моря. С этою целью он двинул свои войска в Ингерманландию, страну, лежавшую по берегам моря. Важнейшим пунктом в этой местности был город Выборг, которым нужно было овладеть.
Часть отправленных к Выборгу сухопутных войск была под начальством бригадира, графа Григория Петровича Чернышева. Войска эти были расположены в 40 верстах от Выборга. Полк графа стоял на равнине, близ озера и соснового леса; походная палатка графа была раскинута, как говорит народное предание, на краю правой стороны оврага, на дне которого находился родник, снабжавший водою весь полк. В роднике вода бьет довольно сильно из горы и образует ручей. Будучи железистого состава, вода от прикосновения с воздухом окисляется и получает красноватый цвет, отчего финны и назвали этот ручей КугіІІа, т. е. кровавый, красный ручей. Отсюда и селение названо Красным Селом. Во всех финских бумагах станция Красного Села называется Кююреля.
Не в дальнем расстоянии от палатки графа была походная полковая церковь во имя Сретения Господня. Однажды, по окончании Богослужения в этой церкви, граф после молитвы дал обещание в случае успеха войны построить постоянную церковь во имя Сретения Господня на том месте, где стояла походная церковь. После взятия Выборга Император сделал графа комендантом Выборгской крепости и за особенное мужество, оказанное им при взятии города, как значится в дарской грамоте, подарил ему землю от реки Сестры до Выборга длиною в 92 версты, а шириною – в 40.
Граф выполнил свое обещание: построил на указанном месте постоянную церковь во имя Сретения Господня, а потом, в 1752 г., близ церкви была построена графская мыза. В местность, освященную построением храма, граф из своих имений в Ярославской и Московской губерниях переселил двадцать крестьянских семейств. Из них десять семейств поселились на левой стороне оврага и образовали нынешнее Красное Село.
Из актов ревизионной комиссии за 1728 г. видно, что для жилища священника назначено земли один мантал (земельный участок) с одною третью. Это показывает, что уже тогда была здесь церковь и при ней – причт. Первоначальная церковь была деревянная, теплая. Она в 1788 г. 5 января сгорела от повреждения трубы, как значится по записи крестьянина Шарина, прихожанина здешней церкви. С 1788 г. по 1803 г. существовала временная церковь в господском доме, как видно из переписки причта 1805 г.
Нынешний храм, также деревянный, выстроен по указу С.-ІІетербургской духовной консистории от 13 апреля 1800 г. за № 1000, помещиком Красносельской отчины статским советником Иваном Ивановичем Богаевским, на собственные его деньги, с прибавкою 1000 руб. церковных.
Храм однопрестольный, во имя Сретения Господня освящен в 1803 г. 17 ноября. Антиминс его дан 1850 г. 3 марта, его освящал митрополит Никанор 1849 г. 15 марта. Длина храма 12 сажень, ширина 5 сажень и 1 аршин; высота с крестом – 7 сажень. Купол храма увенчан четырехгранным фонариком, на котором водружен медный, вызолоченный через огонь, крест; такие же кресты поставлены на св. алтаре, при входе в храм над колоннадой и над колокольнею, составляющей одно целое со зданием храма. Высота колокольни 9 саж. и 1 аршин. Наружные стены храма обшиты тесом с архитектурными украшениями столярной работы. Стены выкрашены желтой краской, а украшения – белой. Кровля храма и колокольни покрыта железом и выкрашена зеленой краской.
Престол утвержден на каменном фундаменте и сооружен из дуба. Высота его 24 вершка, широта 22 вершка, длина 32 вершка. Внутри престола находится деревянный крест, на котором с одной стороны написано: «Престол сей освящен во имя Сретения Господня по повелению высокопреосвященнейшего митрополита Амвросия, 1803 года ноября 17 дня, на память св. Григория Неокесарийского и св. преподобных отец Никона и Лазаря», на другой стороне: «по возобновлении сего храма, престол сей освящен 1860 года ноября 13 дня на память отца нашего Иоанна Златоустого и мученика Никифора». Старожилы утверждают, что храм сооружен по плану местного дьячка Дмитрия Васильева, но письменных доказательств на это нет.
Внутренние стены храма обтянуты холстом и окрашены в алтаре – палевою, в церкви – голубою, а в притворе – перлового цвета краскою. Иконостас высотою в 2 сажени двухъярусный, выкрашен белою краской, с резною позолотою, и окаймлен золочеными карнизами. На вершине иконостаса крест, с стоящими по обе стороны его золочеными из дерева архангелами. Царские врата также резные из дерева и позолоченые, имеют высоты 3 аршина и 2 четверти, а ширины 1 ¾ аршин. В нижнем ряду иконостаса находятся 4 иконы: Спасителя, Казанской Божией Матери, Сретения Господня и Николая чудотворца. Над царскими дверьми – Тайная вечеря. Во втором ряду шесть икон дванадесятых праздников. Все иконы хорошей живописи и лики украшены серебряными позолоченными венцами. Икона Сретения – в серебряной ризе. В куполе, на стенной штукатурке помещены лики 8 пророков; на потолке образ Господа Саваофа, писанный на холсте.
Из священных предметов храма особенно замечательна запрестольная икона Тихвинской Божией Матери, писанная в 1800 г. в Тихвине. Она есть точный список с чудотворной иконы, высота ее 1 аршин, ширина 8 вершков. Нарисованная весьма отчетливо икона украшена серебряною вызолоченною ризою с таковыми же венцами и тремя звездами, сделанными из восточного хрусталя и аметистов. Эта икона есть дар строителя храма Богаевского. День 26 июня особенно чтится прихожанами потому, что этот день, как говорят старожилы, особенно чтил строитель храма и после литурии всегда просил причт совершить молебствие; просил и крестьян участвовать с ним в молитве. И доныне ежегодно, 26 июня совершается панихида об усопшем рабе Божьем Иоанне, создателе святого храма сего.
Три древних Евангелия 1716, 1763 и 1791 гг., последнее заслуживает внимания не только по древности, но и по наружной, художественной отделке: переплет его серебряный вызолоченный, изображение Воскресения Христова и лики четырех евангелистов сделаны на финифти и украшены восточным хрусталем. Церковная библиотека заведена одним из прежних священников Иоанном Дремяцким. В ней находится до 75 книг духовного содержания и понескольку духовных журналов за разные годы.
Из колоколов самый большой весит 104 пуда и 22 фунта; на нем изображены икона Тихвинской Божией Матери, Сретение Господня и Николай чудотворец. В верхней части колокола – имя мастера, место и время отливки. До 1838 г. причт Сретенской церкви составляли: священник, дьячок и пономарь; но пономарское место, по бедности и малочисленности прихода, оставалось праздным. В 1838 г. определен пономарь и до 1854 г. причт состоял из священника и двух причетников.
Священник Дремяцкий отличался особенным усердием к благолепию Красносельской церкви: он исправил прежнюю ветхую ризницу и устроил несколько новых облачений; при нем устроены серебряные ризы на иконы Сретения, Богородицы всех скорбящих и Божией Матери Федоровской. Он же положил начало церковной библиотеке, а в 1842 г. убедил прихожан выстроить при церкви дом для школы.
При священнике Николае Андреевиче Флоровском церковь сделана теплою, позолочен иконостас, поновлена и исправлена живопись и утварь церковная, умножено число книг в библиотеке. Им же в 1860 г. приобретен упомянутый выше колокол на сумму свыше 2000 рублей. Он также исходатайствовал у артиллерийского департамента, что для причта выстроен новый церковный дом и увеличено жалованье священнику, построил богадельню для приходских бедных на 12 человек.
С 1859 г. Красносельская церковь отнесена к военным, и священник получает добавочное жалованье, которое в соединении с прочим денежным содержанием составляет в год 394 руб. серебр. Причт помещается в церковном доме, выстроенном артиллерийским ведомством в 1853 г. по ходатайству священника Николая Флоровского.
Приход Красносельской церкви состоит из 4 деревень, по церковным актам 1873 г. значится: дворов 120, муж. пола 446 душ, жен. пола 444, всего 890. Церковь прихожане посещают очень часто, только в летние месяцы некоторые отвлекаются от церкви тяжелыми полевыми работами, а молодые люди, особенно женский пол, собиранием ягод и грибов. Язык прихожан совершенно русский, напоминающий Московскую и Ярославскую губернии тем, что вместо «о» они произносят «а».
О занятиях красносельцев можно сказать следующее: когда граф Чернышев переселял своих крестьян в Финляндию, то, зная неблагоприятные качества здешней почвы, он хотел из переселенцев образовать сословие не столько земледельческое, сколько ремесленное и потому переводил сюда преимущественно такихъ крестьян, которые знали какое-нибудь ремесло, поэтому красносельские прихожане занимаются ремеслами: обтесывают камни, строят печи, делают глиняную посуду, занимаются штукатурной и малярной работой. Кроме ремесл многие крестьяне занимаются мелкой работой и уходят на заработки в Финляндию и в окрестности С.-Петербурга. Остальная часть народонаселения занимается земледелием. Открытие финляндской железной дороги, вероятно, имело влияние на увеличение прихожан из городских сословий. В приходе приписных церквей и часовен не имеется; кладбище одно, при церкви.
Описание составлял Красносельской Сретенской церкви, что в Финляндии, священник Николай Флоровский.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.