ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Верхний Булай. Церковь Спаса Преображения.


Верхний Булай. Церковь Спаса Преображения
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1876.
Адрес:
Иркутская область, Черемховский район, с.Верхний Булай.

Координаты: 53.031401, 103.04531



Церковь Спаса Преображения, Вид с ЮВ<br>, Верхний Булай, Черемховский район, Иркутская область
Вид с ЮВ
Сергей Зубарь
30 марта 2023
Церковь Спаса Преображения, Вид с юга<br>, Верхний Булай, Черемховский район, Иркутская область
Вид с юга
Сергей Зубарь
30 марта 2023
Церковь Спаса Преображения, Вид с ЮЗ<br>, Верхний Булай, Черемховский район, Иркутская область
Вид с ЮЗ
Сергей Зубарь
30 марта 2023
Церковь Спаса Преображения, Вид с востока (на дальнем плане строится новая церковь)<br>, Верхний Булай, Черемховский район, Иркутская область
Вид с востока (на дальнем плане строится новая церковь)
Сергей Зубарь
30 марта 2023
Церковь Спаса Преображения, Вид с ЮВ<br>, Верхний Булай, Черемховский район, Иркутская область
Вид с ЮВ
Сергей Зубарь
30 марта 2023
Церковь Спаса Преображения, Сверху<br>, Верхний Булай, Черемховский район, Иркутская область
Сверху
Сергей Зубарь
30 марта 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  22 января 2017

Первая церковь появилась в селе в 1839 году. Она была перевезена из села Никольского, расположенного на о Байкал. Затем жители Булая решили построить новую церковь, а старую перевезли на конях в село Нены. Новую церковь построили всем селом к 19 августа 1879 г. Так как строительство было закончено к великому христианскому празднику Преображения Господня, то и название ей было дано - Преображенская.

Церковь представляла собой типичное для Восточной Сибири второй половины XIX в. сооружение с четвериковым храмом и ярусной колокольней над папертью. Рубленые из бревен стены были обшиты досками, имитируя ленточный руст, углы были акцентированы филенчатыми лопатками. Карниз алтаря переходил в виде пояса на стены храма, разделяя его на ярусы, вновь продолжался над стенами трапезной, затем членил четверик колокольни. Выделялись наличники окон с тонко выполненным декором в стиле раннего барокко. Стены были оштукатурены, побелены и покрыты росписью.

Церковный приход был большим, по праздникам и выходным сюда съезжались с ближних и дальних деревень. Здесь совершались таинства: крещение детей, венчание, причащение. Также священник принимал людей на исповедь, отпевали усопших, наставлял сомневающихся, вместе с прихожанами молились за здравие родных и близких, за души усопших. Умерших священников и знатных людей хоронили около церкви, о чём говорят найденные надгробные плиты конца XIX в. недалеко от церкви. Дом священника находился ниже церкви через дорогу. Дом был большой, из нескольких комнат с множеством больших окон. Сейчас там расположен сельский медпункт.

По словам старожилов, церковь разграбили в 1930-е гг. Было дано указание церковь переоборудовать в клуб. Клуб оборудовали старательно. Свезли от богачей венские гнутые стулья. Там, где была паперть, поставили сцену, сделали гимнастический зал, к сводчатому потолку прикрепили трапецию. Тут же расположили и библиотеку. До войны действовал здесь опорный пункт, обучали военных. За церковью специально для этого дела вырыли траншею, поставили мишени — получился тир. Позже, когда в клубах стали крутить кино, задумали устроить кинобудку. Было одно условие: кинобудка должна была быть из негорючего материала. Булайские комсомольцы не придумали ничего лучше, как выворотить на кладбище могильные плиты и свезти их в церковь для устройства желанной кинобудки. Через некоторое время клуб стал зерноскладом.

Ныне церковь, а точнее то, что от нее осталось, медленно разрушается временем.

http://360baikal.ru/images/panoramas/irkutskaya-obl/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.