ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Коровинцы. Церковь Михаила Архангела.


Коровинцы. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:1752.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Недригайловский район, Коровинцы

Координаты: 50.808919, 33.750307 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Михаила Архангела, Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Интерьер, северная грань стен центрального сруба. Фотография С. Таранушенко, 1929 год<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Интерьер, северная грань стен центрального сруба. Фотография С. Таранушенко, 1929 год
Сергей Ковров
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Вид с северо-запада. Фотография С. Таранушенко, 1929 год<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Вид с северо-запада. Фотография С. Таранушенко, 1929 год
Сергей Ковров
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Вид с юго-запада. Фотография С. Таранушенко, 1929 год<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Вид с юго-запада. Фотография С. Таранушенко, 1929 год
Сергей Ковров
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Интерьер, просвет из бабинца до центра. Фотография С. Таранушенко, 1929 год<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Интерьер, просвет из бабинца до центра. Фотография С. Таранушенко, 1929 год
Сергей Ковров
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Вид с северо-востока. Фотография С. Таранушенко, 1929 год<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Вид с северо-востока. Фотография С. Таранушенко, 1929 год
Сергей Ковров
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Фотография С. Таранушенко, 1929 год<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Михайловская церковь (1752 г.) в с. Коровинцы (ныне Недригайловского р-на, Сумской обл.). Фотография С. Таранушенко, 1929 год
Сергей Ковров
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Фрагмент северного фасада и апсида. Фотография из личного альбома С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Фрагмент северного фасада и апсида. Фотография из личного альбома С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Фотография из личного альбома С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Фотография из личного альбома С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Михаила Архангела, Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Коровинцы, Недригайловский район, Украина, Сумская область
Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 апреля 2022

В Коровинцах в середине XVIII в. было две церкви. Одна – Николая, построенная в 1751 г. «старанием бунчукового товарища Андрея Полетики»; вторая – Михайловская, построенная в 1752 г. О каком-то господине-основателе ее документы не упоминают. Итак, это была церковь общины простых казаков.

В Михайловской церкви сохранилась книг расходов, в которой вписаны расходы 1820-1875 г.г. Из нее узнаем, что в 1820 г. в церкви переводили какой-то мелкий ремонт. В 1834-1837 г.г. община запасала материалы на капитальный ремонт; в 1834 г. покупают 1000 шалевок и на 75 г. дубины; в 1836 г. приобретают 26 лип; в 1837 г. докупают еще 700 штук шалевки, 17 пудов гвоздей, оплачивают «мастера за починку церкви», выплачивают Шкляру «за уставку в окончины стекол». Из этого видно, что в 1837 г. (строение уже простояло 85 лет) в церкви обшили шалевкой срубы, покрыли крыши, застеклили окна. Но этим ли и ограничились, из документов не видно.

Под 1855 годом записано расходы на покупку материалов (железо круг 100 пудов, гвозди, масло, краски, злато) «для покрытия церкви». Итак, только в 1855 г., более чем за 100 лет после постройки, церквей укрывают железом, к тому же она была покрыта деревом. Упоминание об этом (плоские грани крыш) церковь сохранила и поныне. Тогда же позолотили кресты и обшили завалинку. В 1859-1860 г.г. перестилают пол и красят его. В 1863 г. красят в церкви стены и крыши. В 1866 г. под церковь подводят кирпичный фундамент; к тому же она стояла на стоянах. Ни более ранних, ни более поздних книг для записи расходов в церкви не сохранилось. Но исследование строения свидетельствует, что ремонтов, и то капитальных, было больше. Мало того, местные старожилы рассказывали нам, что раньше церковь стояла на другом месте, немного на восток через дорогу, где теперь находится школа. Итак, церковь не только ремонтировали, но и переносили с места на место и, конечно, пересыпали ее притом. И все же в основном церковь сохранила первоначальные формы. Выстроена она из дубовых пластин и выдержана в простых, суровых формах.

Трехъярусная Михайловская церковь состоит из восьмигранного центра и двух шестигранников: алтаря и бабинца. Массы срубов стен производят монументальное впечатление. Грани их выдержаны в спокойно уравновешенных пропорциях. Четко очерченный карниз отделяет корпус срубов стен от крутых верхов, выполненных в несколько упрощенных, строгих формах.

Доминантой в композиции строения является верх центрального участка. Стремительный первый залом переходит в довольно широкий, умеренной высоты восьмерик. Над ним возвышается отвесный верхний залом. Завершает центральный участок световой восьмигранный фонарь с главкой и крестом. Верхом бабинца и алтаря не имеют восьмериков. Их крутые заломы завершаются световыми фонарями. Массы срубов стен алтаря и бабинца не обнаруживают тенденции слишком тесно слиться с центром, напротив, они прячут определенную судьбу обособленности. Еще больше самостоятельности проявляют верхи их: они не присутствуют ближе к центральному верху, как то замечаем в других памятниках, а выдерживают вертикальную ось сруба стен своего участка.

Сейчас первоначальный внешний вид церкви нарушают крыльцо с запада Бабинца и притворы с юга и севера центрального участка; поздняя ампировая форма их свидетельствует, что пристроили их во время репарации, возможно, в 1837 г.

Еще полнее в основных чертах сохранил первоначальные формы интерьер церкви. Строение донесла до наших дней старые с размахом задуманные и воплощенные в материале архитектурные формы. Как и во внешнем виде, в интерьере мастер подчеркивает черты и элементы, проявляющие не столько монолитное единство целого строения, сколько трехчастность его состава. Поэтому участки выглядят несколько обособленно. Так, сруб стен Бабинца отделяют от центра широченные заплечики.

Помещение Бабинца имеет скромные размеры. План его вытянут в направлении главной оси здания. Сруб стен сдержанно-стройных пропорций. Грани отчетливо сужаются кверху. Поверх восточных углов сруба стен заложены короткие бруски-ригели. Пазухи за ними зашито досками в виде наклонных клиньев. Юго-Западная и Северо-Западная грани сруба завершены более длинными резными ригелями. Граница между срубами стен и залома четко обозначена. Залом внутри выглядит менее стремительным, чем снаружи. Его грани преломлены под углами 58°-54°. Широкие грани залома сужаются кверху очень энергично, тогда как узкие укорачиваются значительно слабее. Завершает Бабинец световой фонарь (теперь окна зашиты досками и внутренняя высота фонаря уменьшена). Целый верх Бабинца выглядит ниже сруба стен участка.

Самое неясное дело в бабке с окнами. Сейчас их пять: по одному в южной и северной гранях стен сруба примерно на середине высоты сруба посередине площади грани; на той же высоте, что в алтаре и центральной участка. Одно окно посередине западной грани прорезано почти под карнизом (в центральном участке верхние окна прорезаны ниже). Кроме того, в южной грани почти под карнизом прорезано еще одно окно. Но меньшего размера, чем окно под ним. В северной грани тоже на такой же высоте находится окошко такого же размера, но не на одной оси с нижним окном (ближе к западно-северного угла). Таких маленьких окон в срубах стен других участков нет. Изнутри в западной грани зашито не одно, а два окна на середине высоты сруба. Сначала здесь было окно (круглое или крещатый) в ромбичной равносторонней четырехугольной раме (второго такого окна в церкви нет). Впоследствии на этом же месте, не вынимая старой рамы, врезали лутки прямоугольного окна такого же размера и на той же высоте, что и окна южной и Северной граней. Впоследствии и это окно было зашито. Очевидно, это сделали в 1837 г., когда пристроили крыльцо и крыша закрыл просвет окна. Но когда и почему было на место первоначального ромбического окна вставлено прямоугольное? И почему и когда только вверху сруба бабинца в южной и северной гранях прорезано, к тому же асимметрично, еще два маленьких окошка? Можно предположить, что изначально на середине высоты западной грани Бабинца было ромбическое окно. В верхней же половине сруба был наслан помост для хоров. Три окна верхнего яруса – большое в западной грани и маленькие в южной и северной гранях – освещали хоры. Окно северной грани смещено к середине оси стены потому, что оно должно было освещать лестницу на хоры, которые помещались в северо-западном углу. Впоследствии хоры разобрали и тогда (почему, неясно) на месте ромбического окна вставили прямоугольное, такое, как и в южной грани. А после пристройки ганка и это окно зашили. Тогда бы это свидетельствовало о том, что капитальные ремонты были в церкви и в 1837 г. Возможно, это произошло во время переноса церкви на новое место, когда церковь пересыпали.

С центром Бабинец соединяется невысоким просветом. Над ним вырезана небольшая оттулина – «голосник». Верхний брусок ее снизу резной совсем так, как ригели. Деревянные колонны вставлены в просвет, очевидно, в 1837 г., когда пристроены приделы с такими же колоннами.

Центральная часть в интерьере – просторное помещение с граненым срубом, вытянуто в направлении север–юг (тогда как в притворе длина плана больше ширины). Высота сруба стен центра такая же, как и в бабинке; поэтому он выглядит менее тянутым кверху, чем Бабинец. Впечатление умеренной стройности сруба стен центра создает сужение кверху всех граней. При коротких гранях в сруб центра заложено резные ригели: одни на уровне низа окон верхнего яруса, другие – на грани перехода сруба стен в сруб первого залома. Окна в срубе стен центрального участка размещены в два яруса. Нижний ярус прорезан на том же уровне, что в бабинце и алтаре, во всех внешних гранях, при том же в Южной и Северной гранях окна-тройчатки, у которых среднее полотнище выше боковых. В 1837 г., когда пристроили боковые притворы, крыша их закрыл просвет этих окон, поэтому их зашили. Над этими зашитыми окнами в южной и северной гранях, есть еще по одному окну. Таким образом, графическая схема размещения окон создавала два вписанных один в другой треугольника. В Южной и Северной гранях центрального участка прорезаны в 1837 г. невысокие, но широкие проходы к притворам.

Решающая роль в организации объема центрального участка приходится на судьбу первого залома. Это – узел композиции, наиболее активный ее фактор. Именно он после уравновешенно спокойного сруба стен обнаруживает могучий порыв объема кверху. Он стремительный, высокий. Сруб стен, как мы уже упоминали, вытянуто поперек продольной оси строения, поэтому грани первого залома заломлено по-разному: восточная и западная – под углом 65-67 град., а южная и северная – 54-57 град. Восточная и западная грани сужаются кверху значительно активнее, чем южная и северная. Благодаря этому восьмерик, несмотря на небольшую по сравнению с шириной и длиной высоту, кажется легким и стройным. Его форму, а также низ и верх четко выделяют резные ригели, заложенные парами при узких гранях, одни в основе сруба восьмерика, вторые – при вершине его.

Второй залом в более мелком масштабе (чем первый залом), но также в очень энергичной форме выносит объем участка в последнюю заключительную фазу: стройный световой фонарь.

Алтарь в основном подобен бабинцу, но имеет он и определенные склонения. Окон у него всего три: в восточной, южной и Северной гранях на середине высоты сруба стен. Они такие же, как и в бабинке и центральном участке. Залом алтаря, его форма отличны от формы залома Бабинца. В нижней половине грани залома алтаря преломлено стремительно (65-63 град), а верхней половине значительно круче (49-54 град), то есть резко уменьшив угол. Залом алтаря выше залома Бабинца, а фонарь – уже и выше. Тем не менее, надо помнить, что фонари наиболее уязвимые участки строения, они ремонтировались чаще всего.

Анализ обмерных чертежей Михайловской церкви в с. Коровинцы

Исходный размер в построении плана - ширина центрального части. Разбивка плана в натуре мне представляется так: сначала наметили три четырехгранника. Начиналась разбивка с построения центрального четырехгранника; длина его равнялась апофеме треугольника со стороной равной ширине строения (исходному размеру). Половиной диагонали этого четырехгранника отражалась в одну сторону длина алтаря, во вторую – длина Бабинца. У алтаря длина определяла и его ширину, а у Бабинца длина на толщину бруса длиннее полной ширины участка.

План центрального участка в действительности был восьмигранник (четырехугольник с отсеченными углами). Восточная и западная грани центра равны диагонали четырехугольника, что составляет северную половину бабинца, а южная и северная грани равны половине диагонали четырехугольника, в который вписывается план алтаря. У алтаря северная грань плана равна ½ ширины плана центра; южная – короче, деформация, восточная в половину полной длины центра.

Бабинец-шестигранник (четырехугольник с отсеченными внешними углами). Южная и северная грани равны половине ширины плана центральной участки, а западная грань равна половине диагонали южной половины участка. Высотные размеры строения пропорциональны размерам плана.

Высота восточной грани сруба стен алтаря и западной грани стен сруба бабинца равна ширине плана центральной участка; сруб стен центра, особенно его восточная и западная грани осели, их высота несколько меньше. Внутренняя высота верха центрального участка также равна ширине плана центра.

Шаблон-трапеция для сборки на земле Восточной и Западной граней сруба первого залома центрального участка имела основу – длину сруба стен (вверху), верхняя грань - половина длины плана участка. Шаблон-трапеция для заготовки на земле Южной и Северной граней сруба первого залома центрального участка основу имел – ширину сруба стен (вверху), верхняя грань в половину ширины плана ее. Высота первого залома центрального верха равна половине длины плана бабинца, или треть высоты стен сруба.

У восьмерика ширина равна половине ширины плана участка (вверху), а длина равняется половине длины плана ее. Высота восьмерика составляет половину ширины плана бабинца.

Во втором заломе центрального верха шаблон-трапеция для составления восточной и западной граней сруба имела: основу – длину восьмерика (вверху), верхнюю грань равную четверти основы и высоту равную половине основы; шаблон для составления южной и северной граней основу имел ширину восьмерика (вверху), верхнюю грань равную четверти основы. Высота второго залома вместе с восьмериком равна половине ширины стен сруба центра (вверху), а высота второго залома восьмерика и первого залома вместе равным длине плана центра.

Длина и ширина основания фонаря равна четверти длины плана восьмерика. Высота фонаря равняется диагонали квадрата со стороной равной длине фонаря, а также определяется тем, что высота верха центральной участка равна ширине плана участка. Следует отметить, что и форма, и размеры фонарей у каждого верха отличные. Внутренняя высота центрального участка равняется удвоенной ширине плана центра, то есть меньше длины плана строения.

Залом Бабинца заготавливался с помощью трапеции-шаблона, у которой основа – длина сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна ¼ основания и высота равняется половине основания. Высота фонаря бабинца равнялась – до ремонта – высоте фонаря центрального верху, и целого высота верха бабинца равнялась половине ширины плана центра, а внутренняя высота бабинца равна сумме длины плана бабинца и центра.

Залом алтаря высший залом Бабинца. При сборке сруба залома алтаря мастер использовал трапецию, у которой основа – длина стен сруба участка (вверху), верхняя грань равна 1/5 основы, равна верхней грани залома бабинца. Высота залома составляет половину длины плана алтаря. Длина фонаря алтаря равна длине фонаря бабинца. Высота фонаря алтаря равна диагонали квадрата со стороной равной длине фонаря. Высота фонаря алтаря равна половине длины грани залома алтаря. Внутренняя высота целого участка равна сумме длины плана алтаря и Центра.

Отметим еще отдаление от пола до низа окон нижнего ряда центрального участка: оно равно половине длины плана того же участка, а отделение к низу верхнего окна равно апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине плана участка, или же равной диагонали северной половины плана Бабинца. Низ окна в восьмерике центрального верха прорезано над верхним венцом сруба стен на высоте равной ½ длины плана центра. Окна в фонаре алтаря прорезано над верхним венцом сруба стен на высоте равной половине длины плана центра.

Фото внешнего вида опубликовано в «Вопросах реставрации» археологической комиссии (№ 9, рис. 76). Об этой церкви упоминается и в № 10 «Вопросов реставрации».

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1929 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.