Дзвели-Гавази (ძველი გავაზი) - небольшой, но очень интересный храм в Кварельском районе Кахетии. Он соперничает с церковью Иоанна Крестителя в монастыре Шио-Мгвиме за звание первого купольного храма в Грузии, и при этом является первым в Грузии тетраконхом. Храм необычен историей своего появления - неизвестно, откуда пришёл этот тип храма и непонятно, во что он развился в последствии ли же не развился вообще. По поводу храма существут очень мало фактов и очень много предположений.
Время постройки этого храма известно только предположительно. Обычно называют середину VI века. Возможно, он появился до 560 года и, таким образом, стал первым купольным храмом в Грузии. Если же он появился до 580-х годов, то он старше армянского Аванского собора и тогда это - первый тетраконх на Кавказе. Близкий по типу собор Ниноцминда построен в те же годы, он предположительно младше Гавази и являлся, видимо, его усложненной копией. Дзвели-Гавази не имеет ничего общего с Аванским собором и, таким образом, не входит в серию "Аван-Джвари-Атени-Цроми". Он остается где-то сбоку.
Галерея, окружающая храм - это нечто совсем странное и не похожее ни на что в Грузии. Если бы она существовала изначально, это о многом говорило бы, но к сожалению, галерея - притройка последующих эпох.
Лично у меня существует предположение, что Гавази строился по типу круглых храмов Кавказской Албании. Георгафически он находится так близко к этой Албании, что определённое влияние вполне могло быть. Например, стоит обратить внимание на Мамрухский храм (Азерб.) IV века или храм в селе Лекит (Азерб.) VI века.
Тетраконхи такого типа Грузии не прижились. Вскоре появились тетраконхи по типа Аванского собора (Джвари, Атени и тд.) и дальше строили в основном именно их. Много лет спустя появился однотипный храм Кветера, который вполне мог быть подражанием Гавази или Ниноцминде.
Совсем поздно, около XIX века, храм был отштукатурен с внешней стороны и стал белым, совершенно не похожим на свой пятый век. Впоследствии штукатурку сбили.
Сейчас храм находится в северной части посёлка Ахалсопели, и расположен так хитро, что для подхода к нему надо немного покрутиться по посёлку. Вокруг храма полянка, несколько деревьев, ограда и родник. Рядом с храмом установлен храм со схемой и информацией на трех языках, включая русский. Ну и разумеется, здесь сложены квеври в больших количествах.
Вход в храм расположен с западной стороны, и по нему удается разобраться в сторонах света - поскольку галерея мешает понять, как именно он ориентирован. Западные и южные апсиды храма скрыты этой галереей, и только две остальные можно потрогать руками. Внутреннее пространство храма очень невелико, фресок здесь нет, стены не штукатуренные. Алтарная преграда совсем небольшая, как и у всех тетраконхов. Особенно интересны внутренние формы апсид - это так называемая лепестковая форма, очень редкая для Грузии.
Если случится оказаться в этом храме, попробуйте почувствовать, насколько он старый. Он строился примерно в те годы, когда родился Мухаммед. Карл Великий родился и умер, а храм уже стоял на этом месте. Он пережил арабский халифат, сельджуков и монгольские государства. Политическая история России еще не началась, а он уже стоял. Ну и попробуйте ощутить, как сама идея этого храма уходит корнями куда-то в неизвестные нам исторические дали. Мы не знаем, с чего его копировали и о чем думали его строители. И не узнаем уже никогда. Это фрагмент истории грузинской архитектуры, объяснить который уже не удастся.
Источник информации - сайт "Грузия для всех"