ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чекуево. Церковь Спаса Преображения.


Чекуево. Церковь Спаса Преображения
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Спаса Преображения, Тихвинской иконы Божией Матери, Преполовения Пятидесятницы
Архитектурный стиль:Кубоватые храмы
Год постройки:1687.
Год утраты:приблизительно 1960
Адрес:
Россия, Архангельская область, Онежский район, с. Чекуево

Координаты: 63.58273, 38.977921



Церковь Спаса Преображения, предположительно, копия снимка В. А. Плотникова, из фондов Онежского историко-мемориального музея: с http://www.onegaonline.ru/<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
предположительно, копия снимка В. А. Плотникова, из фондов Онежского историко-мемориального музея: с http://www.onegaonline.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Спаса Преображения, 1900—1917 год. фото с с http://www.onegaonline.ru/<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
1900—1917 год. фото с с http://www.onegaonline.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Спаса Преображения, 1900—1917 год. фото А. А. Каретникова. Из альбома [Каретников А. А. Деревянное церковное строительство. - Архангельск, 2010],с http://www.onegaonline.ru/<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
1900—1917 год. фото А. А. Каретникова. Из альбома [Каретников А. А. Деревянное церковное строительство. - Архангельск, 2010],с http://www.onegaonline.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Спаса Преображения, Фотограф А.М. Вихман, из архива Архангельского ОКМ.<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
Фотограф А.М. Вихман, из архива Архангельского ОКМ.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1912
Церковь Спаса Преображения, Храмовый ансамбль в с. Чекуево (Мардинское), бывшем центре Чекуевского прихода и обширной Мардинской волости Онежского уезда: это девятиглавый Преображенский храм (1687 г.), колокольня (1740 г.), одноглавая Успенская церковь (1675г.) и «новая» Сретенская церковь (1893 г.<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
Храмовый ансамбль в с. Чекуево (Мардинское), бывшем центре Чекуевского прихода и обширной Мардинской волости Онежского уезда: это девятиглавый Преображенский храм (1687 г.), колокольня (1740 г.), одноглавая Успенская церковь (1675г.) и «новая» Сретенская церковь (1893 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1907
Церковь Спаса Преображения, Фото из журнала "Художественные сокровища России".<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
Фото из журнала "Художественные сокровища России".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Церковь Спаса Преображения,  Успенская церковь, колокольня, Преображенская церковь. Автор:Суслов В.В.<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
Успенская церковь, колокольня, Преображенская церковь. Автор:Суслов В.В.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1896
Церковь Спаса Преображения, Вид на храм с севера, слева видна колокольня погоста. Фотография К.Ф. Некрасова 1911-1913 гг, из фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева.<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
Вид на храм с севера, слева видна колокольня погоста. Фотография К.Ф. Некрасова 1911-1913 гг, из фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??
Церковь Спаса Преображения, Фото 1910-20х годов из книги "Das heutige Russland" (Берлин, 1923)<br>, Чекуево, Онежский район, Архангельская область
Фото 1910-20х годов из книги "Das heutige Russland" (Берлин, 1923)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  16 июля 2016

Чекуево — яркий пример селения на большой реке с центрической композицией при полукруговом восприятии. Из каких сооружений состоял храмовый комплекс погоста первоначально, мы не знаем, но ... в Епархиальных клировых ведомостях за 1872 г. уже названы три деревянные церкви: церковь Преображения, построенная в 1687 г., во имя Успения (теплая) — 1675 г. и во имя Сретения — 1677 г. (1893 г.), а также колокольня - 1740 г. Даты построек трех церквей говорят о том, что первоначальный храмовый комплекс, возможно, сгорел и почти одновременно был срублен заново, причем две церкви получили кубоватое завершение, характерное для Онежской архитектурной школы ХVII в.

В 80-х годах ХIХ в. все четыре постройки были обшиты, а шатер колокольни заменен на купол со шпилем. В таком состоянии и увидел ансамбль В.В. Суслов, побывавший здесь в ту же поездку 1886 г. Натурное обследование территории ансамбля (1978 г.), оказавшейся, к счастью, незастроенной, дало положительные результаты... Натурный обмер следов сооружений позволил точно установить взаиморасположение построек, «привязав» их друг к другу, к остаткам ограды, к новой Сретенской церкви и к берегу Онеги.

Таким образом, точность плана Чекуевского ансамбля была достаточно высока. Сложнее было с вертикальными размерами построек — они не были обмерены. Сопоставление метода пропорционирования, применявшегося в народном зодчестве исходя из известных плановых размеров и сравнительного анализа шести фотографий позволило восстановить относительные высоты построек с допустимой точностью. Масштабные чертежи дали возможность представить восприятие ансамбля с основных направлений и в том числе — с главной улицы села. Впервые представший в полном составе Чекуевский ансамбль — один из красивейших а деревянном зодчестве русского Севера — интересен для нас еще и тем, что это единственный из известных нам храмовых комплексов, включающих три крытых кубом сооружения, характерных для древоделов бассейна реки Онеги, Карельского и Поморского берегов Белого моря.

А.Бодэ: Ансамбль в селе Чекуево был, наверное, самым грандиозным из всех известных на нижней Онеге храмовых комплексов. Он состоял из четырех сооружений, близких друг к другу по времени строительства.

Самая ранняя из них — Успенская церковь 1675 г. Основной объем церкви представлял собой восьмерик на четверике, покрытый восьмигранной формой, по очертаниям близкой к кубу и завершенной одной главой, — так называемой «баней» (название заимствовано из украинского зодчества). Подобные формы завершений не известны в деревянном зодчестве Поонежья или других территорий Севера ни в ХVII, ни в начале ХVIII в. Они получили широкое распространение в районе среднего течения Северной Двины и в Поважье во второй половине ХVIII — начале ХIХ вв. Масштабное и пропорциональное сопоставление Успенской церкви с шатровыми церквами Онежского района (в Пурнеме, Малошуйке) позволяет предполагать, что ее первоначальное покрытие было шатровым.

Кубоватая Сретенская церковь 1677 года отличалась стройными пропорциями основного четверика и насыщенным декоративными деталями верхом, что было свойственно кубоватым церквям последней трети XVII века. Трапезная, судя по примыканию к основному срубу, была пристроена позднее. Надстройкой, по-видимому, являлся второй ярус алтаря.

Самым крупным сооружением комплекса была крещатая Преображенская церковь 1687 года. В отличие от предшествующих крещатых церквей Поонежья и Беломорья, она завершалась кубом. В архитектурном решении Преображенской церкви приём устройства покрытий системой бочек выражен не столь отчётливо. Архитектура Преображенской церкви соединила характерные особенности ранних поонежских храмов с приёмами и формами, получившими распространение в последней трети XVII века.

Колокольня в Чекуево была построена в 1740 году. Она зафиксирована с завершением в виде купола со шпилем, хотя, очевидно, что первоначальное её покрытие было шатровым. Характерная для нижней Онеги структура основания колоколен, по-видимому, повторяла архитектурное решение преобладавшего здесь типа шатрового храма. Кроме того, устройство высокого четверика возможно связано с использованием кокошников, которые в соответствии с архитектурным решением построек, ориентированных на образ храма, должны были располагаться в верхней части здания. Это предположение подтверждается сопоставлением ареалов кокошников на основных срубах культовых построек и колоколен на высоком четверике. Отсюда исходит предположение, что все поонежские колокольни на высоком четверике за исключением, наверное, построек XIX века первоначально имели кокошники.

Все четыре постройки располагались вдоль берега реки. Ряд близких по величине башенных объемов, ассоциирующийся с образом городской крепости, акцентирован по краям кубоватыми церквами с их нарядными покрытиями. В чекуевском ансамбле тема шатра отступает на второй план и главенствующее положение занимает декоративная пластика завершений, столь созвучная архитектуре того времени. Ансамбль в Чекуево полностью утрачен, хотя Преображенская церковь в полуразрушенном состоянии сохранялась вплоть до 1960-х гг.

http://kenozerjelive.ru/arhonega-chekuevo.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.