ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Липецк. Церковь Вознесения Господня.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня, Михаила Архангела, Георгия Победоносца
Год постройки:между приблизительно 1730 и 1751. Колокольня 1810-е гг. приделы 1847-1850 гг..
Год утраты:приблизительно 1959
Адрес:
Г. Липецк, пл. Театральная.

Координаты:52.605612, 39.592861


Добавить фотографию
Церковь Вознесения Господня - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Фото с сайта http://chekushka3.narod.ru/oldliphoto2.htm
Андрей Агафонов
1 января 1950
Церковь Вознесения Господня - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Фото с сайта nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1932
Церковь Вознесения Господня - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
1900—1910 год с сайта https://pastvu.com/p/245637
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1910
Церковь Вознесения Господня - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Фото с сайта nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Вознесения Господня - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Фото с сайта nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Вознесения Господня - Липецк - г. Липецк - Липецкая область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1895




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  24 июня 2017

Строи­тельство здесь в первой половине XVIII в. каменного соборного храма как бы подтверждает претензии слобо­ды Липские железоделательные заво­ды на статус города. После строитель­ства в конце XVIII — начале XIX в. ново­го соборного храма во имя Рождества Христова бывший Вознесенский собор по-прежнему оставался особо любим жителями города. Строительство каменного храма в поселке Липских железоделательных заводов стало насущной необходимос­тью в 1730-х гг. по той причине, что де­ревянные церкви Рождества Христова и св. Димитрия Солунского уже не вмещали возросшее количество прихо­жан. Поэтому и было решено постро­ить новую более просторную церковь из более долговечного материла.

Вознесенская церковь обозначена на плане Липских железоделательных заводов 1742 г. как вновь строящаяся. К 1751 г. строительство храма было за­вершено, и в том же году главный пре­стол его освящён во имя Вознесения Господня. Первоначально Вознесен­ская церковь не имела сооружённых позднее приделов и колокольни. Храмовая часть выглядела как двусветный четверик, перекрытый невысоким гранёным куполом с глухим барабаном с луковкой и четырьмя малыми главками по углам. Фасад храма был декориро­ван по углам спаренными пилястрами с капителями коринфского ордера, кра­сивыми наличниками, обрамляющими оконные проёмы и карнизом с сухари­ками по верху четверика. С восточной стороны к храму примыкала полукруг­лая апсида, перекрытая конхой, с запа­да — небольшая трапезная, в которой был устроен дополнительный престол во имя святого Великомученика и По­бедоносца Георгия — одного из самых почитаемых на Руси святых.

После строительства Вознесенского храма площадь, на которую он выхо­дил, назвали Вознесенской, а улицу вдоль северного фасада — Церковной. В конце 1770-х гг. церковь стала собор­ным храмом городка, получившего в 1779 г. по указу императрицы Екатери­ны Великой наименование Липецк, и являлась таковой до 1807 г., когда был освящён главный престол нового со­борного храма во имя Рождества Хрис­това. В связи с этим 7 сентября 1810 г. был упразднён третий священнический штат Вознесенского храма, указ о чем был получен в Липецке 14 сентября. Священно- и церковнослужители Воз­несенской церкви после учреждения в 1805 г. генплана Липецка получили уча­стки земли в 59-м квартале. Причту храма принадлежал необходимый для пропитания участок земли за предела­ми города. Вознесенскую церковь всю вторую половину XVIII столетия, до строительства Христорождественского собора, в народе про­сто назвали каменной, в отличие от других деревянных храмов города.

В 1811 г. Вознесенский храм сильно пострадал от пожара, в огне погибли все церковные документы, в том числе метрические книги. Церковь быстро восстановили, и уже в 1812 г. рассмат­ривался вопрос о сооружении при хра­ме каменной колокольни под надзором архитектора липецкого курорта Славинского. Ходатайствовали об этом пе­ред церковными и светскими властями староста Вознесенского храма «меща­нин Андрей Ильин сын Ларин и почёт­нейшие из прихожан». Тогда же, видимо, и было начато строительство колокольни, а вот завер­шал его уже новый староста — купец Пётр Юров, что видно из документов Тамбовской духовной консистории 1816 г., в которых упоминаются его по­купки строительных материалов.

Колокольня была выстроена трёхъ­ярусной, венчал её высокий шпиль. Высота колокольни до карниза состав­ляла 13 саженей, а высота со шпилем — 44,7 аршина. Нижний ярус колокольни украшали спаренные пилястры и кар­низы, которые венчали щипцы с круг­лым окном в центре. Арочные проёмы второго яруса были обрамлены парны­ми колоннами, поддерживающими массивный карниз. Проёмы звонов третьего яруса украшали одиночные колонны. Колокольню венчали неболь­шие фронтоны и маленький купол с главкой, на которой был установлен высокий шпиль с крестом. Видимо в это же время в трапезной был устроен второй придельный алтарь во имя Ар­хистратига Божия Михаила. Настоя­щим событием в это время стало посе­щение храма Преосвященным Ионой (Василевским), епископом Тамбовским и Шацким. Каменная величественная церковь греческой архитектуры, зани­мавшая выгодное положение на подъе­ме Воронежской горы, наверняка про­извела на тамбовского архиерея благоприятное впечатление.

В середине XIX в. назрел вопрос о расширении Вознесенской церкви за счёт строительства приделов к храмо­вой части и перенесения туда из небольшой по размерам трапезной Ар­хангельского и Георгиевского престо­лов. Прошение на перестройку храма было подано церковным старостой Пе­тром Семёновичем Нифонтовым 20 ок­тября 1841 г. Но проект был выполнен архитектором коллежским регистрато­ром Василием Ефремовым только к 24 января 1844 г. После этого почти полго­да заняло рассмотрение его Тамбов­ской духовной консисторией. Лишь в сентябре 1844 г. прошение о распрост­ранении храма было подано Преосвя­щенным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским и Шацким, в Святейший Синод.

В Петербурге, в Синоде и Минис­терстве внутренних дел, проект на перестройку Вознесенского храма рассматривался в течение 1844-1846 гг. Департамент путей сообщения потре­бовал представления дополнительных чертежей, так как на проекте не были показаны существующие стены. Пере­писка о представлении чертежей дли­лась долго, так как уездный землемер уклонялся от их исполнения, боясь от­ветственности, а больше их выполнить было некому. Наконец проект был доведен до соответствия, и 29 января 1846 г. Управление путей сообщения и публичных зданий Департамента ис­кусственных дел МВД получило сооб­щение обер-прокурора Синода графа Н.А. Протасова: «Государь Император по Всеподданнейшему докладу моему Высочайше 24 января сего года соизво­лил утвердить проект на распростране­ние существующей в г. Липецке Там­бовской губернии Вознесенской церк­ви». О чём 28 февраля т. г. последовал указ Синода. По утверждённому про­екту предполагалось расширить храмо­вую часть на север и юг за счёт прист­роек и устроить в них придельные ал­тари. Однако уже после «Высочайшего утверждения» проекта прихожане Воз­несенского храма решили соорудить в намеченных пристройках ещё и апси­ды, чтобы все три алтаря стояли в один ряд. Находя эту причину отступления от первоначального, «Высочайше ут­вержденного» проекта уважительной (так как это и более красиво, и более удобно для богомольцев), епископ Там­бовский Николай повелел составить новый проект, который и был вскоре исполнен местным архитектором.

В октябре 1846 - январе 1847 гг. этот новый проект был рассмотрен в соответствующем Департаменте МВД и признан «по неблаговидности предположенных взамен Высочайше ут­вержденных пристроек к церкви неудовлетворительным». Петербургско­му архитектору было поручено соста­вить ещё один проект, учитывающий пожелания прихожан Вознесенского храма, который «Высочайше утверж­ден» для исполнения 27 февраля 1847 г. Весной того же 1847 г. начато строи­тельство, а к 1850 г. Вознесенская церковь, согласно проекту, распрост­ранена крестообразно путём прист­ройки приделов с двумя апсидами и крыльцами с сенью. Тогда же храм был украшен дополнительными главками, венчавшими щипцы приделов и алтар­ные апсиды. Строителем выступил по­мещик села Семёновка Липецкого уез­да надворный советник Алексей Замя­тин. По завершении строительства об­щая длина храма с колокольней соста­вила 21 саж. 11 верш., наибольшая ши­рина 12 саж. 2 арш. 12 верш., а высота до карниза — 6 саж. 2 арш. В 1850 г. в Вознесенском храме устроено было отопление, которое осуществлялось двумя духовыми печами.

В придельных алтарях после завер­шения строительных и отделочных ра­бот были заново освящены престолы: в левом — во имя Архистратига Михаи­ла, в правом — во имя св. Георгия По­бедоносца. Расширение храма при­шлось очень кстати: приход Вознесен­ской церкви сильно увеличился и стал насчитывать 189 дворов с проживаю­щими в них 698 мужчинами и 730 жен­щинами. Гости города, посещавшие в это время Липецк, отзывались о Возне­сенской церкви следующим образом: «...обнесена оградой, просторная и прилично украшенная». Заслуга в этом принадлежала не только причту храма, но и его старосте. Так, в 1876 г. ктитор Вознесенского храма липецкий купец 2-й гильдии Иван Болховитинов был «Высочайше пожалован» золотой медалью на Станиславской ленте за многолетние труды по благоукрашению церкви.

В марте 1887 г. священник Возне­сенской церкви Михаил Сеславинский заполнил метрику — анкету, прислан­ную Императорской Русской археологической комиссией для сбора инфор­мации обо всех храмах России, пред­ставляющих исторический и художе­ственный интерес. Ряд ответов, данных настоятелем храма на вопросы этой метрики, позволяют нам представить некоторые особенности внешнего и внутреннего устройства, отделки и ин­терьера Вознесенской церкви. Постро­ена она «из кирпича, но внутри стен, как оказалось при перестройке, как рассказывают, есть камень известко­вый, местный. Стены выложены сплошною кладкой, цемент положен тонким слоем, кирпич тяжеловесный Кровля на настоящей и на коло­кольне на сводах, а на трапезной на стропилах, на колокольне и настоящей дуговая в 8 скатов, а на трапезной в 2 ската, на настоящей и трапезной кры­ша из простой жести, крашеная, а на колокольне из белой жести. Глав 5, пи­рамидально-шатровых, крыты белой жестью Кресты на главах четы­рёхконечные. Крест на куполе медный, с цепями, короною наверху и с полулунием у подножия. Окна продолгова­тые, в среднем алтаре их три, в боко­вых — по одному с дугообразными пе­ремычками, в северном предалтарии с трапезной — 7, а в южном — 8, с пря­мыми перемычками, наличники снару­жи гладкие, кирпичные, с отливами снаружи, решётки железные». С трёх сторон церкви — со стороны колоколь­ни и при двух боковых входах — была устроена паперть. Внутри храм устро­ен крестообразно. Главный алтарь, на­ходящийся посредине, отделялся от храмовой части «толстою каменной стеной с тремя пролётами. А боко­вые — деревянным иконостасом». По перенесении Архангельского и Георги­евского алтарей из трапезной в приде­лы, в стене, отделяющей трапезную от настоящей, сделаны два боковых ма­лых пролёта. «Трапезная в виде палаты отделяется от настоящей каменной стеной с тремя (после распростране­ния 1847-1850 гг.) пролё­тами. В настоящей своды коробчатые без столбов, в южной и северной сте­нах для боковых приделов устроены большие арки без столбов, в трапезной своды тоже коробчатые, на 4 столбах Алтарь троечастный, разделённый двумя поперечными стенами, с пролё­тами. В самом храме есть 4 голосника в стенах под карнизами. Пролёты глав­ного алтаря увеличены в ширину и вы­шину, а в северной и южной стенах этого алтаря проделаны арки для сооб­щения с придельными алтарями. Над главным престолом деревянная сень позднейшей работы, украшенная резьбой Иконостас с колоннами, из дерева, резьба на белом фоне изоб­ражает большей частью виноградные лозы, листья и кисти, имеет 4 яруса». Все стены внутри Вознесенской церк­ви были расписаны живописными ико­нами во второй половине XIX столетия, а все иконы главного и придельных иконостасов — «иконной живописи, конца прошлого или начала нынешнего столетия (XVIII-XIX в.)».

В 1891 г. было принято решение прору­бить в западных стенах храмовой части два дополнительных окна для увеличе­ния освещённости. В 1894 г. производилось «поновление» иконостаса главного Вознесен­ского алтаря, а общество приказчиков Липецка «соорудило» в храме икону св. Николая Чудотворца в память спасе­ния государя императора Николая Александровича при покушении на его жизнь в Японии. При этом было поло­жено за правило каждый воскресный день служить перед этой иконой моле­бен с акафистом святителю Николаю. Главный иконостас Вознесенского храма имел длину 5 саж. 13 верш., вы­соту 5 саж. 2 арш. 10 верш, и был оце­нен в 1910 г. в 3 000 руб. Два придель­ных иконостаса имели ширину 3 саж. 6 верш., высоту 8 арш. 5 верш, и оцени­вались каждый в 1000 руб.

Главной святыней бывшего Возне­сенского собора являлась чтимая не только прихожанами, но и всеми жите­лями Липецка как явленная и чудотворная Казанская икона Божией Ма­тери. Другими достопримечательностями Вознесенской церкви были восьмико­нечный серебряный вызлащенный крест 1782 г. На лицевой стороне его располагалось художественной работы распятие, на оборотной — ветви с лис­тьями, цветами и плодами миндаля. Хранилось в храмовой ризнице и кова­ное серебряное вызолоченное Еванге­лие издания 1779 г. «Обложка высокой художественной работы одинаковой с крестом».

Храмовая библиотека насчитывала в начале XX в. 145 томов, в ризнице хранились копии с метрических книг с 1812 г. В храме ещё до революции было смонтировано электрическое освеще­ние. На звоннице Вознесенского храма было 7 колоколов — 3 больших и 4 ма­лых, все они приобретались после 1811 г.

Церковно-приходская школа нача­ла действовать при храме с 1886 г., на­ходясь в это время в наёмной квартире. Собственное здание для школы было построено после 1899 г., в котором Воз­несенский храм и церковно-приходскую школу, где обучалось до 100 чело­век, посетил Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий.

Будучи соборным, в конце XVIII — начале XIX в. Вознесенский храм имел в своем штате трёх священников. По­сле того как храм стал приходским, указом от 7 сентября 1810 г. третий свя­щенник был переведён в штат Христорождественского собора. А в 1837 г., после освящения первого престола Троицкой церкви, второй священник был переведен в штат новопостроенно го храма. Лишь в 1861 г. была возвра­щена в штат Вознесенской церкви вто­рая священническая вакансия. И вплоть до революции её церковный причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.

В конце февраля 1922 г. по требова­нию новой власти в Вознесенской церкви составлена опись церковной серебряной утвари, включающая 81 предмет. Среди них: «образ Вознесе­ния Господня в серебряной позолочен­ной ризе с такими же венцами, образ Богоматери „Всех скорбящих радость“ в серебряной позолоченной ризе с та­кими же венцами, образ Покрова Божией Матери в серебряной позолочен­ной ризе с такими же венцами, образ Предтечи вместе с апостолом Павлом, свв. Николаем и Дмитрием Ростов­ским, риза на образе серебряная вызо­лочена с такими же венцами, стразами и камнями, образ Господа Вседержите­ля в серебряной ризе, образ Распятие Спасителя вызолочен, образ Спасите­ля в серебряной ризе, образ святого Архистратига Михаила в серебряной ризе, образ Корсунской Богоматери в серебряной ризе, образ Казанской Божией Матери в серебряной позолочен­ной ризе с камнями (с бриллиантовой звездой с большим бриллиантом в 2 ка­рата и малыми по 1/8 карата, которые были изъяты 13 марта 1922 г.), запрес­тольный образ Казанской Божией Ма­тери в серебряной вызолоченной ризе, икона Спасителя в серебряной вызоло­ченной ризе с камнями и таким же вен­цом, Георгия Победоносца в серебря­ной вызолоченной ризе, икона „Плач Богородицы“ в серебряной вызолочен­ной ризе, икона двунадесятых празд­ников в серебряной вызолоченной с эмалевыми украшениями ризе, икона Скоропослушница в серебряной вызо­лоченной ризе, икона Тихвинской Бо­гоматери в серебряной вызолоченной ризе икона великомучениц Варва­ры и Екатерины в серебряной ризе, икона „Всех скорбящих радость“ в се­ребряной ризе, икона Божией Матери „Взыскание погибших“ в серебряной ризе». Кроме того, в опись были вклю­чены 4 серебряных позолоченных кре­ста, три серебряных ковчега, два из ко­торых украшены стразами и вызолоче­ны, две дароносицы серебряных с по­золотой, 4 потира серебряных с позо­лотой и серебряные приборы к ним (дискосы, звездницы, лжицы, тарелоч­ки), два Евангелия с серебряными крышками, два — с серебряными на­кладками, два кадила серебряных, 16 лампад серебряных, стаканчик сереб­ряный вызлащенный и т. д."

Сама процедура изъятия состоялась 17 марта 1922 г. Общий вес изъятой се­ребряной утвари составил 5 пудов 4 фунта 59 золотников 11 долей, серебра и камней на 49 миллионов 960 тысяч рублей, в том числе 13 окладов икон ве­сом 4 пуда 14 фунтов 71 золотник; 99 бриллиантов, 72 осколка бриллиантов, 1 алмаз. Сразу же после изъятия церковный совет ходатайствовал перед властями о возвращении ковчега и потира из главного алтаря и замене их равноценным количеством серебра. 26 мая того же 1922 г. были изъяты 3 оклада икон весом 39 фунтов 82 золотника. Всё ценное, что ещё ос­тавалось в храме после изъятий 1922 г., было разграблено позднее, при закры­тии Вознесенской церкви.

В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения бывший Вознесенский собор как древний памятник истории и культуры был включен в список архи­тектурных зданий, подлежащих охра­не. На некоторое время это защищало древний храм Вознесения Господня от уничтожения. Но никак не могло спас­ти его от закрытия, которое стало лишь вопросом времени.

В 1931 г. местные власти Липецка организовали кампанию с целью за­крытия городских церквей. Были про­ведены собрания «трудящихся» и сбор их подписей в поддержку этой акции, организованы публикации в газетах о необходимости переоборудования церквей «под другие нужды», отвечаю­щие целям и задачам новой власти. Вознесенскую церковь предложено было занять под исторический музей и библиотеку. В том же году, 22 мая, состоялся торжественный пленум Ли­пецкого горсовета, на котором был по­ставлен вопрос о закрытии Христорождественского собора и Вознесен­ской церкви. В итоге было принято по­становление о закрытии этих храмов и возбуждении ходатайства перед облис­полкомом ЦЧО об утверждении реше­ний пленума Липецкого горсовета. Постановлением секретариата испол­кома ЦЧО от 2 сентября 1931 г. Возне­сенская церковь была закрыта. Часть храма передали под центральную биб­лиотеку, а большую часть — «Осавиахиму» под оборонную работу. 10 мар­та 1932 г. президиум ВЦИК Советов ут­вердил постановление президиума об­лисполкома ЦЧО о ликвидации Христорождественского собора и Вознесен­ской церкви.

Последним настоятелем Вознесен­ского храма был Владимир Дмитрие­вич Гумилевский. В 1930 г. о. Владимир был выселен из собственного дома близ церкви, конфискованного властью, а вскоре лишен и храма. Последние го­ды, по воспоминаниям липчан, свя­щенник проживал в какой-то полупод­вальной каморке в доме своих прихо­жанок и служил настоятелем Преоб­раженской церкви. 27 июля 1937 г. «служитель культа» Владимир Дмит­риевич Гумилевский был арестован в числе других липецких священников — участников «контрреволюционно-монархической группы», возглавляемой епископом Александром (Тороповым). После не­скольких допросов по стандартной схеме и показаниям двух свидетелей за антисоветскую деятельность он был приговорен к расстрелу 15 октяб­ря 1937 г.

Первое время после закрытия Воз­несенского храма, вопреки первона­чальному решению, здание использо­валось в основном для ссыпки хлеба. Поэтому в письме городским властям 28 сентября 1936 г. верующие просили возвратить им Вознесенскую церковь и писали, что никакой библиотеки в церкви нет, а Осовиахим занимает лишь часть храма. Безрезультатно. Затем, по воспоминаниям старожилов, часть храма была превращена в тир... В 1944 г. церковь использовалась под ма­стерские артели «Искра», занимавшей­ся ремонтом бытовых металлоизделий и производством инструментов для об­работки кожи.

Решение исполкома Липецкого гор­совета от 25 сентября 1956 г. стало окончательным приговором Вознесен­скому храму: "Здание бывшей Вознесенекой церкви, расположенное на трассе трамвая, как пришедшее в вет­хое, аварийное состояние снести в срок до 15 октября 1956 г. Снос здания и уборку материалов возложить на ар­тель «Искра». Но уничтожение храма началось ещё раньше — с разрушения колокольни. Алтарная апсида и крыль­ца храма были разобраны в 1956 г. К 1959 г. была разрушена храмовая часть. А в начале 1960-х гг. полностью уничто­жено то, что ещё оставалось от некогда прекрасного здания Вознесенского храма.

Реше­нием горисполкома №473 от 7.11.1972 утверждена смета, а решением № 652 от 22.9.1972 разрешено строительство общественного туалета на том месте, где ещё совсем недавно располагался Вознесенский храм.

Информация из книги Клокова А.Ю., Найдёнова А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г. http://www.lipland.ru/?p=1086

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.