ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Петровская Мельница. Церковь Александра Невского при Большом лагере в Красном Селе.


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Александра Невского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1891.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:Владимир Аркадьевич Колянковский
Адрес:

Координаты:59.733669, 30.127478 (координаты приблизительные)
Проезд:Вблизи Пушкинского шоссе.


Добавить фотографию
Церковь Александра Невского при Большом лагере в Красном Селе - Петровская Мельница - Ломоносовский район и г. Сосновый Бор - Ленинградская область
Фото из иллюстрированого приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1901
Церковь Александра Невского при Большом лагере в Красном Селе - Петровская Мельница - Ломоносовский район и г. Сосновый Бор - Ленинградская область
Фото с сайта krasnoe-selo.gdegorod.
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  8 сентября 2016

Александро-Невская церковь

Комплекс зданий Красносельского военного госпиталя был построен в 1865 г. на том месте, где до 1732 года находилась первая деревянная церковь св. Екатерины. К настоящему времени часть этих зданий сохранилась. В 1885 г. по инициативе главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военного округа Великого Князя Владимира Александровича и на средства частных благотворителей недалеко от военного госпиталя по проекту военного инженера Владимира Аркадьевича Колянковского была построена небольшая деревянная церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского, освященная 2 октября 1885 года благочинным Гвардейского духовенства протоиереем Александром Желобовским. К сожалению, описание этого храма не сохранилось, известно лишь, что снаружи его находилась мраморная доска с памятной надписью об освящении. По всей видимости, церковь особой прочностью не отличалась, поскольку уже спустя пять лет (!) пришла в ветхость и встал вопрос о ее капитальном ремонте, на что из казны была выделена некоторая часть средств, однако благодаря тщанию петербургского 2-й гильдии купца Александра Федоровича Черепенникова решено было на месте этой, совершенно обветшавшей церкви, построить новый храм.

Постройка новой деревянной церкви, проект которой, как и прежней, был разработан военным инженером В.А. Колянковским, была начата в апреле 1890 г. и продолжалась в течение 4 месяцев. Помимо купца А.Ф. Черепенникова, внесшего наибольшие пожертвования, значительные средства также выделили производивший строительные работы потомственный почетный гражданин Павел Давыдов, временный купец Василий Антонович Юдаков и заведующий военным госпиталем полковник Всеволод Никанорович Смельский, благодаря организаторским способностям которого и удалось завершить строительство в столь короткие сроки. Новопостроенный храм был торжественно освящен 16 июля 1890 г. протопресвитером Военного и Морского духовенства Александром Желобовским в сослужении благочинного армейских храмов Петербурга протоиерея о. Алексия Ставровского и местного красносельского духовенства в присутствии Великого Князя Владимира Александровича и его супруги Великой Княгини Марии Павловны.

Церковь, построенная в русском стиле, могла вместить до 500 человек. На ее колокольне находились семь колоколов, самый большой из которых весил 29 пудов, 27,5 фунтов (486 кг). Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод. В 1906 г. распоряжением Духовного Правления ко храму была приписана церковь свт. Николая Чудотворца в Авангардном лагере, в ведении госпитальной церкви находилась также небольшая каменная часовня на Красносельском военном кладбище, построенная в 1895 году. В 1907 году усердием церковного старосты Ивана Григорьевича Холенкова в храме был установлен новый престол из белого мрамора.

С 1904 по 1907 г. настоятелем церкви являлся священник Александр Павлович Бехтерев, которого сменил священник Василий Феодорович Словцов, служивший в храме до 1915 года (В 1932 г., будучи священнослужителем в Ленинграде, о. Василий Словцов был репрессирован и выслан на 3 года на Север. Дальнейшая его судьба неизвестна). В 1915 году настоятелем храма становится священник Николай Алексеевич Андреев, до этого в течение 13 лет служивший в Троицкой церкви г. Колпино. С началом Первой Мировой войны в Красносельский госпиталь стало поступать большое число раненых, для которых на участке церковной земли, примыкавшем к госпиталю, в сентябре 1914 г. был построен деревянный барак.

После прихода к власти большевиков церковь стала приходской. С 1928 по 1930 гг. настоятелем храма был протоиерей Николай Сергеевич Телятников, до этого, с 1918 г., служивший в красносельской Троицкой церкви. О. Николай Телятников являлся иосифлянином, т. е. сторонником движения во главе с митрополитом Иосифом (Петровых), отказавшимся поддержать декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. В августе 1930 г. он был арестован и выслан на 3 года в г. Козлов.

Согласно архивным документам, Александро-Невская церковь была закрыта по постановлению Леноблисполкома от 21 ноября 1932 г. и спустя год передана под подсобное помещение находившейся по соседству воинской части.

Спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны Красное Село оказалось в зоне немецкой оккупации. Идя навстречу просьбам местных жителей, немецкое командование в начале 1942 года разрешило открыть храм и в течение года в нем происходили богослужения, которые совершал священник Псковской миссии о. Иоанн Пиркин. Уже после войны жители Красного Села в прошении на имя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) укажут, что о. Иоанн во время богослужений молился «о победе Красной Армии». В 1943 г., когда значительная часть оставшихся жителей Красного Села была вывезена немцами, церковь действовать перестала. Об о. Иоанне известно, что в начале 1944 г. вместе с жителями Красного Села был вывезен немцами в Прибалтику и скончался в том же году в Литве.

После Великой Отечественной войны Александро-Невская церковь оставалась единственной не разрушенной, и в 1946 году местными жителями было направлено ходатайство об ее открытии. Некоторая либеризация по отношению к Русской Православной Церкви позволила властям дать на это согласие, и в 1947 году были начаты работы по ремонту уцелевшего храма. Освящение отремонтированной церкви совершил 2 июля 1947 г. настоятель Николо-Богоявленского морского собора в Ленинграде протоиерей Павел Тарасов, а первым настоятелем Александро-Невской церкви был назначен протоиерей Николай Ильяшенко.

По словам старожилов, находящийся в настоящее время в храме деревянный трехъярусный иконостас с золочеными Царскими Вратами был привезен сюда после войны из Александро-Невской церкви в дер. Александровка близ села Тайцы (сохранившаяся старинная фотография это полностью подтверждает). Большинство икон в храме также старые, принесенные в разное время прихожанами. Одной из главных достопримечательностей храма является находящаяся на правом клиросе небольшая икона св. праведного Симеона Богоприимца, ранее пребывавшая в Троицкой церкви и являвшаяся местной святыней.

В 1960-е годы с южной стороны храма была сделана пристройка закрытой веранды, несколько нарушившая его пропорции.

В 1995 г. церковь была вновь включена в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

Журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2002.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  30 декабря 2016

Большой Красносельский лагерь, имевший протяженность около трех верст, находился к востоку от Безымянного и Долгого озер, за железнодорожной линией. В летнее время здесь располагались 1-я и 2-я Гвардейские пехотные дивизии, лейб-гвардии 4-й Стрелковый Императорской Фамилии батальон, Гвардейский стрелковый артиллерийский дивизион, Пажеский корпус и некоторые другие полки.

В память о чудесном спасении жизни Императора Александра III и его Семьи во время крушения Императорского поезда 17 октября 1888 г. главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа Великий Князь Владимир Александрович выступил с инициативой постройки в лагере постоянного храма. Для него было выбрано возвышенное место вблизи дороги на Красное Село, в районе расположения 1-й Гвардейской пехотной дивизии, на том месте, где до этого времени ставилась церковная палатка (намет).

Проект довольно изящного храма в русском стиле разработал военный инженер подполковник Владимир Аркадьевич Колянковский, и 16 апреля 1891 г. состоялась его закладка. Основные средства на храм выделил потомственный почетный гражданин Платон Петрович Синебрюхов (1820 - 1901), благодаря которому менее чем за два месяца постройка и отделка храма были полностью завершены. 7 июня 1891 г. протопресвитером Военного и Морского духовенства Александром Желобовским он был освящен в присутствии Великого Князя Владимира Александровича и командующего лейб-гвардии Преображенского полка Великого Князя Константина Константиновича.

Это была очень красивая деревянная церковь, построенная на каменном фундаменте и увенчанная шатровым куполом, имевшим в высоту около 20 метров. Над центральным входом в храм находилась несколько меньшая по размеру колокольня, увенчанная золотой главкой. Такие же главки венчали и угловые входы на открытую галерею, окружавшую храм с трех сторон. Внутри храма был роскошный двухъярусный полированный иконостас темного дуба, украшенный образами, написанными в византийском стиле. Рядом с иконами Спасителя и Божией Матери располагались образа св. Александра Невского и св. Марии Магдалины, украшавшие боковые врата. Во втором ярусе, помимо иконы Тайной Вечери, были помещены иконы с изображением св. равноапостольного князя Владимира, св. князя Михаила, св. княгини Ольги и св. Ксении. В алтаре, на горнем месте, находился образ "Моление о Чаше", поднесенный в дар Сергиевским всей артиллерии собором в Петербурге. С внешней стороны алтаря была помещена доска с памятной надписью. Вместе с галереями храм мог вмещать, в общей сложности, до 600 человек. Богослужения в нем совершались лишь в летнее время во время лагерных сборов священнослужителями воинских храмов Петербурга, чьи полки в это время находились на учениях.

С конца 1917 г. церковь уже не действовала. О том, когда она была разобрана, точных сведений обнаружить не удалось. К настоящему времени от храма и даже от его фундамента не осталось никаких следов.

http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram4.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.