ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Караваево. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь в Караваево


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Гурия Казанского
Год постройки:Между 1907 и 1908.
Год утраты:приблизительно 1955 (разрушена)
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, перекресток улиц Дементьева и Академика Павлова (трамвайное кольцо).

Координаты:55.863029, 49.107648
Проезд:От ж/д вокзала на трамвае № 9 до ост. Караваево.


Добавить фотографию
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Караваево - г. Казань - Республика Татарстан
Церковь в период её перестройки в столовую "авиастроя". Фото 1932 г. С сайта "Русская народная линия"
Гранковский Владимир
1 октября 1932
Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Караваево - г. Казань - Республика Татарстан
"Трамвайное кольцо" в Караваево, где стояла церковь.
Гранковский Владимир
26 декабря 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Гранковский Владимир,  26 декабря 2014

В 1907 г. в селе Караваево Каймарской волости Казанского уезда одноименной губернии (название которому, по преданию, дал сам Е. И. Пугачев) произошло долгожданное событие – здесь появилась своя церковь – во имя Смоленской иконы Божией Матери.

В Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ), в числе прочих, сохранилась «Ведомость о церкви Казанской Епархии, Казанского уезда, села Караваева, во имя Смоленския Божией Матери за 1909 год», которая дает определенное представление о первых годах существования храма и составе его причта. Известно, что церковь была построена в 1907 г. на средства прихожан и частные пожертвования. 27 января 1908 г., по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д. И. Самбикина), в ней был освящен престол «во имя Смоленския иконы Божией Матери», празднование которой совершалось 28 июля. В церкви имелось два придела: справа – во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца и слева – во имя Святителя Гурия, Казанского Чудотворца. Утварью церковь была снабжена, как тогда писали, «достаточно». Храм был каменным, «с таковою же в одной связи колокольнею», теплым, обнесенным каменной оградой с деревянной решеткой. Справа «под колокольнею» помещалась церковная сторожка. Священник и псаломщик проживали в деревянных церковных домах, выстроенных «на свой счет прихожанами». Хотя, по состоянию на 1909 г., приход еще не был официально открыт, с января 1908 г. в церкви имелся свой самостоятельный причт, состоящий из двух человек – священника и псаломщика. Первым настоятелем церкви являлся священник Иоанн Григорьевич Черепнин, которому в 1909 г. было тридцать семь лет, а псаломщиком являлся Александр Васильевич Сперанский, которому в то время было 28 лет. Об отведении церковно-причтовой земли изначально не позаботились, содержание причта обеспечивалось денежным содержанием от прихожан, поступавшим путем сбора средств в сумме 87 копеек с каждой «надельной души» (всего же таких душ было 576). Учитывая, что жалованья от казны причт не получал, его содержание выходило достаточно скудным. В приход входило только само село Караваево, в котором тогда имелось 269 дворов (в 204-х проживали крестьяне, в 63-х – военные и в 2-х – духовные лица). Всего в селе жил 1671 человек (872 женщины и 799 мужчин), в том числе: 1361 человек принадлежал к крестьянскому сословию, 301 – к «военным» и 9 – к духовному сословию (все – русские).

Ближайшие церкви находились в селах: Сухая Река – в полутора верстах от Караваево, Борисоглебское – в трех верстах, Кадышево и Савиново – в четырех верстах. От Казанской духовной консистории, располагавшейся в Кремле, Смоленская церковь отстояла на семь верст, а от местного благочинного – на все тридцать пять. Церковно-приходское попечительство действовало здесь с 1908 г., его председателем состоял крестьянин села Караваево Прокопий Алексеевич Дикунов. Судя по всему, местные жители весьма заботились о своем храме: так, за первый год деятельности попечительства в него поступило 125 рублей 95 копеек «дохода по кружкам» и 250 рублей «ассигновки от прихожан» на покраску церкви. Церковным старостой на первое трехлетие был избран «отставной старший унтер-офицер села Караваева» Павел Иванович Кудрявцев, а представителями прихожан состояли местные крестьяне Василий Алексеевич Сапаров и Андрей Иванович Глухов. В приходе действовала церковно-приходская школа, открытая еще в 1897 г. и помещавшаяся в собственном деревянном здании «на обывательской земле». По состоянию на 1909 г., учительницами в ней состояли: Анастасия Владимировна Максимова («из дворян, домашнего образования») и Елена Степановна Выборнова (дочь псаломщика, окончившая курс в Казанском епархиальном училище). В то время в школе, содержавшейся «на средства местного Уездного Отделения», обучались 83 учащихся - 65 мальчиков и 18 девочек. При церкви имелась достаточно быстро пополнявшаяся библиотека, в которой, помимо богослужебных и «периодически поступающих» книг, можно было найти и духовную периодику (например, журналы «Церковные Ведомости», «Известия по Казанской Епархии» и «Русский Паломник»). Весьма любопытной представляется статистика, приведенная в вышеуказанной «Ведомости…»: «В течение года, – говорится в ней, – причтом отправлено Богослужений: всенощных бдений 83, вечерен 50, утрен 58, часов великопостных 17, литургий 133, и совершено крещений младенцев 82, браков 18 и погребений 76».

Однако, к сожалению, как и большинству православных храмов Казанской епархии, ей была предначертана печальная участь. В советское время Караваево вошло в городскую черту Казани. А в начале 1930-х гг. Смоленская церковь, вместе со всем бывшим селом, превратившимся в «поселок», попала в бурный водоворот возводящегося на окраине Казани «авиастроя» и была «перестроена» под столовую. В 1950-е гг. церковь была уничтожена, и сейчас на ее месте находится остановка «Караваево» девятого маршрута трамвая. Современное Караваево – это «заводской угол» Авиастроительного района, и о существовании здесь когда-то храма Божьего давно уже ничего не напоминает. Тем не менее, остается надежда, что и в этих местах когда-нибудь вновь затеплится церковно-приходская жизнь. Возможно, этому в какой-то мере будет способствовать восстановление исторической памяти о церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери и ее приходе.

С сайта «Русская народная линия», Игорь Алексеев, 27.11.2011г. 

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.