ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Летуновка. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Летуновка. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Сергия Радонежского
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1759.
Адрес:
Россия, Тамбовская область, Никифоровский район, село Летуновка

Координаты: 52.754469, 40.65201



Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Летуновка, Никифоровский район, Тамбовская область
Олег Смирнов
25 января 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Летуновка, Никифоровский район, Тамбовская область
Олег Смирнов
25 января 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Летуновка, Никифоровский район, Тамбовская область
Олег Смирнов
25 января 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Летуновка, Никифоровский район, Тамбовская область
Олег Смирнов
25 января 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илья г.Химки  13 ноября 2019

Первое поселение на месте современного села Летуновка скорее всего возникло в конце XVII начале XVIII веков. Ее основателями стали однодворцы – государственные крестьяне. Достоверно известно, что в середине XVIII века земли там приобретает титулярный советник Александр Александрович Волконский. Сюда он переселяет своих крепостных крестьян. В то время там проживало в 70 домах 406 крепостных мужчин и 409 женщин. Кроме крепостных здесь проживали и однодворцы в 13 домах. При селе князь Волконский построил конный завод и суконную фабрику – это были первые промышленные предприятия в районе.

На средства князя Волконского в 1759 году была построена в Летуновке церковь с одним престолом – в честь Казанской иконы Божией Матери. Современное название данного населенного пункта закрепилось за селом уже в ХХ столетии. А на протяжении почти двух веков оно именовалось как Богородицкое на Сурене. Казанская церковь вскоре приобретает первостепенное значение для всех близлежащих населенных пунктов. Кроме этого, храм в с. Богородицком становится первой каменной церковью в районе. Вторая появилась только спустя почти 40 лет в Сабуро-Покровском. В конце XVIII века Богородицкое на Сурене является центром благочиннического округа в Козловском уезде, в состав которого входят села и деревни современного Никифоровского района. А настоятель Казанской церкви о. Михаил Казанский становится благочинным.

На протяжении почти 100 лет приход храма был одним из самых крупных в районе. В середине XIX века штат там состоял из трех человек: двух священников и диакона. С 1850 года начинается дробление прихода. Сначала к вновь построенной церкви с. Крюковка отошло 300 душ мужского населения, затем 500 душ к селу Усть-Затонец и наконец в 1882 году к с. Туровка более 400 душ.

В конце XIX века в приход Казанской церкви кроме самого села Богородицкого входили еще две деревни. Это Приют в трех верстах и Красная Слобода в двух верстах от храма. В приходе в это время в 230 домах проживало более 1400 человек. В 1901 году в д. Красная Слобода поселился потомственный дворянин Николай Васильевич Ратч. Социальный состав населения прихода был довольно разнородный. Здесь проживали как крестьяне собственники, так и безземельные. Жили также и военные. Часть из них имели собственные дома, а остальные квартировали у крестьян. Лица духовного звания жили, как и Н. В. Ратч, в д. Красная Слобода.

По данным 1911 года, все священно- и церковнослужители (штат состоял из трех человек: священника, диакона и псаломщика) имели собственные деревянные дома на церковной земле. В их владении находилось усадебной земли 1,5 десятины и 66 дес. пахотной в трех участках на расстоянии 3 верст от церкви и значились в планах прихожан. Владели ею сами священно- и церковнослужители. Жалования им было не положено. Их содержание, кроме пожертвований прихожан за требы, составляли проценты с капитала, положенного частным лицом в размере 300 руб. на вечный вклад, а также доход с земли, который составлял в среднем 660 руб. в год. Имелся церковный капитал в размере 641 руб. 95 коп.

В храме села Богородицкого было два престола: главный во имя Казанской иконы Божией Матери (холодный) и теплый придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Архивные документы сохранили имена двух последних церковных старост. Эти обязанности с 1886 по 1901 год выполнял тамбовский купец второй гильдии Константин Николаевич Оводов. О его усердии говорит тот факт, что в 1889 году епархиальным начальством он награждается похвальным листом за увеличение церковных доходов против своего предшественника. За те годы, что К. Оводов являлся старостой, им было сделано немало пожертвований в пользу приходского храма. В частности, он передал собственный флигель под церковно-приходскую школу, и кроме этого выделил 260 руб. на содержание и приобретение нового колокола для церкви. Церковно-приходское попечительство при Казанском храме было открыто еще в 1876 году. А в 1896 году, видя старание и усердие старосты, на благо прихода избирают ее председателем Константина Оводова. За заслуги по духовному ведомству решением Синода 7 ноября 1896 года он награждается медалью с надписью «За заслуги» на Станиславской ленте.

Не меньшую заботу о храме проявлял ставший в 1901 году церковным старостой потомственный дворянин Николай Васильевич Ратч. С того дня, как он вступил в эту должность, отопление церкви стало производиться на его средства, что ежегодно составляло 150 руб. В 1902 году староста за свой счет произвел, затратив 400 руб., внутренний ремонт храма, а двумя годами позже соорудил киот для Казанской иконы Божией Матери.

На протяжении 60 лет настоятелем храма был протоиерей Степан Васильевич Тамбовский. Уроженец города Тамбова, сын псаломщика Знаменской церкви, он в 1831 году после окончания Тамбовской духовной семинарии посвящается в священники в сельцо Петровское Борисоглебского уезда. Через восемь лет переводится в с. Богородицкое, где прослужил вплоть до 1897 года. За это время им было приложено немало трудов на благо прихода и прихожан. Он являлся для них не только духовным наставником, но и первым советником в делах житейских. Большой вклад внес С. Тамбовский в создание и становление сельской школы. Именно он впервые в Богородицком на Сурене взялся за обучение грамоте крестьянских детей. Произошло это в ноябре 1862 года. Тогда на дому у священника стали обучаться 14 мальчиков и 8 девочек.

В январе 1886 года в с. Богородицком открылась церковно-приходская школа. Разместилась она, как уже отмечалось выше, во флигеле, пожертвованном для этой цели Константином Оводовым. Крестьянами же на сходе было принято решение оказывать школе всякое содействие общества. Заведующим церковно-приходской школой и законоучителем становится Стефан Тамбовский, а преподавателем других предметов – диакон Казанского храма Феодор Некрасов. В 1894 году строится новое каменное здание для школы, в котором, кроме этого, размещается церковная сторожка. Священник С. Тамбовский принимал активное участие и в епархиальной жизни. Продолжительное время он являлся сотрудником духовного попечительства, депутатом на епархиальном и окружном съездах. Принимая активное участие в сборе денег в пользу вдов, сирот и бедных лиц духовного звания, он также жертвовал для этих целей собственные средства. За ревностное выполнение пастырских обязанностей С. Тамбовский был удостоен практически всех наград, которые жаловались священникам. Кроме этого, в ноябре 1884 года он награждается, как говорится в решении Святейшего Синода, «за 50-летнюю отлично-усердную службу» орденом святого Владимира 4-й степени. А в 1889 году епископ Тамбовский и Шацкий Виталий производит его в сан протоирея. После увольнения в 1897 году по собственному желанию протоирея С. Тамбовского, священником в с. Богородицкое определяется только что окончивший курс Тамбовской духовной семинарии Александр Васильевич Виссонов. Скорее всего, именно он и становится последним настоятелем Казанского храма села Богородицкого, что на Сурене.

Храм в селе Летуновка закрывается решением облисполкома в 1934 году. И с этого времени используется под зернохранилище. В документах, относящихся к 50-м годам ХХ века, сказано, что церковь находится на балансе Сергеевского спиртзавода и является складом для зерна во время уборки урожая. О самом здании говорится, что оно «кирпичное, вид имеет, но имеются большие дефекты: полы пришли совсем в негодность, половины полов вообще нет, рам нет, внутренние стены издырявлены, купола сняты» и пригодно оно только под склад. В 1960 году Мичуринский райисполком ставит вопрос о разборке Казанского храма с целью использования материалов от нее на строительство школы в с. Туровка и клуба в с. Лапино.

Летом 1961 года, собрав все необходимые документы и лично осмотрев здание церкви в с. Летуновка, уполномоченный Совета по делам РПЦ дает заключение, которое гласит, что аварийное состояние здания бывшей церкви подтверждается, и в виду этого оно в дальнейшем не может быть использовано по прямому назначению. Население Летуновки ходатайства об открытии церкви не возбуждало, а религиозные потребности верующие могли, по мнению властей, удовлетворять в действующей церкви с. Туровка, находящейся в двух километрах от Летуновки. Поэтому уполномоченный счел «возможным разобрать здание церкви в с. Летуновка и материал от разборки использовать на строительство здания клуба и школы в селе Летуновка».

В октябре того же года Тамбовский облисполком принимает постановление о продаже колхозу им. М. Горького и разборке кирпичного аварийного здания бывшей церкви села Летуновка с использованием материала от разборки на строительство в данном селе клуба и школы. 12 декабря 1961 года Совет по делам РПЦ при Совмине СССР утверждает данное постановление облисполкома. Так была поставлена точка в истории старейшего храма в Никифоровском районе.

Из книги В. В. Башканков "К истокам". Из истории православных храмов и населенных пунктов Никифоровского района Тамбовской области, Тамбов, 2007.

http://www.kzref.org/iz-istorii-pravoslavnih-hramov-i-naselennih-punktov-nikiforovs.html?page=5

Однако храм удивительным образом уцелел! Работы по сохранению и консервации церкви начались в 2012 году. Чтобы погодные условия ещё больше не разрушили стены, в пострадавшем от времени здании установлены входные двери, восстановлена часть кладки здания, отремонтирована кровля. Два купола покрыты железом, заменены окна в верхней части строения. Каждый год возле храма проводится уборка. Здесь планируют заменить полы и, возможно, начать масштабные работы по восстановлению здания снаружи.

https://top68.ru/news/96974-v-tambovskoy-oblasti-vosstanavlivayut-unikalnyy-hram-v-sele-gde-prakticheski-ne-ostalos



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.