ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Аксиньино. Церковь Николая Чудотворца.


Аксиньино. Церковь Николая Чудотворца
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Калужская область, Юхновский район, с.Аксиньино

Координаты: 54.88028, 35.01091



Церковь Николая Чудотворца, , Аксиньино, Юхновский район, Калужская область
Илья Смирнов
20 июня 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Аксиньино, Юхновский район, Калужская область
Илья Смирнов
20 июня 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Аксиньино, Юхновский район, Калужская область
Илья Смирнов
20 июня 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  25 апреля 2018

Строителем церкви народное предание называет помещика Феодосия Александровича Сарочинского. Сарочинский во время одной какой-то войны был взят неприятелем в плен, там он просил Св. Чудотворца Николая избавить его от тех мук, какие он испытывал и дал обещание, если Св. Николай поможет ему уйти из плена, построит в своем имении во имя его храм. Когда Сарочинский возвратился на родину, то в том же году построил храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, а само село назвал Аксиньинкой, по имени своей жены Ксении.

Храм деревянный, однопрестольный, имеет форму креста. В церкви хранятся служебник и Евангелие времен Петра I и Евангелие времен Екатерины II. Из икон особенно почитается икона Св. и Чудотворца Николая, современная основанию церкви, и икона Б. Мат. Донской, от обеих икон получаются исцеления, особенно от Св. и Чудотворца Николая.

Доходных статей от земли нет. В Губернской чертёжной хранится план Аксиньинской церковной земли от 1777 года.

С 1794 года, как значится по церковным документам, были священник, дьячок и пономарь до 1803 г., а с 1803 г. по 1873 г. был и дьякон, а с 1873 г. дьяконская вакансия закрыта, а пономарская закрыта с 1874 г.

Юхновского уезда села Аксиньина Священник Капитон Сергиевский

Село Аксиньино впервые упоминается в переписной книге поместных и вотчинных сел, деревень и дворов ... Дмитровской волости ... переписи Никифора Кондратьевича Озерова и подъячего Аввакума Григорьева за 1676-1678 гг: "...Село Дмитрово городища у реки Угры...к тому ж селу деревня. Деревня, что было село Оксининское у реки у Угры а на ней место церковное, что была церковь Ивана Предотечи, разорена от литовских людей..." (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 10808. Л. 729).

Первую церковь в Аксиньино построил Александр Гаврилович Сорочинский: "...В вотчине, доставшимся Сорочинским, где 35 лет после пожалования, именно в 1711 году, вотчинником Александром Гавриловичем было устроено другое село Аксиньино..." ("Церковная летопись Юхновского уезда села Дмитровца или историко-статистическое описание Юхновского уезда Дмитровской волости, и состоящих в ней сел Дмитровца и Аксиньина" ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Юхновский уезд. Л. 43). Вторая церковь на месте старой была построена Феодосием Гавриловичем Сорочинским в середине XVIII в. ("Материалы для церковных летописей Смоленской губернии. Церкви Кикинского стана". Смоленские епархиальные ведомости. № 13. 1872 г. Л. 501).

http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/Orlovskiy/kraev18.htm


Марина Зуйкова  25 апреля 2018

Известный краевед, изучающий историю Поугорья, Константин Александров на своем сайте http://www.ugra.alexandrovi.ru опубликовал следующие архивные данные: «Село Аксиньино впервые упоминается в переписной книге поместных и вотчинных сел, деревень и дворов Дмитровской волости за 1676-1678 гг: «Село Дмитрово городища у реки Угры...к тому ж селу деревня. Деревня, что было село Оксининское у реки у Угры а на ней место церковное, что была церковь Ивана Предотечи, разорена от литовских людей».

В 1711 году вотчинник Александр Гаврилович Сорочинский в своей вотчине, через 35 лет после пожалования, устроил другое село Аксиньино на реке Угре и построил там деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В середине XVIII в. на месте старой церкви Феодосий Гаврилович Сорочинский построил новую.

В 1860 году владельцем Аксиньина был князь Федор Андреевич Ухтомский. Вероятнее всего, родился он 18 июля 1810 года, и родителями его были инженер-поручик Андрей Иванович, служивший в Москве, и Александра Федоровна (урожденная Толстая).

В январе 1904 г. священник церкви с. Аксиньина Капитон Сергиевский отправил в Смоленск И.И. Орловскому, собиравшему материалы по истории сел и храмов Смоленского края, летопись своего села, составленную в 1885 году. Вот что там сообщалось: «Храм деревянный, однопрестольный, имеет форму креста. В церкви хранятся служебник и Евангелие времен Петра I и Евангелие времен Екатерины II. Из икон особенно почитается икона Св. и Чудотворца Николая, современная основанию церкви, и икона Б. Мат. Донской, от обеих икон получаются исцеления, особенно от Св. и Чудотворца Николая.

В селе имеется церковно-приходская школа и в приходе две школы грамоты, во всех трех школах обучается 116 человек. Детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) до 160 человек. Учебное дело в церковно-приходской школе поставлено хорошо. Школа два года содержалась на средства заведующего школой, хотя на содержание школы имеется приговор от приходного, по которому они обязались платить ежегодно 100 р. Попечителя при школе нет».

Священник Сергиевский Капитон Иванович (1869 г.р.) служил в с. Аксиньине 27 лет – с 1891 по 1918 гг. на месте своего покойного отца. О. Капитон был женат, овдовел в 1915 году, в семье были дети. В 1910-х гг. батюшка Капитон с прихожанами решили построить новый, каменный храм вместо сильно обветшавшего старого, деревянного. Получив архипастырское благословение на эти труды, дружно принялись за работу.

События 1917-1918 гг. резко изменили жизнь духовенства, которому пришлось столкнуться с прямо враждебным отношением к себе новой власти. 8 сентября 1918 г. на приходском собрании произошел конфликт между прихожанами храма, в котором служил о. Капитон, и местными властными структурами: обсуждался вопрос о желании уездного отдела народного хозяйства отобрать принадлежащий приходу и предназначенный для постройки храма кирпич. Собрание расценило отнятие кирпича, который "подлежит только для постройки недостроенного храма... и хозяином которого является только приходской совет", как "нарушение декрета Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства" и попросило волостной исполком ходатайствовать об отмене распоряжения уездного отдела народного хозяйства, "а также не вмешиваться в чисто религиозные чувства граждан". Решение собрания было зафиксировано в протоколе. Отдел же народного хозяйства передал протокол в ЧК.

10 (по другим сведениям 12) сентября 1918 г. о. Капитон Сергиевский был арестован чрезвычайной комиссией в качестве заложника и 14 сентября заключен в Юхновскую тюрьму. По делу, кроме о. Капитона, проходили также благочинный Юхновского округа протоиерей Павел Заболотский и пятеро мирян. Они обвинялись вначале как "заложники буржуазии за смерть тов. Володарского и многих других товарищей... а также за намерение буржуазии отнять у русской революции ее голову, ее вождя товарища Ленина". Затем против них было выдвинуто обвинение в "контрреволюции". Список тех, кого надлежало арестовать, в Юхновскую ЧК был прислан из уездного исполкома. Все решения о судьбе арестованных принимали уездный комитет РКП(б) и Исполком уездного совета, ЧК только исполняла их прямые указания.

19 сентября Юхновская ЧК "в общем заседании совместно с членами уездного комитета коммунистической партии" приговорила Протоиерея Павла Заболотского, о. Капитона Сергиевского и троих мирян (Николая Константиновича Ковалева, Андрея Дунаева, Георгия Лавровского) к расстрелу. В обвинении о. Капитона называли «ярым монархистом», «явным врагом Советской Республики, тормозящим ее строительство». За те несколько дней, что до расстрела находился в ЧК священник Капитон Сергиевский, комиссия была буквально завалена прошениями жителей, входящих в состав его прихода деревень о его освобождении. Уже в самый день ареста, 12 сентября, в комиссию были направлены "приговоры" сельского схода деревни Александровка (от имени 11 домохозяев деревни) и собрания граждан деревни Большое Устье (34 подписи). Затем поступили "приговоры" сельских сходов и протоколы собраний граждан деревень Борисенки (от 29 домохозяев), Малое Устье (от 8 домохозяев), Косая Гора (20 подписей), Жары (12 подписей)...

Однако в ночь с 19 на 20 сентября 1918 г. протоиерей Павел Заболотский и священник Капитон Сергиевский вместе в другими заложниками были расстреляны около с. Устиновка в окрестностях г. Юхнова. Там же и были захоронены (Жизнеописание лиц, пострадавших в годы гонений, Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.). Место расстрела юхновских священников почиталось верующими и стало местом паломничества, несмотря на строгие запреты властей. Старожилы Юхнова свидетельствуют о том, что даже в 1930-1940-е гг. верующие приводили своих детей к этому месту и говорили, что здесь покоятся невинно убиенные протоиерей Павел и иерей Капитон.

О. Капитон Сергиевский реабилитирован Прокурором Смоленской обл. 30.04.1993 г. В настоящее время села Аксиньино на реке Угре на карте не существует. По данным К.А. Александрова, Аксиньинская церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, как и многие другие церкви в Поугорье, была взорвана в марте-апреле 1942 г. во время кровопролитных боев с немецко-фашистскими захватчиками. На ее месте остались камни.

http://www.voskres.ru/history/biryukova.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.