ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Уральск. Церковь Христа Спасителя.


Уральск. Церковь Христа Спасителя
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:не ранее 1891.
Архитектор:В.И. Чагин
Адрес:
Республика Казахстан, Западно-Казахстанская пбласть, г. Уральск, проспект Достык, 202

Координаты: 51.21098, 51.368283



Сортировка:

Церковь Христа Спасителя, Вид с юго-запада<br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Вид с юго-запада
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2023
Церковь Христа Спасителя, , Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
varandej
15 августа 2009
Церковь Христа Спасителя, Вид с северо-запада<br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Вид с северо-запада
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2023
Церковь Христа Спасителя, Вид с запада<br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Вид с запада
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2023
Церковь Христа Спасителя, , Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Кутузов Сергей
1 сентября 2020
Церковь Христа Спасителя, , Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
30 апреля 2017
Церковь Христа Спасителя, Храм Христа Спасителя. <br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Храм Христа Спасителя.
MILAV V
26 июля 2014
Церковь Христа Спасителя, , Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Ole Lukoye
2 января 2014
Церковь Христа Спасителя, , Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Алексей Кротов
21 февраля 2012
Церковь Христа Спасителя, Западный фасад<br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Западный фасад
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2023
Церковь Христа Спасителя, , Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Ole Lukoye
2 января 2014
Церковь Христа Спасителя, Интерьер основного объёма<br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Интерьер основного объёма
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2023
Церковь Христа Спасителя, Вид из притвора в основной объём<br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Вид из притвора в основной объём
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июля 2023
Церковь Христа Спасителя, , Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Кутузов Сергей
21 октября 2020
Церковь Христа Спасителя, Закладка храма 31 июля 1891 года<br>, Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Закладка храма 31 июля 1891 года
Нуви
31 июля 1891



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Титов П.Н. 8 марта 2015

Храм Христа Спасителя сооружен в память 300-летия служения Уральского Казачьего Войска России. Его закладка была освящена в присутствии наследника престола, будущего императора Николая II, 31 июля 1891 года. Храм возведен на Иканской площади (ныне не существующей). Автором проекта был архитектор из Санкт-Петербурга В.И. Чагин. Семикупольный храм окружают восемь бастионов, на двух передних даты 1591 и 1891. На бастионах были установлены трофейные пушки, захваченные казаками во время боевых действий. Позолоченные купола, красноватая облицовка, малиновый звон. Храм Христа Спасителя – самая красивая церковь в городе, уральцы называют ее «Золотой». На протяжении ряда лет в храме располагались краеведческий музей и музей атеизма. В 1990 г в ноябре месяце храм возвращен верующим. В настоящее время все реставрационные работы по храму завершены. За это время были выполнены работы по полной росписи храма, так как старые не сохранились, были изготовлены и позолочены резной иконостас с киотами, приобретен новый набор колоколов, замена кровли и установка новых позолоченных куполов с крестами, установлена железная кованая ограда и укладка брусчатки вокруг храма. В данный момент в храме ведется ежедневное богослужение, служат три священника и диакон. Храм Христа Спасителя является памятником архитектуры.

Сайт епархии


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 20 июля 2025

В центре старинного города Уральска возвышается нарядное историческое здание, построенное в начале ХХ века. Здание церкви Христа Спасителя было построено в качестве Войскового Казачьего храма. Строительство проводилось на пожертвования казаков и всего населения Уральска (Яицкого городка) и посвящено 300-летию служения уральских (яицких) казаков царю и Отечеству. Перед храмом располагалась Иканская площадь, а рядом Иканское кладбище, где были похоронены погибшие и умершие от ран герои-казаки Иканской битвы. Этот бой состоялся 4-6 декабря 1864 года, где сотни казаков сразились с почти десятитысячной армией, возглавляемой регентом Кокандского ханства муллой Алимкулом.

Несмотря на стократное превосходство, кокандское воинство не смогло ни пленить, ни уничтожить уральцев. Победа была на стороне казаков. В 1884 году в северной части Уральска сформировалась городская площадь, названная в память 20-летия героической битвы уральских казаков под Иканом. На съезде выборных 26 ноября 1886 года было оглашено заявление от депутатов 1-й Уральской, Благодарновской, Сарайчиковской, Трекинской и Гурьевской станиц, поданное наказному атаману. В нем они предлагали построить в Уральске храм-памятник в память 300-летия служения Уральского (Яицкого) казачьего войска Российскому государству и пожалования войску Императором Георгиевского знамени.

Для сбора средств депутаты предлагали открыть по всему уральскому войску добровольную подписку. Проект начал готовить войсковой архитектор Иван Андреевич Тец. По замыслу зодчего храм должен был походить на московский храм Христа Спасителя. Уже к 1887 году войсковая типография распечатала рисунки внешнего вида предполагаемой постройки. Для руководства строительством был утвержден комитет под председательством наказного атамана в составе: старшего члена войскового хозяйственного правления, уральского полицмейстера и старшего члена торговой депутации. Членами также были избраны лица войскового сословия: Евграф Васильевич Хохлачев, Дмитрий Ларионович Аржанов, Иван Аггеевич Севрюгин, Автоном Яковлевич Овчинников, Осип Лукьянович Аничхин и священник Иоанн Фаддеевич Авдеев. Съезд определил сумму строительства в 100 тысяч рублей. 29 июля 1888 года в 12 часов 30 минут епископом Оренбургским и Уральским Макарием в присутствии наказного атамана Уральского казачьего войска, чиновников, духовенства уральских церквей и большого скопления народа было освящено место под строительство церкви.

Грядущий 300-летний юбилей служения уральских казаков Российскому государству, который приходился на 1891 год, задумывалось отпраздновать с размахом. Память этому событию хотелось сохранить для потомков, зафиксировав в виде архитектурного памятника, способного напоминать о юбилее в течение многих десятков или, может быть, сотен лет. Весной 1889 года скончался войсковой архитектор И. Тец, строительные работы остались без авторского надзора. Главное управление казачьих войск 30 марта 1891 года в своем письме за №923 уведомило уральцев, что Император всемилостивейше соизволил «день празднования уральским казачьим войском 300-летняго юбилея приурочить ко времени пребывания Его Императорскаго Высочества Государя Наследника Цесаревича в г. Уральске».

К 1891 году был утвержден новый проект храма, выполненный инженером Деминевым, переработавшим изначальное решение архитектора Теца. Была сделана закладка фундамента и стены доведены до уровня пола. Сам храм, по замыслу архитектора, должен был стоять на высокой площадке. Сама площадка к предстоящему торжественному акту закладки была «окружена оградой из старинных ружей и пушек». «Оренбургские епархиальные ведомости» более красочно описали убранство этого места – «Ограда была сделана из ружей со штыками, сложенных крестообразно, по углам стояли пушки на лафетах, пушки же заменяли столбы в ограде».

31 июля 1891 года после окончания церемонии освящения, пожалованных Императором Александром III, новых полковых знамен и принятия уральцами присяги, все участники этого действа двинулись от Михайло-Архангельского собора по Большой Михайловской и Садовой улицам к Иканской площади. Там все уже было готово к акту торжественной закладки храма «в память трехвековаго бытия Уральскаго казачьяго войска». Цесаревич покинул площадь перед собором незадолго до начала шествия. Головную часть колонны, двигавшейся к Иканской площади, наследник престола приветствовал уже с балкона атаманского дома. Спустя некоторое время, будущий царь Николай Александрович появился на улице, присоединился к шествию и уже его не покидал. Наконец колонна вступила на площадь. «Поднявшись по устланной красным сукном каменной лестнице на площадку, Цесаревич стал под уготованный для Него и свиты шатер и по окончании богослужения благоговейно вложил в строющиеся стены собора большую серебряную доску с надписью, увековечивающей знаменательное событие в истории войска: «Лета 1891, июля 31 дня, в царствование Государя Императора Александра III на сем месте Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, Августейшим Атаманом всех казачьих войск, собственноручно заложен храм сей Христа Спасителя, созидаемый Уральским войском в память истекшаго 300-летия (1591 – 1891 гг.) службы Уральскаго казачьяго войска Царю и Отечеству».

Шли год за годом, строительный комитет, не смотря на замену в своем составе, продолжал испытывать недостаток в средствах. Пришлось даже демонтировать старый фундамент с кладкой части стен из-за длительного простоя... Демонтаж старого фундамента был выполнен к середине июня 1902 года. Была извлечена закладная серебряная доска «с окружающей массой кирпича», помещена в специальный футляр и отправлена на хранение. 4 июля 1902 года строительная комиссия вновь принимала участие в молебствии по случаю возобновления работ с фундаментом храма.

В строительный сезон 1903 года была закончена кладка фундамента и 5 мая рабочие приступили к возведению стен. Тогда же в стену была замурована серебряная закладная доска. В июне в фонд строительства храма поступило крупное пожертвование в 30 тысяч рублей от Петербургского торгово-промышленного банка. Из г. Вольска с завода Д.Б. Зейферта бесперебойно поступал цемент. Войсковой кирпичный завод, под руководством М. Додонова, в течение пяти месяцев поставил для стройки более 600 тысяч штук кирпича-железняка и наладил производство его фигурных сортов. 1904-й год завершился кладкой из кирпича главного барабана купола церкви и главок. На следующий, 1905 год, оставалось черновых работ на три-четыре месяца при работе 13 квалифицированных рабочих и 7 подсобников. Уже было определено для них жалование – по 205 рублей для специалистов и по 155 рублей для неквалифицированных рабочих. В сезон 1905 года должен был производиться монтаж калориферов для отопления церкви.

Внешне храм выглядел полностью завершенным. Самарские «богомазы» украсили своими росписями своды и часть внутренних стен. Кровельщики в течение всего лета «покрывали» здание оцинкованным железом. Купола засверкали ярким «сусальным» золотом. В начале 1907 года войсковым руководством и строительным комитетом было намечено «не считаясь с наличием еще не выполненных работ, в ноябре 1907 года освятить и открыть храм. На колокольном заводе Медведевой О.И. (потомственный владелец – купец, колокольных дел мастер тов. Медведев И.А.) в Саратове были заказаны колокола. Общий вес колоколов составлял более 400 пудов. Стоимость их составляла 10,5 тысяч рублей. По договору колокола изготавливались в кредит на 3 года под 7% годовых. Летом «комиссия объявила конкурс на создание и установку иконостаса. В нем приняли участие фабрика фарфоровых изделий М. Кузнецова, иконостасная фабрика Ахалкина (Москва), местный мастер «резчик по дереву» Сальников и др. Конкурс выиграло московское «Товарищество Дикарева», запросившее меньшую сумму (10 тысяч рублей) и обещавшее не только изготовить «роскошную деревянную стенку-основание, но и «написать» (за 3-4 тысячи руб.) 48 икон различного размера в чисто русском стиле, отвечающем стилю всего храма».

Икона Святителя Николая Мирликийского, написанная в память 25-летия битвы уральских казаков под Иканом Табынская икона Божьей Матери. Икона, написанная к 125-летнему юбилею закладки храма и посещения г. Уральска Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым. В документах, хранящихся в Государственном архиве Западно-Казахстанской области (фонд № 315, оп. 1, д.8), указаны суммы, потраченные на строительство храма Христа Спасителя. Согласно данным, на колокола храма потрачено 10 500 рублей, на иконы 14 000 рублей. Газета «Уральские войсковые ведомости» в №86 за 1907 году сообщила: «В воскресенье, 4 ноября, в 10 часов утра происходило торже ственное освящение колоколов храма Христа Спасителя, а за тем и самое поднятие колоколов на колокольню. Присутствовала масса публики». Освящение производил благочинный градо-Уральских церквей и монастырей, священник Уральской Николаевской походной церкви Корнаухов Иоанн Феодорович.

7 ноября епископ Оренбургский и Уральский Иоаким в сослужении уральского духовенства, в присутствии уральского атамана, депутатов съезда выборных и большом количестве горожан освятил храм. Прозвучал салют в 21 залп из двух пушек, торжественным маршем мимо церкви прошли строевые части. 20 января 1908 г. в храме состоялось освящение ризницы и церковной утвари, «пожалованных» царем». Освящение проводил все тот же священник из Николаевской походной церкви о. Иоанн Корнаухов. Летом в Уральск был доставлен в разобранном виде иконостас. В город прибыли 6 мастеров для его сборки и установки. 20 октября иконостас был освящен. Указом святейшего Синода от 23 сентября 1911 года при храме открыт самостоятельный приход с причтом в составе: двух священников, диакона и псаломщика. Содержание причта, за исключением второго священника, отнесено на средства Уральского казачьего войска. Жалование второго священника, в размере 300 рублей в год, должно было обеспечиваться Синодом. За несколько лет до Октябрьского переворота и Гражданской войны были выпущены почтовые открытки с видами храма Христа Спасителя.

При внимательном осмотре церкви Христа Спасителя видно, что фундамент храма как-бы был рассчитан на огромный храм, но стал пьедесталом здания меньшего размера, чем намечалось ранее. Храм поднят на холм и, тем самым еще больше подчеркивает свою устремленность к небу, куда уходит позолоченными куполами, увенчанными фигурными крестами. От верхних перекрестий до луковиц ниспадают тоже позолоченные нити, наподобие бус. Барабаны основного объёма и колокольни покрыты шатрами, в виде куполов. Стены сооружения, барабаны (основания купола) облицованы светло коричневой керамической плиткой, а также на красно-кирпичных стенах выделены архитектурные детали, выполненные из белого камня. Храм строен и изящен. В нем всё продумано и тщательно подогнано. Архитекторы-строители изящно справились с поставленной перед ними задачей. Храм Христа Спасителя не просто святилище, а это еще и символ! Холм, на котором вознесся храм, обрывается отвесной стеной, напоминающей крепостной вал-укрепление. По окружности стены и находятся гранитные бастионы. Таким был когда-то Яицкий городок, преемник Уральска - поднявшийся островок христианства в прияицких степях, с земляным валом и бастионами, на которых стояли пушки.

Торжественно-величественный храм, своей расцветкой символизирует традиционный цвет Уральского (Яицкого) казачьего войска-малиновый, молчаливо напоминает о павших в боях, о доблести и славе казаков в промежутке двух дат, что сохранились на двух передних бастионах перед храмом - "1591 и 1891" - даты празднования уральскими казаками Трехсотлетия Войска. Храм Христа Спасителя сооружен в память 300-летия служения Уральского Казачьего Войска России в стиле московской архитектуры XV-XVIII веков. Богатство цветовой гаммы здесь поразительно. С утра он имеет один оттенок, в полдень-другой, а при заходе солнца храм сверкает и искрится нежным золотисто-малиновым цветом. Можно бесконечно любоваться кружевными чугунными решетками на стрельчатых окнах. Храм окружают восемь бастионов, на которых в то время были установлены старинные пушки-трофеи или реликвии военных походов уральских казаков.

В 1922 году в стране активизировалась антирелигиозная кампания по изъятию церковных ценностей. По замыслу ее организаторов, средства, полученные от реализации изъятых драгоценных металлов, должны были пойти на помощь голодающим. Изъятия в Уральске начались 24 апреля. В газете «Красный Урал» было сообщено, что 6 мая изъято «в Храме Христа Спасителя 7 серебрянных предметов весом 11 ф. 74 золот.».80 Видимо, комиссия по изъятию посетила храм вторично. В результате газета отметила, что общее количество изъятых серебряных предметов составило – 15, а вес – 23 фунта 92 золотника (почти 11 килограммов).

16 февраля 1929 года в газете «Красный Урал» была напечатана подборка заметок - «Нам нужны дома культуры», «Отдайте нам церкви, мы устроим в них прекрасные клубы». Проводилась главная мысль - в городе церквей больше, чем клубов. Рабочие мельниц также требовали передачи церквей под школы и клубы. Локомотивное депо требовало передачи Храма Христа Спасителя под народный дом, другие железнодорожники предлагали Храм Христа Спасителя превратить в кинотеатр. И уже 10 августа 1929 года в той же газете, «Красный Урал» было опубликовано извлечение из постановления Уральского горсовета «изъять от группы верующих здание Храма Христа Спасителя, как самое подходящее для музея по своей исторической архитектуре, передав его окрОНО под музей и окрбиблиотеку».

Об открытии музея в стенах церкви газета сообщила уже 26 декабря. В период советской власти бывший храм несколько раз перепрофилировали (одно время в бывшем храме располагался планетарий). Среди властных структур даже бродила мысль - установить в храме католический орган, но никогда не возникало мысли сделать ему хорошую добротную реставрацию и вернуть здание верующим. К концу 1970-х годов храм находится в плачевном состоянии. В это же время на противоположной стороне проспекта было построено новое здание обкома КПСС. Новизна областного штаба коммунистов зрительно контрастировала с неухоженностью церковного здания, не знавшего ни одного ремонта за более полвека бытия в советском государстве. Были выделены средства на наружный ремонт и позолоту куполов. В 1980 году, после ремонтно-косметических работ, в здании начинает обосновываться музей атеизма, первый в Казахской ССР. Его открытие состоялось в 1983 году. Через четыре года в здании снова прводились ремонтные работы...

Во время строительных работ летом 1987 года на одном из куполов возник пожар. На реставрацию храма тогда было потрачено 750 тысяч рублей. Отреставрированная церковь долгое время пустовала и местные власти не знали что с ней делать. С 1988 года всё активнее стали выступать граждане с просьбой отдать им забранные в 1930-х годах советской властью, церкви для проведения богослужений. Для того, чтобы отвлечь их внимание и занять пустующее после ликвидации музея атеизма помещение, начались работы по созданию в храме музея экологии и природы.

В июне 1990 года перед храмом верующими были выставлены пикеты. Начался сбор подписей у горожан под требованием передать храм Церкви. Было собрано несколько тысяч подписей. Но просьбы уральцев тогда не были учтены местной властью - в августе 1990 года состоялось открытие музея природы в помещениях церкви Христа Спасителя. В эти же дни горожанин Смирнов Е. начал личное пикетирование музея, установив палатку возле его стен и объявив голодовку. В сентябре музей был закрыт, не проработав и месяца, и городским советом города Уральска было принято решение о передаче здания бывшей церкви Христа Спасителя общине верующих. 30 декабря 1990 года здание храма было вновь освящено. Постепенно всё устраивалось и налаживалось.

15 сентября 1991 года в храме состоялось молебствие, посвященное 400-летию служения уральских казаков Российскому государству. Были помянуты погибшие в сражениях, уморенные голодом и сгинувшие в застенках в годы репрессий. Храм не мог вместить всех желающих присутствовать на литургии, большая часть молящихся расположилась возле церкви. В 1992 г. в храме появилось большое паникадило и «престол», в Кировской области был заказан резной иконостас, в Уральск приглашена бригада молодых украинских художников во главе с богомазом А. Мензиком. Стенные росписи были завершены в 1997 году. В это время помощь в восстановлении церкви-памятника стал оказывать московский предприниматель, в прошлом житель Уральска. Валерий Сурков. Именно им были оплачены обучение и стажировка украинских художников в Москве.

Осенью 1995 года в Уральске случилось событие, которому мало кто смог по тем временам дать достойную оценку. На пустовавшую более семи десятилетий колокольню храма Христа Спасителя были водружены новые колокола, отлитые, как гласит надпись на самом большом из них «В дар граду Уральску от града Москвы». В цехах московского автомобильного завода ЗИЛ было отлито три колокола. Этот необычный и дорогой дар землякам был сделан гражданином и горячим патриотом своей малой родины, Валерием Сурковым. Самый большой колокол Валерий назвал в честь недавно родившегося сына, «Святославом», весом около 120 пудов (2100 кг). 28 октября 1995 года пришлось разбирать часть кирпичной кладки, чтобы разместить его на колокольне. В 2004 году церковный двор был обнесен металлической оградой, а в 2008 вокруг храма была уложена брусчатка.

5 января 2014 года архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний освятил построенное неподалеку здание трапезной. В храме находится икона Святителя Николая Мирликийского, написанная в память 25-летия битвы уральских казаков под Иканом и ранее находившаяся в Михайло-Архангельском соборе. Также местночтимой является Табынская икона Божьей Матери, ранее, предположительно, находившаяся за левым клиросом разрушенного в конце 1930-х годов Уральского Александро-Невского собора.

С сайта: turkestanskaya golgofa.info/library/Кутищев Владимир Владимирович. Храм Христа Спасителя в г. Уральске. - Уральск, 2016.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.