БРЮХОВО. ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА, кон. 18-нач. 19 в.
Расположена недалеко от двух небольших прудов, доминируя среди окружающей застройки. Построена из кирпича в 1791-1805 гг. на средства помещицы А.Г. Оболдуевой вместо существовавшей ранее деревянной. Интересный образец сельского храма рубежа 18-19 вв., выполненного в формах, характерных для архитектуры суздальского региона предшествующего периода.
Двусветный центральный объем храма под восьмигранной купольной кровлей увенчан главкой луковичной формы на восьмигранном барабанчике. К нему примыкают пониженные в уровень первого света пятигранная апсида и трапезная, смещенная к северу относительно продольной оси сооружения. "Возвращается" на эту ось стройная, квадратная в плане колокольня с приземистым четвериком, восьмигранным столпом и ярусом звона. Завершенная шатром со слухами и увенчанная главкой, она напоминает древнерусские образцы 17 в.
В декоративном убранстве фасадов присутствуют элементы, характерные для архитектуры 17 и 18 вв. Так, массивный объем храма завершается карнизом с двумя рядами сухариков. По углам стен расположены рустованные лопатки, над которыми раскрепован карниз. Оконные проемы (три в нижнем свете - с дверью на средней оси - и два в верхнем) обрамлены изящными наличниками и завершены треугольными фронтончиками со ступенчатыми карнизами. Аналогичен декор апсиды, трапезной и колокольни, за исключением нижнего четверика последней, где ощутимо влияние классицизма.
Подкупольное пространство храма перекрыто четырехлотковым сомкнутым сводом, алтарь - граненой конхой, трапезная - лотковым сводом с распалубками над окнами.
Сохранившаяся в интерьере клеевая роспись - интересный пример монументальной живописи 1-й пол. 19 в., в которой классицистические черты сочетаются с иконописными приемами, что позволяет отнести ее к кругу шуйско-палехских памятников. В нижнем ярусе стен живопись утрачена.
В своде расположена традиционная для этого времени "Похвала Троице". Гризайльные пилястры и крепованный антаблемент членят плоскости стен, обогащая структуру интерьера. В несколько наивной интерпретации классицизма выполнено изображение ангела на южном склоне алтарной арки. По своей иконографии и иконописной проработанности ликов и одеяний композиция "Царь царем" в своде алтаря тесно связана с живописью 2-й пол. 17 в.
Березин, Добронравов, 1898, с. 113-114. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 10-12