ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Чинеево. Церковь Власия.

Власо-Модестовская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Власия, Модеста, архиепископа Иерусалимского
Год постройки:1900.
Адрес:
Курганская область, Юргамышский район, село Чинеево

Координаты:55.473627, 64.650477


Добавить фотографию
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юрий Артемин
26 апреля 2013
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юрий Артемин
26 апреля 2013
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юрий Артемин
26 апреля 2013
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Фото нач. ХХв. на сайте «Курган: история, краеведение, генеалогия. Зауральская генеалогия» http://www.kurgangen.org/
Т.
??
Церковь Власия - Чинеево - Юргамышский район - Курганская область
Фото с сайта: http://www.kurgangen.ru/photos/thumbnails.php?album=242&page=2
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  22 октября 2013

Село Чинеево расположено на восточном берегу озера Большого Белого. Основано в 1732 г. По одной из версий, название села от фамилии первого поселенца - крестьянина Чинеева. В метрической книге Власо-Модестовской церкви в записи от 16 марта 1902 г. встречается имя крестьянина Сильвестра Архипова Чинеева. Первоначально деревни Чинеева, Ик, Медвежья и Губерля были приписаны к слободе Царево Городище, а с 1786 года вошли в состав Введенской волости. В 1872 году село становится административным центром Чинеевской волости. В составе волости населенные пункты: деревня Губерля, село Чинеево, приселок Патраковский, Медвежья, деревня Новая Заворина, Чинеевский Участок.

Из истории села Чинеево (хранится в школьном музее Чинеево): "В 1823 году в селе Чинеевском построена деревянная Модестовская церковь, а в 1900 году поставлено её новое каменное здание в честь святых Власия и Модеста. Святой Власий соответствует языческому Богу Велесу – покровителю скота, поэтому престольный праздник, переименованный из Модеста в Недосия, был связан с животными. Отмечался этот праздник 31 декабря по старому стилю, а новый год отмечался 14 января. В Недосий на столе должно быть мясо. Накануне праздника варили пиво, пекли пироги и булочки. 31 декабря утром угощали скот булочками и оставляли одну для домового. Украшали конюшню и пригон сосновыми ветками, приговаривая «Святой Власий, сделай так, чтобы была скотина жива и здорова, толста и хороша". После того как отстояли в церкви заутреню и поставили свечку Власию, этот праздник принято было отмечать поездками в гости. Желательно было объехать всех родственников с подарками и поздравлениями. Собираясь в гости, обязательно нужно было принести с собой мясное блюдо, обычно это была кулебяка – слоеный пирог с несколькими начинками с добавлением мяса. Молодежь устраивала снежные бои, катания на лошадях. Празднование Недосия тянулось до 14 января, т.е. до Нового года.

Шел 1961 год. Церковь требовала ремонта, и священник обратился к прихожанам с просьбой о пожертвовании, пошли переводы. Районные власти обвинили священника в присвоении денег. Женщин, членов церковного совета, запугали, через день пригнали тракторы и тросами сорвали купола с крестами, заключенные выбрасывали иконы из храма, ломами крушили иконостас, облачались в священные одежды и в таком виде показывались жителям, собравшимся вокруг церкви. Народ стонал, кричал: «Не ломайте, оставьте святыню!» Затем учителя привели детей и разобрали по кирпичику печи. От церкви остались только стены, их разрушить не смогли.

Иконы увезли в Юргамыш и сложили под сценой районного Дома культуры. Кто-то указал культработникам, что иконы оказались в воде и их перенесли в комнатку за кулисами сцены. В 1970-х годах, во время ремонта РДК, в дождливое лето строители из этих икон выложили дорожку от РДК до туалета. Так погибли ценности, доставшиеся от предков».

В «Истории Курганской области», в т.4, в разделе «Краткий обзор дел церквей Курганского уезда» приведены такие сведения: «деревня Чинеевская — крестьяне 15 чел., сдали на строительство 240 руб., из них по 5 руб. — 5 чел., по 10 — 2, по 15 — 3, по 20 — 2, по 25 — 2, по 50 — 1 и т.д., есть по 2 и З руб., всего 52 чел. и от доброхотов сборщик получил 82 р. 30 к., потом шли новые сборы, которые в целом дали 807 р. 60 к. Позже поступили 37 руб., д. Медвежьей крестьянин П. Заворин приложил колокол на 5 пудов — 255 руб., С. Иванов на колокол внес 25 руб., д. Губерлинской Вохминцев — 10 руб. и т. д., новый сбор составил 461 руб., при закладке церкви собрали 195, от общества 70 и т.д., всего добавлено 731 р. 60 к., занято у протопопа 100 р., от сборщиков поступило 50 р. и т. д., или новый сбор составил 1837 р. Все сборы равнялись 3847,6 руб. Для строительства церкви были на Иковской ярмарке куплены гвозди, железо, на Шадринской — крюки для дверей, листовое железо, гвозди, замок и др. На ярмарке в деревне Кисловой куплены гвозди, береста, тес, колокол и пр., всего потрачено 4162 руб. Книги о приходе денег и вещей Чинеевской церкви за 1923-1930 гг. показывают на 1823 г. поступления за свечи 24 р., в подаяние (кошелек и кружка) — 10,8 р. и т. д., всего 167 р. 30 к., в расход пущены 97 р.65 к., 1824 г. — 266 и осталось 38,3 р., 1826 г. —96,5 и 28,1 р., 1830 г. — 321,99 и 318,54 р. (это д. 3). В д. 8 с. Чинеевского Власия-Модестовской церкви за 1823 — 46 гг. содержится опись утвари и имущества: церковь деревянная, однопрестольная, 11 окон, ставни и запоры. З двери, в паперти направо кладовая с дверьми, слева караульная. С церковью в одной связи колокольня с точеными балясями, при церкви крыльцо открытое брусчатое. На церкви и колокольне кресты железные, покрашенные желтой краской, внутри помещения иконостас, образа, лампада, священные сосуды, святые евангелия, кресты напрестольные, кадила, подсвечники и др. (книга прихода денег и вещей вновь строящейся Чинеевской церкви)».

Источник: сайт «Курган: история, краеведение, генеалогия. Зауральская генеалогия»


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  27 сентября 2016

Церковь в селе каменная, построенная прихожанами в 1900 году, имеет один престол во имя св. Власия, епископа Савастийского и Модеста, архиепископа Иерусалимского. В приходе деревни: Медвежья (4 в.), Новозаворина (10 в.), Ик (4 в.), Губерла (10 в.), участок Чинеевский (2 в.). Всего дворов 628, прихожан муж. пола 1978, жен. пола 1965.

Церковной земли имеется: пахотной 62 д. 1200 кв. с., сенокосной 6 д. Церковный капитал 2250 руб. Жалованье священнику 120 руб., псаломщикам по 40 руб. Для диакона и двух псаломщиков есть дома деревянные, собственность прихожан. Штат: священник, диакон и два псаломщика.

В приходе школы: в деревне Медвежьей церковно-приходская с 1890 года и Министерские: в сел Чинеевском с 1886 года, в деревне Ик с 1906 года и в деревне Ново-Завориной с 1906 года. Ближайшее село Сычевское (23 вер.). Расстояние от Консистории 500 вер., от уездного города 50 вер., от железнодорожной станции 10 вер.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  9 декабря 2018

Чинеевское, село Введенской/Чинеевской волости Курганского уезда. Церковь во имя Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского.

Деревня Чинеева была основана в 1713 г. на окраине Илецкого бора на восточном берегу озера Белого (Большого Белого), от которого она получила свое народное название – Белая, или Большая Белая. Официальное наименование селения произошло от фамилии крестьян, обосновавшихся здесь первыми. Известно, что в 1720 г. в д. Чинеевой при Белом озере проживали Степан Митрофанов сын Чинеев 25 лет и его отец Митрофан Тимофеев 83 лет, которые, очевидно, и были ее первопоселенцами. В 1736 г. деревня подверглась разорению кочевниками. В начале 1740-х гг. она была обнесена деревянными укреплениями, которые уже к середине XVIII в. пришли в негодность. В административном отношении деревня у Белого озера первоначально состояла в ведении слободы Царево Городище Ялуторовского дистрикта, а в 1786 г. вошла в состав Введенской волости Курганского уезда.

С образованием здесь в 1823 г. отдельного прихода деревня начинает именоваться селом Чинеевским (Белым), которое к началу 1880-х гг. становится центром одноименной волости. Вскоре после открытия своего прихода в с. Чинеевском началось проведение ежегодных торжков. В конце 1860-х гг. торжки эти приходились на день Вознесения Господня и на день памяти святых Власия и Модеста - 18 декабря. К середине 1890-х гг. в селе был установлен третий торжок - еженедельный по субботам, а также учреждена проходившая 8 ноября Михайло-Архангельская ярмарка, устроенная, вероятно, взамен существовавшего в 1880-е гг. в соседнем Чинеевском участке отдноименного торжка. В начале XX в. количество ярмарочных дней было увеличено: ярмарка длилась теперь с 5 по 7 ноября. Михайловская ярмарка и торжки действовали в с. Чинеевском до начала 1910-х гг., а впоследствии, очевидно, прекратились. Одновременно с установлением торжков в селе были заведены балаганы, сдававшиеся в наем торговцам. Балаганы эти принадлежали местной церкви, которая и получала средства от их аренды. К 1848 г. вместо балаганов для торгующих были выстроены 10 деревянных в два ряда лавок. К 1875 г. лавки обветшали и перестали приносить храму доход, а в 1878 г. они и вовсе были упразднены. В первые годы своего существования д. Чинеева должна была относиться к Дмитриевскому (позднее – Христо-Рождественскому) храму слободы Царево Городище, хотя документов, подтверждающих это, не сохранилось.

Вероятно, уже в конце 1710-х гг. деревня вошла в основанный в эти годы приход при находящейся в 30 верстах Введенской церкви с. Черновского (Введенского). В 1822 г. указом Святейшего Синода было разрешено выделить ее в самостоятельный приход с назначением отдельного причта. В открытый в 1823 г. приход, кроме с. Чинеевского, вошли деревни Медвежья и Иковская (Ик), также принадлежавшие до этого Введенскому приходу. С 1836 г. к ним присоединилась д. Губерля, а с 1848 г. – основанный переселенцами из центральных губерний России участок № 13, с 1885 г. получивший наименование Чинеевского. С 1884 г. в приходе числится д. Ново-Заворина, заселенная крестьянами из с. Чинеевского и деревень Медвежьей, Ик и Патраковой. Деревня Патракова, основанная в 1845 г. переселенцами, включенными в состав Чинеевского сельского общества, но поселившимися отдельно от села, иногда упоминалась как отдельный населенный пункт, но чаще ее жители числились проживающими в с. Чинеевском. Только в 1899-1907 гг. она значится в приходе под названием приселка Патраковского. В 1925 г. община была переведена в «обновленческое» течение и перешла из Тобольской епархии в ведение «синодального» Курганского епархиального управления Уральской митрополии. К 1927 г. в состав прихода вошла д. Зырянка (поселок при одноименной железнодорожной станции). В конце 1920-х гг. в связи с близостью Чинеевского храма к нему начали уклоняться жители деревень Большой Белой 1-й (Кутлаковой) и Большой Белой 2-й (Пестеревой) прихода соседней Николаевской церкви с. Островского бывшего Челябинского уезда. Жители же д. Губерли, напротив, начали тяготеть к Островскому храму. В остальном состав Чинеевского прихода, видимо, не менялся до середины 1930-х гг., когда из-за отсутствия священника он прекратил свою деятельность. В 1946 г. по ходатайствам верующих приход вновь начал функционировать, но в 1961 г. в связи с закрытием храма община окончательно была снята с регистрации. Постройка храма в д. Чинеевой была разрешена указом Святейшего Синода в 1822 г., после чего начался сбор средств и заготовка строительных материалов.

В 1823 г. тщанием прихожан церковь была выстроена. Престол в ней был устроен один и освящен во имя угодников Божиих Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского. Здание храма было деревянным с тремя входными дверями и одиннадцатью окнами, снабженными ставнями. Перед входом в паперть было устроено открытое брусчатое крыльцо. В самой паперти с правой стороны располагалась кладовая, а с левой – помещение для сторожей. Над папертью находилась деревянная колокольня с точеными балясинами. Внешние стены здания по его постройке были обшиты тесом. Кресты на церкви и колокольне были установлены железные, выкрашенные в желтый цвет. Ограда вокруг храма была устроена деревянная. Внутри помещался иконостас, автор которого не установлен, хотя известно, что во 2-й четверти XIX столетия изготавливал киоты и писал образа для Чинеевского храма туринский мещанин иконописец Александр Телепнев.

К середине 1870-х гг. здание начало требовать ремонта и реконструкции, которые, вероятно, и были проведены в соответствии с планом, составленным 19 июля 1882 г. исправляющим должность Курганского городского архитектора крестьянином Александром Юшковым. Тем не менее, к началу 1890-х гг. деревянный храм во всех своих частях пришел в совершенную ветхость и был заменен каменным. Богослужения в нем прекратились в 1900 г. после окончания строительства новой церкви. Старое здание несколько лет пустовало и, находясь вблизи каменной церкви, занимало часть земли, которая должна была войти в ее церковную ограду. В 1904 г. оно было продано прихожанами с пожертвованием части утвари жителям д. Галишевой Михайло-Архангельской волости Курганского уезда для устройства здесь приходского храма. Однако из-за отсутствия необходимого для этого фундамента снос Чинеевской церкви был отложен до 1906 г., когда ее и перевезли на новое место. При этом освидетельствование здания, между прочим, показало, что оно замечательно чистотою и прочностью строевого материала, взятого из местного бора, от которого к тому времени сохранились лишь жалкие остатки. Бревна в стенах имели толщину 8½ вершков и нисколько не погнили, хотя церковь простояла в с. Чинеевском более 80 лет. Очевидец отмечал, что здание это могло служить памятником хвойных лесов, существовавших в те времена в Курганском уезде.

Вместо обветшавшей деревянной церкви по просьбе прихожан указом Тобольской духовной консистории от 29 января 1892 г. разрешено было построить новый каменный храм. К 1895 г. был заготовлен бутовый камень для фундамента и приискан подрядчик строительства. План одноэтажного церковного здания был составлен Тобольским епархиальным архитектором Богданом Богдановичем Цинке и 8 апреля 1896 г. одобрен Строительным отделением Тобольского общего губернского управления. Новая каменная на гранитном фундаменте церковь с такой же в одной связи с ней колокольней была заложена 27 мая 1896 г. рядом со старой деревянной. В том же году тщанием прихожан была окончена кирпичная кладка алтаря и трапезной части, вровень с ними были выведены стены самого храма и основания колокольни. В 1897 г. каменные работы завершились, все здание было покрыто листовым железом, кроме колокольни, окончательно устроенной в следующем году. В 1898 г. известному иконописцу крестьянину с. Карачельского Челябинского уезда Анатолию Прохоровичу Кречетову был заказан иконостас, столярная основа которого была установлена им к сентябрю 1899 г. В следующем году гладь иконостаса была украшена подрядчиком золоченой резьбой, написаны образа. Таким образом, все работы по строительству и украшению храма были завершены. Престол в нем, как и в прежней церкви, был устроен один – во имя Святых Власия и Модеста. Освящение его состоялось 10 июля 1900 г.

Первоначально устроенная вокруг церкви изгородь из жердей существовала до 1905 г. В 1906 г. вместо нее была возведена капитальная ограда с кирпичным фундаментом, мраморными столбами и железными решетками. На западной ее стороне были устроены большие кирпичные ворота, а на северной и южной – кирпичные калитки. Средства на постройку этой ограды поступили от продажи прежнего деревянного храма. По описанию 1923 г. ВласиеМодестовская церковь представляла собой каменное отапливаемое здание в два света с подвалом, деревянными полами и каменными сводами. В нем имелись 20 окон с железными решетками и 4 двери. Оштукатуренный внутри и снаружи храм был увенчан пятью покрытыми жестью главами с железными крестами. Над папертью помещалась колокольня, на которой размещались 6 колоколов. Внутри имелся деревянный золоченый иконостас в три яруса, размером 6 на 10 аршин, в котором были установлены 37 икон. Храм окружала ограда с железными решетками и каменными столбами на кирпичном фундаменте. При обследовании здания 4 августа 1935 г. комиссия Юргамышского райисполкома отмечала, что в северной части и своде алтаря имелись сквозные трещины, такая же трещина была обнаружена в арочном перекрытии средней части, колокольня вследствие осадки фундамента отошла от трапезной. Поверхность стен внутри и снаружи требовала штукатурки и побелки, крыша и ограда нуждались в ремонте. Прихожанам было предписано исправить все недостатки, начав ремонт не позднее 10 августа. Очевидно, никакого ремонта произведено не было, т.к. с 1934 г. священника при Чинеевском храме не имелось. Службы в церкви не проводились, хотя официально она властями не закрывалась.

В последующие годы здание использовалось колхозом под хранилище зерна и находилось в относительно исправном состоянии. По ходатайству верующих решением Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР от 21 августа 1946 г. Власие-Модестовская церковь была вновь открыта и в ней начались регулярные богослужения. К началу 1960-х гг. храм требовал серьезного ремонта. Осыпалась штукатурка стен, протекала обветшавшая крыша, в верхней части свода образовалась широкая трещина. Мраморные столбы ограды разрушились, железные решетки из них выпадали, хотя западные ворота и боковые входы еще сохранялись. Средств на проведение масштабных ремонтных работ община не имела. Священник, обратившийся к прихожанам с просьбой о сборе пожертвований, был обвинен властями в их присвоении и удален из прихода. Под этим предлогом община была объявлена распавшейся и 6 сентября 1961 г. Юргамышский райисполком принял решение о закрытии храма. Курганский облисполком поддержал это решение, а 3 октября 1961 г. Советом по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР церковь была окончательно закрыта.

По воспоминаниям старожилов, еще в августе в присутствии представителей власти и при большом стечении народа, несмотря на протесты верующих, из здания было вынесено все имущество. Утварь, священнические облачения и отдельные иконы выбрасывали из церкви, и местные жители растаскивали их по домам. В это же время был уничтожен иконостас. По некоторым сведениям, образа из него были вывезены в Юргамыш и хранились в районном Доме культуры в комнате за кулисами сцены. В 1970-е гг. в здании проводился ремонт и строители, чтобы удобнее было в дождливое лето передвигаться по территории, выложили этими иконами дорожку до туалета, в результате чего они были утрачены. Известно, что часть икон из Чинеевской церкви после ее закрытия попала в Курганский областной краеведческий музей и теперь хранится там. Сначала храм предполагалось переоборудовать под колхозный клуб, для чего в том же 1961 г. с него тракторами были сорваны купола и разрушена колокольня. В 1963 г. здание передали средней школе для размещения спортзала и мастерских. В 1973 г. в селе открылась новая школа, в результате чего бывшая церковь осталась бесхозной. Через какое-то время в ней решили устроить магазин, для чего была разобрана крыша. Однако дальше этого реконструкция не продвинулась. Оставшееся без кровли здание начало быстро разрушаться, а ничем не огороженная территория вокруг него – зарастать кустарником. В таком плачевном состоянии здание находится и в настоящее время.

http://gako.archives.kurganobl.ru/ch

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.