ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иргень. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".


Иргень. Церковь иконы Божией Матери
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:приблизительно не ранее 1866.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Забайкальский край, Читинский район, село Иргень

Координаты: 51.998084, 112.57437 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:На месте алтаря этой церкви сейчас поставлена походная часовня, чтобы совершать молебны и литии. Малая церковь, вероятно, стояла рядом, слева от Знаменской



Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Церковь Симеона, Киприана и Иосифа(утрачена) и справа  Знаменская церковь. фото с сайта https://pastvu.com/p/459077<br>, Иргень, Читинский район, Забайкальский край
Церковь Симеона, Киприана и Иосифа(утрачена) и справа Знаменская церковь. фото с сайта https://pastvu.com/p/459077
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1914



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  17 июля 2013

Первые сведения об иргенских мучениках дает протопоп Аввакум в «Житии, им самим написанном» и в «Записке о жестокостях воеводы Пашкова, приложенной к «Первой» челобитной Алексею Михайловичу». Он называет их «государевы служилые люди» и «казаки». По его словам, в разное время человек 600 прибыло на Иргень под руководством енисейского воеводы Афанасия Пашкова. Мучениками он их называет так потому, что многие из них приняли здесь мученическую смерть: одни – от жестокости нрава воеводы, другие – от голода и холода. Аввакум называет погибшими за время пребывания «в Даурах» около 500 человек. Афанасий Пашков с казаками пробыл здесь 7 лет.

Известно, что на Иргени была икона старинного письма «Знамение» Богородицы. Она отличалась тем, что в нее были вписаны три образа: святого Симеона, юродивого (VI в.); святого мученика Киприана (III-IV в.) и святого Иосифа Обручника (I в.). Эта икона, по преданию, да и по определению, принадлежала трем замученным воинам Симеону, Киприану и Иосифу. Икона была принесена ими в Забайкалье.

Иргенский острог был заложен отрядом казаков во главе с боярским сыном П.И. Бекетовым 24 сентября (3 октября) 1653 года. Однако в 1655 году тунгусы сожгли все постройки. Осенью 1656 года отряд енисейского воеводы А.Ф. Пашкова достигает озера Иргень и восстанавливает Иргенский острог. При Пашкове, а это с 1656 по 1662 гг. в самом старинном забайкальском остроге проживало человек 600.

В 1911 году, по благословению Забайкальского епископа Мефодия, было сделано освидетельствование останков, лежащих под спудом церкви во имя св. Симеона юродивого, св. мученика Киприана и св. Иосифа Обручника.

Колоды с мощами святых иргенских мучеников оставались под спудом церкви до разорения миссионерского стана революционерами. В 1920-х годах все постройки на Иргени, как и в XVII веке, были уничтожены, иконы и утварь разграблены. Опять святое место Иргень превратилось в зеленую лужайку.

Церковь была поставлена на месте одной из башен Иргенского острога, которая вписывалась в четырехугольник территории и, скорее всего, была северо-восточной. К этому следует добавить замечание архимандрита Ефрема, который, описывая чудеса Иргени, подтверждает, что свет и световые явления на Девятую Пятницу появлялись на Иргени в северо-восточной части, то есть как раз на том месте, где стоял храм с погребенными останками.

Следующее упоминание о часовне – это 1862 год. В этом году, ввиду постоянного паломничества на место убиения святых братьев, решено было часовню перестроить в церковь. Вероятно, это произошло по причине восстановления строительства на Иргени. В 1866 году был образован Иргенский миссионерский стан.

Церковь над могилами мучеников простояла до 1877 года. В этом году произошел пожар, церковь сгорела дотла, и случилось самое неожиданное – колоды с останками воинов вышли наружу. Причем, огонь не коснулся ни колод, ни парчовой ткани, которой были накрыты гробы, - все сохранилось в целостности. Чудо явления святых гробов было засвидетельствовано, и паломничество на Иргень возобновилось с новой силой. Иргень стала притягивать народ не только Забайкальского края, но и соседних областей: Иркутской, Амурской, Якутской.

В 1878 году трудами иеромонаха Герасима над могилами воинов вновь поставили небольшую церковь во имя святых Симеона, Киприана, Иосифа. В эту же церковь стали приносить из Читы, из Михайло-Архангельского храма древнейшую чудотворную икону «Знамения», которая раньше находилась в Куке, в церкви Святого Духа, но со смертью настоятеля отца Григория Тяжелова, она была передана в Читу для Крестных ходов. На полях этой иконы были изображения святых Симеона, Христа ради юродивого, мученика Киприана и Иосифа Обручника, - образы небесных покровителей замученных воинов. Протоиерей Иоанн Титов сделал предположение, что эта икона была собственностью воинов, которую они, как святыню, несли в Забайкальскую землю. Следовательно, воины захоронены под спудом именно этой церкви. И именно сюда приносили их семейную икону в XIX веке.

Домашняя икона енисейских братьев «Знамение» с вписанными образами святых Симеона, Киприана и Иосифа была вначале на Иргени. Потом ее передали в Кукинскую церковь Святого Духа. После смерти настоятеля перестали ходить Крестным ходом из Куки, тогда икону перенесли в Читу, в Михайло-Архангельскую церковь. Икону стали приносить на Иргень на Девятую Пятницу из Читы. Когда же в честь иконы «Знамения» на Иргени был выстроен храм, то ее вновь передали в Иргенский стан. В отличие от Абалакской иконы, на Иргенской – образы, предстоящие Богородице, были не явленные во сне какому-то человеку, а заказанные по именам владельцев.

Краевед Г.А. Жеребцов пишет, что икона «Знамение» сгорела во время пожара, но на Иргени была обретена другая чудотворная икона святой Параскевы Пятницы. Надо отметить, что к Параскеве Пятнице обращались с теми же просьбами, что и к иргенским мученикам: о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, о хороших женихах и невестах.

До настоящего времени сохранился фундамент только большой церкви во имя иконы «Знамения» Божьей Матери. На месте алтаря этой церкви сейчас поставлена походная часовня, чтобы совершать молебны и литии в праздник Девятой Пятницы по Пасхе и поминовения святых иргенских мучеников. Малая церковь, вероятно, стояла рядом, слева от Знаменской.

Информация с сайта Святой источник



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.