ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ивановский Остров. Часовня Иоанна Предтечи.


Ивановский Остров. Часовня Иоанна Предтечи
Часовня. Действует.  
Освящена в честь: Иоанна Предтечи
Год постройки:не ранее 1900.
Адрес:
Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Ивановский Остров

Координаты: 60.0261, 32.314771
Проезд:По а/д А115 Зуево - Новая Ладога



Часовня Иоанна Предтечи, , Ивановский Остров, Волховский район, Ленинградская область
МОРПЕХ879
9 сентября 2023
Часовня Иоанна Предтечи, , Ивановский Остров, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
7 августа 2015
Часовня Иоанна Предтечи, , Ивановский Остров, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
7 августа 2015
Часовня Иоанна Предтечи, Идет процесс восстановления часовни.<br>, Ивановский Остров, Волховский район, Ленинградская область
Идет процесс восстановления часовни.
Михаил Удалов
18 апреля 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Удалов  3 апреля 2019

В деле "О часовнях по Новоладогскому уезду. О самовольном построении Новоладогского уезда крестьянами в своих селениях часовен, и о не хождении их в приходские церкви для богомоления" написано: "Сведения о часовнях в приходе Староладожского Успенского женского монастыря от 1816 года. ...В деревне Ивановском Острове есть так же ветхая часовня, которая издревле существует и построена самопроизвольно жителями сей деревни. Она воздвигнута во имя Предтечи Иоанна Крестителя". (Л. 13) После восстановления часовня будет освящена также во имя Св. Иоанна Предтечи.


Марина Зуйкова  17 февраля 2021

Об истории часовни Иоанна Предтечи, или «Как Иван Грозный в Ладогу ходил…»

Как появилась эта легенда, не вспомнит, пожалуй, даже самый опытный краевед. Но экскурсоводы с удовольствием рассказывают об этом небольшом историческом объекте в Ивановском острове, мимо развалин которого проезжают автобусы. И хотя «объект показа» - маленькая часовня Иоанна Предтечи и находится больше ста лет в разрушенном состоянии, за ним стоит очень необычная трагическая история.

В 1569 году в Новгороде по приказу Ивана Грозного убивают князя Владимира Андреевича Старицкого, подозревая его и других князей в заговоре против царя. Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. Поводом к этому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде. Он обвинял новгородцев во главе с архиепископом Пименом в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

2 января 1570 года передовые отряды во главе с В.Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правёж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван Грозный.

Через два дня, во время встречи опричного войска с новгородским духовенством на Великом мосту через Волхов, царь обвинил в измене архиепископа Пимена. Иван Грозный публично обвинил его в заговоре и обозвал скоморохом. А для большего унижения архиепископа раздели, привязали к лошади, которую назвали его женой, и водили в таком виде. Точный подсчёт жертв вёлся лишь на первых порах, когда Иван Грозный целенаправленно уничтожал местную знать и приказных, устроив суд в «Рюриковом городище» - было убито 211 помещиков и 137 членов их семей, 45 дьяков и приказных, столько же членов их семей.

После этого царь начал объезжать новгородские монастыри, отбирая у них все богатства, а опричники осуществили общее нападение на новгородский посад. А потом начались казни, продолжавшиеся до 15 февраля. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода, Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жён их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду».

Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами; живое предание об этом сохранялось ещё в XIX веке. Но самое страшное началось в городе потом. На 1569-1570 годы пришелся страшный неурожай. Тотальное же истребление немногочисленных припасов привело к ужасному голоду, от которого погибло намного больше людей, чем от рук опричников. В Новгороде широко распространилось людоедство. Довершила дело эпидемия чумы, начавшаяся на Руси до погрома, а в Новгород пришедшая уже после него. Общее число погибших в результате погрома учеными оценивается в 15 тысяч, при общем количестве населения Новгорода в то время - в 30 тысяч человек.

А теперь легенда: «В конце 16 века во времена опричнины, подозревая новгородских князей в заговоре, Иван Грозный «потопил в крови» новгородскую вольницу. Уже потом, ужаснувшись своим деяниям, царь решил замолить грехи и пойти паломником по святым местам. А для людей того времени святым местом была Ладога. Иван Грозный подошёл со своим войском к городу, устроился на привал, поставил шатёр. Он долго думал, как обмануть ладожан: ведь если он зайдёт в город с войском, подумают, что царь хочет напасть, и дадут отпор. И, значит, снова войны не избежать. Долго думал – и нашёл решение. Он оставил своё войско, сам переоделся в одежды паломника и пешком пошёл в Ладогу, чтобы поклониться каждой святыни священного города. Ладожане его не тронули. Ведь если бы они убили паломника, то на город пал тяжкий грех. А Иван IV, повелел поставить часовню на том месте, где стоял его шатёр».

Конечно, краткие слова «потопил в крови новгородскую вольницу» не передают всей жестокости по отношению к нашим предкам, «грехи» грозного царя, действительно были серьёзными, и спасти его душу могла только Ладога. То, что он был здесь, хотя достоверных источников нет, вполне вероятно. Так же, вероятно, в память о своём пребывании, он и повелел поставить часовню. Это, как у современников - «типа – здесь был Ваня».

…Так это было или нет, мы вряд ли узнаем. Может быть, и святой, в честь которого была построена часовня Иоанна Предтечи – «тезки» Ивана Грозного, был выбран не случайно – не будем фантазировать на эту тему. Но то, что Иоанн Предтечи – самый почитаемый святой после девы Марии – общепризнанный факт: в честь него установлено 7 церковных праздников. Вот и дата строительства часовни неизвестна. В архивах Никольского мужского монастыря хранятся документы и переписка о ремонте часовни только в 1852 году. Хотя, построена оны была гораздо раньше. Кстати, в это время деревня входила в Ведомство Государственного Имущества. Находилась она на просёлочной дороге, число дворов — 24, а число душ — 60.

В Российском государственном историческом архиве в фонде Департамента искусственных дел ГУПС И ПЗ хранится дело Санкт-Петербургской духовной консистории о постройке в деревне Ивановский остров Новоладожского уезда вместо существующей ветхой, новой часовни за 1852 год. А это значит, что была старая и ,как выяснилось, деревянная часовня. Причём, построена она была на личные пожертвования местных жителей. Однако, по представлению главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа Клейнмихеля оберпрокурору Святого Синода, выделяются средства на ремонт часовни в сумме 1000 рублей. Но, скорее всего, через 60 лет часовня снова приходит в негодность – протекает кровля, гниют нижние венцы, и уже в начале 20 века часовню перестраивают в камне.

Итак, век 21. Время возрождения и строительства новых храмов. Но зачем строить новый, если есть «с историей», да ещё с какой! Пусть даже легендарной. Вот и наша Иваноостровская часовня ждёт своего времени. Под руководством архимандрита - о. Варфоломея начались работы по возрождению исторического объекта.

https://volhov.bezformata.com/listnews/chasovni-ioanna-predtechi-ili/73242450/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.