ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Поникли. Церковь Воскресения Словущего.

Церковь в память Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме


Поникли. Церковь Воскресения Словущего
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Нила Столобенского, Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки:между приблизительно 1785 и 1791.
Год утраты:приблизительно 1942 (во время Великой Отечественной войны)
Адрес:
Тверская область, Нелидовский район, д. Каменка, погост Поникли.

Координаты: 56.30115, 33.018166
Проезд:По пути из Москвы, свернуть с трассы М9 направо, на север, на деревню Сёлы. В Сёлах повернуть на главном перекрестке налево и ехать на восток до деревни Каменка. Место бывшей церкви (холм) располагается на северо-востоке деревни Каменка



Церковь Воскресения Словущего, Фрагменты кирпичной кладки<br>, Поникли, Нелидовский городской округ, Тверская область
Фрагменты кирпичной кладки
Babilon
11 мая 2013
Церковь Воскресения Словущего, Вид церковного холма<br>, Поникли, Нелидовский городской округ, Тверская область
Вид церковного холма
Babilon
11 мая 2013
Церковь Воскресения Словущего, Вид церковного холма<br>, Поникли, Нелидовский городской округ, Тверская область
Вид церковного холма
Babilon
11 мая 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Babilon  11 мая 2013

Первый храм Воскресения Христова в селе Поникли упоминается в окладной книге митрополита Симеона IV, где священником указан Исаия. Вторая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с деревянной оградой была устроена в 1760 году. Каменная церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с приделом во имя преподобного Нила Столобенского, была устроена тщанием полковника Андрея Григорьевича Огонь-Догановского в 1791 году. Придел во имя Тихвинской Божией Матери пристроен усердием тайного советника Антония Михайловича Рачинского в 1818 году. Каменная колокольня пристроена тщанием коллежского асессора Алексея Антониевича Рачинского в 1859 году. Церковь, бывшая ранее холодной, по указу Консистории от 25 сентября 1898 года обращена в теплую. Вокруг храма - каменная ограда. Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников. Приход в 1774 году состоял из 237 дворов. В 1912 году в приходе было 28 деревень и 16 хуторов(всего 549 дворов).

По материалам: «Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1. Бельский уезд. Редков Н.Н. Смоленск, 1915 год».


Babilon  25 июля 2013

Из воспоминаний о церкви. Церковь Воскресения Словущего располагалась ранее рядом с деревней Каменка, поглотившей деревню Поникли. В конце 30-х, начале 40-х годов XX века деревню Поникли уже и не припоминали. Перед началом войны в Каменке было 115 домов, а сейчас, на начало ХХI века и двадцати не наберется. Местом расположения церкви был большой холм рядом с деревней. Из под церковного холма бил ключ, впадавший в речку Паниклю. Церковь имела два придела и большую трехъярусную колокольню. Рядом с церковью, с восточной стороны находилась церковно-приходская школа. Школа была одноэтажной, деревянной, с двухскатной крышей, покрытой железом. В здании школы размещалось общежитие. В советское время церковная школа превратилась в сельскую семилетку. С южной стороны от церкви, ближе к речке был склеп. Перед войной там были хорошо различимые 12 памятников. Одним из захороненных и ранее нигде не упоминавшимся является подпоручик Бельского уезда Бурцев Семен Васильевич, погибший в 1812 году. Те самые памятники (плиты) после войны стали использовать для укладки под углы дома местные жители. Возможно они и сейчас «держат» чей то дом. Остатки же в 90-е годы ХХ века растащили цыгане. Таким образом, от склепа на сегодняшний день не осталось ничего. Место захоронения определить визуально не возможно.

По Аксенову («Православные храмы Нелидовской земли»), церковь была закрыта, а имущество разграблено в 30-е годы ХХ века. Местные жители утверждают, что службы велись даже после оккупации Нелидовского района фашистами. Война. После оккупации района фашистами, местным жителям было запрещено покидать свои деревни. Даже если человек умирал, то приходилось хоронить своих близких не на церковном кладбище, а где то на окраине деревни. В то же время, служба в церкви со своим батюшкой продолжалась до зимы 1942 года. Изначально фашисты рассчитывали на содействие прихода в решении вопросов военного времени. В один из зимних дней, занятия в школе прервали полицаи. Они перекинулись парой слов с учителем, после чего Зоя Родионовна объявила о том, что занятия окончены и чтоб дети больше никогда в школу не приходили. Учителя вечером отвели за деревню Михайловка и расстреляли. То же самое ждало и церковного батюшку. На этом службы закончились, а вся церковная утварь исчезла.

После оккупации деревни старостой назначили человека, который был в плену у немцев, правда было это во время I мировой войны. Благодаря тому, что он изучил немецкий язык в 1914 –м году в плену, проблем с пониманием у предателя с немцами не возникло. Этот староста и помогал немцам вершить зло на русской земле. Колокольня церкви была очень высокой. Не залезая даже на самый верх, можно было увидеть райцентр Нелидово, который находился на расстоянии более 20-ти километров от церкви. По этой же причине, церковь имела и стратегическое значение во время ведения боевых действий. При наступлении советской армии, колокольня с основным объемом церкви были ориентиром для прямого наведения орудий по позициям фашистов. Именно так работала советская артиллерия с занятых позиций в районе деревни Перевоз. Зимой 1942 года было принято решение заминировать и взорвать церковь. Организовал всё это предатель –«староста».

В марте 1943 года немцам все-таки пришлось покинуть оккупированные территории. Уходя, они погнали за собой и местное население. После окончания ВОВ, народ стал возвращаться на разоренные войной земли. Не хватало стройматериала, поэтому кирпич с руин церкви пошел в дело в первую очередь. Алексеевская школа, а так же многие печи в домах были построены и сложены из церковного кирпича. Для строительства дорог требовался грунт. Взоры пали опять на разрушенную церковь и на большой холм, расположившийся прямо рядом с дорогой. Большая часть холма была использована для строительства, но потом строителям пришлось остановиться, так как в церковном грунте ковшом была поднята бомба, не разорвавшаяся после подрыва церкви. Примерно так и выглядит некогда святое место Нелидовской земли: большой холм, наполовину изрытый ковшами экскаваторов с редкими кусками битого кирпича и штукатурки.

Записано BABILONом со слов жителя деревни Голосово, уроженца деревни Каменка товарища Барменкова. Несмотря на преклонный возраст повествователя, рассказ поразил своей конкретикой по событиям и датам минувших дней.

http://hram-tver.ru/nelidovorn/kamponiklnelidovo.html



Комментарии и обсуждение


Огромное Вам спасибо! Никогда не была здесь, но рада любым сведениям. Мой прадед служил в цекви д. Поникли, там и умер в 1896 г. Николай Кремянский. а в 1908 умерла там его жена. С 1910 г. в церковно-приходской школе до 1923 г. учительствовала их дочь - моя бабушка Надежда. Возможно, ваш удивительный рассказчик даже знал ее? Я пытаюсь с разных концов подобраться к происхождению по бабулиной линии. но это - так непросто! С уважением к Вам, Babilon, Наталья.

4 марта 2015.

Ну как же неизвестно-то... прямо напротив храма был немецкий аэродром (ранее захваченный советский). С колокольни велось наблюдение за аэродромом, предположительно, войсками калининского фронта, наступавшими со стороны Селижарово... Так что временем утраты храма можно считать лето 1942 - зима 1943 года.

6 ноября 2016.