Ям-Тесово (Ям-Тесовской), церковь во имя Преображения Господня, деревянная до 1500 г., возобновлена к 1686 г., каменная 1835 г., закрыта в 1938 г., действовала в 1942-1945 гг., не сохранилась.
Деревня Ям-Тесово, центр одноименной волости, находится на дороге Луга – Оредеж – Любань, на левом берегу р. Оредеж. Деревня, в прошлом село, Ям-Тесово возникла на месте древнего «Спасского на Аредежи» погоста, одного из административных центров новгородской округи, впервые упомянутого в Писцовой книге Водской пятины 1500 г. «На погосте церковь Спас – Преображенье». Сам погост состоял из 10 дворов. Под его ведением было 26 деревень, одна из которых названа не по имени, как, например, Моровино, Щупоголово, Микулкино и т.п., а по местоположению – деревня на Шуче, на Луке, у часовни. Это редкий пример упоминания сельской часовни на рубеже XV – XVI веков. Щуча - левый приток р.Оредежа, с устьем, примерно напротив д. Нестерково /Гатчинский р-н/.
Петербургский историк А.А. Селин пишет, что «именно близ Спасского погоста располагалась ямская слобода и «государев перевоз» через р. Оредеж… «Государев перевоз у Спаса на погосте» близ Тесовского яма зафиксирован в 1566 г., позднее, в 1602 г. Известен так называемый «Тесовский урочный мост», именно это позволяет нам локализовать место перехода дороги через р. Оредеж (по местной топографической ситуации) вблизи современной переправы из д. Ям-Тесово в д. Горыни»...
В Писцовой книге 1500 г. названы деревни в окрестностях Ям-Тесово: Шляг Горный и Шляг Береговой на левом берегу р.Рыденки, относящиеся к соседскому со Спасским Климентовскому погосту. Шляг Горный стоял на верхней надпойменной террасе, Береговой - на нижней. Ивангородская дорога проходила через Спасский погост на Почепово (Горыни) и далее на Чащу, Рождественно и т.д. Её водный дублёр шел через современное Ям-Тесово по Оредежу и далее по Луге. В XVI веке из местного населения стали набирать людей – ямских охотников на длительный срок, или на постоянную службу. С этого времени начинается возникновение ямских слобод, возглавляемых выборным старостой. Ямские охотники надеялись землей свободной от оброка, которую чаще всего сдавали в аренду крестьянам. В Спасском погосте одна из первых ямских слобод находилась вблизи д. Моровино. О ней говорится в Писцовой книге 1582 г. «Тесовский ям, располагавшийся близ Спасского погоста на Оредеже совершенно точно соотносится с современной д. Ям-Тесово… Впервые «Слобода ямская у Спаса на погосте» отмечена в описании 1566 г.» (А.А. Селин), т.е. в 2006 г. Ям-Тесово может отметить свое 440-летие. В XVII столетии после Смутного времени Тесовский Ям имел разгон до Новгорода и до русско- шведской границы. В следующем столетии он несколько раз упоминается как пустой, … с которого «никуда разгону не бывает» /А.Селин/. Возможно, что в XVII веке в Ям-Тесово находилась небольшая крепостница – «острог», оборонительные сооружения, которые упоминали в своих рассказах старожилы.
В 1880-е гг. село именовалось Ям, а в скобках Тесово, от общего названия местности. Что же касается самого Спасского погоста, то А.А. Селин сообщает, что находившаяся здесь церковь запустела в годы Ливонской войны, но была возобновлена, видимо, в годы правления Бориса Федоровича Годунова; во всяком случае, в 1612 г. известен «Спасский поп Тесовского яму Пров Анцыфоров»…, и что деревянная Преображенская церковь Спасского погоста была восстановлена в 1686 г.
...Спасский погост является местом рождения церковного деятеля первой половины XIX века архимандрита Фотия, в миру Петра Никитина, прозывавшегося по фамилии Спасский, от названия погоста... Будучи юрьевским архимандритом, Фотий был также и благочинным ряда губернских монастырей. Не забывал он и родной погост. В архиве Новгородского музея-заповедника А.А. Селин обнаружил сведения, что старанием архимандрита Фотия здесь в 1835 г. на месте старой деревянной церкви был выстроен каменный храм. По счастью, нам удалось найти его фотографию начала 1900-х годов, чтобы судить о его внешнем облике. Каменный храм в Спасском погосте был выстроен в духе хорошо знакомых архимандриту Фотию древних новгородских храмов. Такая же благородная простота, лаконичность архитектурных форм и общая выразительность силуэта.
Церковь являла собой тип одноглавого храма с высоким барабаном, прорезанным арочными окнами и завершенным шлемовидным куполом. Его очертаньям вторило решение звонницы с таким же купольным перекрытием и узкими арочными проемами. Со стороны колокольни церковь имела широкое, крытое крыльцо под двускатной кровлей. Дверной проем оформлял архивольт просторной арки. Треугольник фронтона украшала живопись с изображением Спасителя. Карниз основного объема, верхи барабана и звонницы украшали декоративные пояски из килевидных кокошников, что создавало впечатление особой нарядности церкви. Храм был двухэтажный, обнесен высокой каменной оградой с кованной решеткой. Имя Фотия жители Ям-Тесово помнили, по меньшей мере, до лихолетий Первой мировой войны. Документы свидетельствуют: «Во всем приходе нет ни одного поминания, подаваемого в церковь, в котором на первом месте не был бы записан священноархимандрит Фотий».
Сегодняшнее Ям-Тесово состоит из старой и новой частей. Последняя застроена панельными пятиэтажными домами. Церковь находилась в старой части поселка, откуда открывается красивый вид на другой берег Пристанского озера, на мыс при слиянии рек Оредежа и Тесовой, где стояла когда-то церковь бывшего Никольского монастыря.
Закрытая до войны Ям-Тесовская церковь вновь действовала в 1942-45 гг., в ней служил протоиерей Димитрий Осьминский. Возможно, что в последние годы до революции он был настоятелем новосильцевской церкви в Лесном, одном из районом старого Петербурга. Сергеем Глезером, автором книги «Петербург на север от Невы» он упомянут как Д.Н. Осьминский.
В 1980-е годы на месте церкви в Ям-Тесово еще можно было увидеть памятный колокол, подвешенный на металлических столбах.
Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.