Кимженский приход состоит из двух селений: Кимженского, расположенного при устье р. Кимжи (левый приток р. Мезени), и Дорогорского в 15 верстах от Кимженского на противоположном (правом) берегу р. Мезени, входившего до 1857 г. в состав Заакакурского прихода. В приходе две церкви: приходская в сел. Кимженском, отстоящем от ближайших приходских церквей - Заакакурской в 17 вер. (ниже по р. Мезени) и Жердской в 5 (выше), от г. Мезени в 32 верстах и от г. Архангельска в 476 лет. и 619 зим., и приписная в сел. Дорогорском. Жителей к 1 января 1895 г. состояло 556 м.п. и 590 ж.п.
По устному преданию, занесенному в памятную церковную книгу, первым насельником описываемого прихода был один крестьянин со своим семейством из селения Немнюги Пинежского уезда, поселившийся в нач. XVI в. при р. Кимже в двух верстах от впадения её в Мезень и построивший здесь для себя небольшую часовню. По тому-же преданию, в 1600 г. население Кимженского выселка возросло уже до 60 чел. муж. пола, устроивших в нач. XVII в. церковь с колокольней в честь иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, с приделом во имя препод. Зосимы и Савватия Соловецких. Эта церковь в 1699 г. сгорела от молнии, но имущество её было спасено. В это время жители Кимженского селения имели при своей церкви отдельный причт, так как в актах от 1700 г. упоминается священник Кимженской волости Лука.
Вместо сгоревшей, по грам. apxиeп. Афанасия от 20 дек. 1700 г., данной по просьбе священника Кимженской волости Луки и церковного приказчика Захарки Минина от 10 дек. того же года, начата постройкой новая церковь Одигитриевская, об одном престоле, строившаяся по бедности прихожан очень медленно и освященная уже в 1763 г. десятским священником Лампоженской слободки Симеоном. Одновременно с церковью устроена была и колокольня на пяти столбах. Церковь эта построена почти вся из лиственничного леса, отличающегося особенною прочностью, а потому существует до настоящего времени. Прежняя же колокольня заменена в 1877-1878 г.г. новою (над церковной папертью) с небольшим конусообразным шестигранным шатром, завершающимся главою и крестом.
Здание храма устроено в виде креста. Над кровлей возвышается большой шестигранный шатер и над ним глава с восьмиконечным крестом. На четырех углах кровли стоять четыре шатра небольшого размера, имеющие своими основаниями четыре же медальона в виде сердца и завершающиеся также главами с восьмиконечными крестами. Шатры и главы в 1876 г. покрыты деревянной чешуёй. Снаружи здание храма не обшито, а внутри стены и потолки обшиты досками и выкрашены голубой краской. Иконостас двухъярусный; иконы, особенно во 2-м ярусе, старинные. Антиминс холщевый, священнодействован епископом Иоасафом 16 февр. 1763 г. Утварь церковная незначительна по количеству, но прилична по качеству; ризница весьма недостаточна, плоха и ветха.
Средствами к содержанию храма служат арендная плата (в 1894 г. 58 р. 45 к.) за 389 саж. сенокоса, кружечно-кошельковый сбор (1 р. 20 к.) и прибыль от продажи свечей (29 фунт.).
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии, вып.III, 1895 г.