ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Спас-Вежи. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь,Спаса-Преображенский храм


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:не позже 1713. 1954-1955: Гнедовский Б. В. - реставрация.
Год утраты:2002
Адрес:
Костромская область, Костромской район, Шунгенское сельское поселение, село Спас (Спас-Вёжи)

Координаты:57.90626, 40.76639


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения - Спас-Вежи - Костромской район - Костромская область
Церковь Спаса Преображения в с.Спас-Вёжи(архивное фото нач.1950-х годов).
Игорь Стрельников
??
Церковь Спаса Преображения - Спас-Вежи - Костромской район - Костромская область
Спасо-Преображенская церковь в селе Спас-Вёжи(архивное фото 1903 года).
Игорь Стрельников
??
Церковь Спаса Преображения - Спас-Вежи - Костромской район - Костромская область
Церковь Спаса Преображения в селе Спас-Вёжи(архивное фото нач.1950-х годов).
Игорь Стрельников
??
Церковь Спаса Преображения - Спас-Вежи - Костромской район - Костромская область
Спасо-Преображенская церковь в селе Спас-Вёжи(архивное фото нач.20 века).
Игорь Стрельников
??
Церковь Спаса Преображения - Спас-Вежи - Костромской район - Костромская область
Церковь села Спас-Вёжи в Ипатьевском монастыре(архивное фото 1990-х годов,Кострома).
Игорь Стрельников
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  24 февраля 2013

Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении он оставался до 1764 г., после чего монастырские земли стали государственными. Церковь на погосте впервые упоминается в 1629-1630 гг., когда здесь стояли два деревянных храма - шатровый в честь Преображения Господня (летний) и клетский "с трапезою" во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (зимний). В начале 18 века шатровый храм погоста сгорел. Осенью 1713 г. настоятель Ипатиевского монастыря архим. Тихон освятил новый храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый "на старом погорелом церковном месте". В нём был один престол - в честь Преображения Господня. Уникальной особенностью храма являлось то, что, построенный в местности, заливаемой весной водою, он покоился на высоких дубовых сваях, напоминая собой сказочную "избушку на курьих ножках" (несомненно, что на сваях покоились и его храмы - предшественники). Во время весенних разливов прихожане приезжали в храм на лодках. Судя по всему, Зосимо-Савватиевская церковь простояла рядом с Преображенской до 2-й пол. 18 века, когда и она сгорела. Её не стали восстанавливать и, скорее всего, тогда же возле Преображенской церкви построили отдельно стоящую на сваях шатровую колокольню. Когда именно неподалеку от погоста возникло само село, по названию церкви получившее название Спас (или Спас-Вёжи), неизвестно. Условия ежегодно затоплявшейся весенними паводками поймы р.Костромы определили своеобразие облика села, многие постройки которого, как и сама церковь, были возведены на сваях. Ядро сельской застройки располагалось на небольшом острове южнее церкви, вмещавшим не более 10-15 домов. По мере роста населения, новые дома строились на привозном грунте. В пореформенную эпоху и вплоть до Октябрьской революции основой благосостояния местных жителей являлись богатые сенокосные угодья и чрезвычайно выгодная оптовая торговля хмелем. В 1870-1872 гг. в селе насчитывалось 52 крестьянских хозяйства с населением 360 человек, а в 1908 г. - уже 78 дворов с населением 410 человек (кстати, когда-то прихожанином Преображенской церкви, погребённым на кладбище у её стен, являлся знаменитый некрасовский дед Мазай, житель находившейся в версте от села д. Вёжи). В нач.20 века в связи с сооружением многими крестьянами кирпичных домов, облик села приобретает новые черты, теряя своё неповторимое своеобразие, которое отмечал ещё посетивший Спас в 1905 г. священник Соколов. Подобно многим сооружениям этого времени в больших торговых сёлах в окрестностях Костромы, из кирпича строилась только передняя часть здания, а хоз.двор оставался деревянным, образуя традиционную для крестьянского жилища однорядовую связь. В начале 1950-х годов в связи с сооружением Горьковской ГЭС и затоплением костромской поймы, значительная часть населения разъехалась, многие дома в селе были разрушены. В настоящее время село, защищённое от разлива водохранилища мощной земляной дамбой, сохранило лишь основу своей планировочной структуры - центральную улицу, перспективу которой с севера замыкает колокольня Спасо-Преображенской церкви. Колокольня - типичное для своего времени сооружение в духе поздней эклектики с насыщенным и разнообразным декором фасадов, сочетающим элементы классицизма и русского стиля. Построена она из кирпича в 1908 году на одной оси со стоящей здесь деревянной Преображенской церковью 1713 года. В 1904 году предполагалось снести обветшавшую со временем деревянную отдельно стоящую шатровую колокольню, которая была одновременна церкви и так же как она была установлена на деревянных сваях. Однако, Императорская Археологическая комиссия воспрепятствовала сносу этого редкого памятника деревянного зодчества и колокольня просуществовала до 1926 г., когда была повалена ветром. Но так как материал для строительства каменной колокольни в 1904 г. был уже заготовлен, она всё-таки была выстроена и в течение почти 20 лет простояла рядом с первоначальной деревянной. Колокольня эта, стоящая в селе Спас и по сей день, состоит из четырёх ярусов. Удачно найденное пропорциональное соотношение двух массивных нижних четвериков и изящных верхних восьмериков, завершённых шатром с главкой, создаёт стройную вертикаль, хорошо заметную издали при подъезде к селу. Колокольня имеет высокий неоштукатуренный цоколь, необходимость которого была вызвана особенностями местности, ежегодно, до постройки Горьковского водохранилища, затапливаемой весенними паводками. Сама же Спасо-Преображенская церковь (закрытая ещё в 1937 году),в связи с созданием Костромского водохранилища, в 1956 году была перевезена в Костромской музей народной архитектуры и быта, и почти пол-века простояла во дворе Нового города Ипатьевского монастыря, став одним из символов Костромы. Сгорел древний Преображенский храм 4 сентября 2002 года.

По материалам: Н.А.Зонтиков "Храмы Костромского района"; каталога "Памятники архитектуры Костромской области",выпуск 2,стр.83-84; сайта kostromka.ru.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  13 марта 2014

Преображенская церковь с. Спас – Веж деревянная, когда и кем построена – неизвестно; по писцовым книгам значилась существовавшею в 7113 г. от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1628 г.

При церкви две колокольни: одна деревянная, восьмиугольная, шатровая, устроена на деревянных столбах, обшита тесом, ветхая; другая – каменная, устроена с разрешения епархиального начальства по причине ветхости деревянной, в 1908 г. на средства прихожан. Церковь и колокольня огорожены частоколом, с двумя воротами. Для погребения умерших особо отведенного кладбища нет; православные умершие погребаются при церкви, а раскольники – на особом кладбище около деревни Овинцева, в 4 верстах от церкви.

Престол один - в честь Преображения Господня. В церкви имеется многочтимая икона Преображения Господня и другие древние святые иконы, серебряный позолоченный с частицами мощей напрестольный крест 1749 г., весу 1 золотник, вклад монаха Ипатьевского монастыря Исаакия Воронова.

Причт: священник и псаломщик, казенного жалования получает священник 294 руб., псаломщик 98 руб. в год… Причт живет в собственных домах на церковной земле, в пользу причта получается аренды с двух рыбных озер 185 руб. в год.

Всей земли при церкви 33 десятины 1869 кв. сажень, в том числе усадебной 1000 кв. сажень, вся земля покосная. Земля дает доход средним числом 180 руб. в год. Планы и межевые книги на покосную землю, числом 9, имеются, нет плана и межевой книги на усадебную землю.

Прихожан муж. пола 314, жен. пола 320, приход по характеру сельскохозяйственный, оседлый, крестьяне занимаются также хмелеводством. В приходе селений, кроме села, два, в полуторах верстах от церкви. В сообщении препятствуют весеннее водоразлитие и летние и осенние паводки. Школа в приходе земская существует с 1877 года.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.