ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лотошино. Церковь Спаса Преображения (старая).

Церковь Преображения Господня (старая)


Лотошино. Церковь Спаса Преображения (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения, Бориса и Глеба, Василия Великого, Троицы Живоначальной, Казанской иконы Божией Матери, Сергия Радонежского
Год постройки:1792.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Московская обл., п. Лотошино

Координаты: 56.22746, 35.64318



Церковь Спаса Преображения (старая), фото начало ХХ века с http://max-fedosov.livejournal.com/317451.html<br>, Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
фото начало ХХ века с http://max-fedosov.livejournal.com/317451.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901
Церковь Спаса Преображения (старая), Фото с сайта PastVu.com  Автор неизвестен<br>, Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
Фото с сайта PastVu.com Автор неизвестен
Анонимный участник
??
Церковь Спаса Преображения (старая), Фото с сайта PastVu.com  Автор неизвестен<br>, Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
Фото с сайта PastVu.com Автор неизвестен
Анонимный участник
??
Церковь Спаса Преображения (старая), Фото с сайта PastVu.com  Автор неизвестен<br>, Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
Фото с сайта PastVu.com Автор неизвестен
Анонимный участник
??
Церковь Спаса Преображения (старая), Фото с сайта PastVu.com  Автор неизвестен<br>, Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
Фото с сайта PastVu.com Автор неизвестен
Анонимный участник
??
Церковь Спаса Преображения (старая), http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19079102<br>, Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19079102
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Спаса Преображения (старая), , Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
5 июля 2012
Церковь Спаса Преображения (старая), , Лотошино, Лотошинский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
5 июля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 декабря 2016

Согласно историческим документам, датированным периодом 1774–1857 гг., храм в селении Лотошино до XIX в. был деревянным. В начале XIX столетия князья Мещерские построили каменный двухэтажный храм с шестью престолами. Основной престол был освящен в честь Преображения Господня, остальные — во имя Святой Троицы, святителя Василия Великого, преподобного Сергия Радонежского, благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня храма стояла отдельно от него.

Сломан в 1936 г. В наши дни у места храма поставлен памятный крест.

http://forum.vgd.ru/2387/80012/


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 февраля 2017

Село Лотошино, в нем церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами, во имя Казанския Божия Матери и Василия Великагo, освященными, каменная, в твердости. Утварию довольна, построена в 1792 году, однокомплектная, книги приходорасходныя деньгам и опись церковной утвари имеются, земли при ней отмежовано 36 десятин, приходских дворов 175 и в них мужескаго пола 921 женскаго 926 душ, разстоянием от эпаршескаго города 70, от уезднаго 55 верст, в близости имеются селы: село Калицыно в 10-ти, село Щеглятьево в 15 верстах.

В 1828 году служили: Священник Василий Алексеев - 23 года. В чтении и пении хорош. Окончивший богословский курс, аттестат имеет, в котором рекомендован успехов хороших, с поведением весьма хорошим, проповеди сказывает по назначению. Невдов. Произведен в священника в 1827 году и граммату имеет. Родства между собою не имеют. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Марья Иванова - 15 лет. Дочь их Надежда - 3 месяца. Диакон Димитрий Иванов - 28 лет. В чтении и пении хорош. Из философскаго класса. Состояния хорошаго. Невдов. Произведен в диакона в 1821 году и граммату имеет. Жена его Пелагия Михайлова - 22 года. Дьячек Василий Семенов - 25 лет. Читает и поет хорошо. Из Старицкаго уезднаго училища нисшаго отделения. Женат 1-м браком. Определен в дьячка в 1820 году и граммату имеет. Жена его Мавра Андреева - 23 года. Дети их: Марфа - 5 лет, Михаил - 3 года, Елена - 7 месяцев. Пономарь Петр Иванов - 23 года. Читает и поет хорошо. Из Тверскаго уезднаго училища высшаго отделения. Женат 1-м браком. Определен в пономаря в 1827 году и граммату имеет. Жена его Ксения Павлова - 24 года. Престарелый пономарь Павел Андреев - 61 год. Жена его Татиана Федорова - 56 лет. Дети их: Александра - 28 лет, Акилина - 22 года. Прихожан в селе Лотошино, в деревнях: Ивановское, Ашенево, Хилово, Кудрино, Звягино, Пешки, Абушково, Харпый, Софейское, Турово - 175 дворов (921 мужчина, 926 женщин).

По данным Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год: Село Лотошино, от Твери 75 верст. Церковь Преображенская, построена в 1792 году, каменная, двухэтажная, престола четыре: в нижнем теплом этаже три: Преображения Господня, Казанской Божией матери и Святителя Василия Великого; в верхней холодной один Святой Троицы. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1725 года, исповедные с 1825 года.

В 1901 году служили: Священник Иоанн Феодорович Исполатовский 64-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1860 года, священником с 1885 года, награжден в 1897 году скуфьей, в 1898 году орденом Святой Анны 3 степени постатуту. Священник Феодор Павлович Панков 28-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1897 года. Диакон Николай Александрович Казанский 39-ти лет, в служении с 1880 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Яков Павлович Обновленский 32-х лет, в должности с 1885 года. Псаломщик Алексей Иванович Успенский 49-ти лет, в должности с 1867 года.

Прихожане: 1) Священника Исполатовского - в селе Лотошине, в деревнях: Звягине, Хилове, Турове, Московской губернии Волоколамском уезде: Мамонове, Орешкове, Карлове, Новолеине - 307 дворов (913 мужчин, 1051 женщина). 2) Священника Панкова - в селе Лотошине, в деревнях: Ивановском, Софийской, Харпае, Кудрине, Ашеневе, Турове, Московской губернии Волоколамского уезда: Астреневе, Высоцке, Поречье, Редкине - 298 дворов (954 мужчины, 1006 женщин).

В 1914 году служили: Священник Феодор панков 44-х лет, окончил семинарию, на службе 17 лет Священник Иоанн Киселев 34-х лет, окончил семинарию, на службе 11 лет, в Преображенском храме 7 лет. Штатный диакон Василий Лужкин 33-х лет, на службе 6 лет, в Преображенском храме 1 год. Псаломщик Иаков Обновленский 49-ти лет, на службе 29 лет, в Преображенском храме 18 лет. Псаломщик Феодор Кудряшев 28-ми лет, на службе 3 года, в Преображенском храме 1 год.

Прихожан в деревнях: Турово, Ашенево, Хилово, Кудрино, Софийское, Ивановское, Редкино, Поречье, Высокое, Мамоново, Астренево, Орешки, Новошино, Карлово - 1895 мужчин и 2064 женщины.

Согласно историческим документам за 1774-1857 гг., храм в селении Лотошино до XIX в. был деревянным. В начале XIX столетия князья Мещерские построили каменный двухэтажный храм с шестью престолами. Основной престол был освящен в честь Преображения Господня, остальные — во имя Святой Троицы, святителя Василия Великого, преподобного Сергия Радонежского, благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня храма стояла отдельно от него. Звон ее колоколов слышался на дальнем расстоянии. Рядом с храмом имелась сторожка, простоявшая и прослужившая людям по разному назначению вплоть до 1990-х гг. На кладбище вокруг храма были погребены шестеро представителей княжеского рода.

Размеры церкви в Лотошино совершенно определенно говорят о доходах князей Мещерских. Очевидно и то, что для ее постройки были затрачены, в том числе, и деньги, заработанные на сыроварне, так как такое большое, прекрасно отлаженное производство не могло не приносить хороший доход его владельцам. До наших дней дошло высказывание об этой церкви известного историка и археолога, графа Сергея Дмитриевича Шереметева, посетившего Лотошино в 1898 году: «Среди многочисленных зданий Лотошинской усадьбы лишь одно здание здесь царит над всеми, далеко виднеясь по всей окрестности, и здание это величественно - словно собор городской, а не сельская церковь. Далеко разносится его призывной благовест, сплачивающий все население Лотошино в одну цельную и стройную Русскую семью». Кстати говоря, колокольня этого храма в высоту достигала почти 80 метров.

Храм начали разрушать в начале 1940-х гг. Но уже несколькими годами раньше сбросили колокола, что не обошлось без человеческих жертв. Во время войны церковное место заросло бурьяном.

В 1991 г. в поселке Лотошино была образована православная община, наименовавшаяся в честь бывшего Преображенского храма. В 1993 г. удалось добиться разрешения собираться в красном уголке производственного помещения коммунального хозяйства, которое позже полностью отошло под церковные нужды и было реконструировано под церковь.

По материалам изданий Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Семёнов А. Дворянство и предпринимательствов Старицком уезде (XIX - начало XX веков). Журнал "Тверская старина", № 32, 2010. и материалам сайта Московская епархия.


Вадим кр
 
Вадим кр  18 октября 2022

Храм Преображения Господнего в поселке Лотошино имеет довольно насыщенную историю. Еще до середины XVIII века он был деревянным, и его престолы были освящены, по всей вероятности в честь Спаса Нерукотворного и Успения Пресвятой Богородицы. Ко времени вступления в активное владение князьями Мещерскими он был уже в дряхлом состоянии и поэтому князь Сергей Васильевич Мещерский (1737-1781) принял в наследство от своего отца Василия Ивановича Мещерского (умер 15 марта 1776 г.) намерение построить новый каменный храм.

11 сентября 1776 года в Тверскую духовную консисторию было подано прошение о построении каменного храма Спаса Преображения. Еще до этого в течение десяти лет велись переговоры с тверским епископами Платоном, Арсением, Гавриилом о том, в честь каких святых и святынь могут быть освящены престолы будущего храма. Грамота от 1769 года, хранящаяся в Тверском областном архиве, свидетельствует о ходатайстве строения церкви с приделами — «в нижнем апартаменте один — «Спаса Нерукотворного Его Образа», другой — «Богородица Донская», в верхнем — один «Преображения Господня», другой — «Зачатия Иоанна Предтечи», на угольный — свт. Василия Великого, в отрубе — святого мученика Мины, третий — Прокопия Устюжского и Николая Чудотворца. В 1791 году утвердились престолы Казанской иконы Божией Матери и св. Василия Великого.

Позже, когда строительство храма вошло в силу, были утверждены, кроме главного престола — Преображенского, еще три престола — Святой Животворящей Троицы, преподобного Сергия Радонежского, святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Итого шесть престолов. Надо отметить, что большинство имен представителей рода князей Мещерских составляли именно Василии, Сергии, Борисы. К началу XX века Борисов даже было сразу пять, о чем свидетельствует фотография из частной коллекции.

Величественный храм, который к середине XIX века возвысился над всем поселением, был, таким образом, двухэтажный, просторный, однокупольный. Высокая трехярусная колокольня была построена отдельно. По воспоминанию старожилов, звон ее колоколов достигал даже Ивашково. В храме были установлены строгие порядки. Большая икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Казанская», для которой был устроен свой придел, располагалась, как и положено, с левой стороны, и на эту сторону становились женщины, на другой стороне — мужчины. За этим наблюдал специально поставленный человек. Большие витиеватые латунные и бронзовые подсвечники стояли по периметру зала и возле деревянного аналоя тонкой резьбы, на котором обычно лежала икона «Воскресения».

Широкие, обрамленные литыми фигурными решетками окна проливали свет на роскошную позолоченную лепнину Царских врат, отделку ярусов иконостаса и солеи. Старожилы говорили, что по праздникам здесь играл орган. Хор был большой — человек тридцать. Пели, как говорили, тихо, но раздавалось громко. То есть акустика была очень хорошей. Возле храма была длинная коновязь, то есть, слега, за которую приезжающие на службу крестьяне, купцы и гости могли привязывать лошадей своих повозок. Престольные праздники — Спаса Преображение, Троица, Казанская были очень любимы народом. Широко отмечались, естественно, Рождество Христово, Богоявление и Крещение Господне и Пасха. По этим праздникам священники зачастую ходили по домам лотошиннцев и окрапляли святой водой жилища.

В 1863 году Лотошино входило в Храневское благочиние, где тогда красовалась своей уникальной архитектурой Введенская церковь. Преображенская церковь имела обширные земли и даже отвоевывала их через судебные инстанции того времени у самих ее устроителей, о чем свидетельствует тяжба, длившаяся с 1861 по 1869 год между благочинием и князьями Василием Ивановичем и Борисом Васильевичем « ...о порубе пяти ив... и неправильном завладении землей».

Послереволюционная история величественного Преображенского храма трагична, как и история многих других храмов на просторах нашего многострадального Отечества. В середине 30-х годов XX века часть его была взорвана. Эту операцию проводили изощренно, так как непросто было разрушить почти монолитные стены храма и колокольни. В стенах выбивали кирпичи, закладывали взрывчатку и только так обрушивали храм по частям.

Существует то ли быль, то ли легенда, в которой говорится о том, как сбрасывали с колокольни колокола. Наняли специальных людей. Те закрепили веревки, подрубили основы креплений и сбрасывали колокола серебряного звона с высоты. Один колокол, чуть меньше роста человека, никак не хотел падать. С ним долго возились. В это время внизу стояли монахини на коленях и молились, почти стонали. Когда колокол все же спустили на веревках, один из мужчин подошел и стал кричать: «Зачем сняли колокол? Поднимайте обратно!» Его гнали. А этот колокол на земле лежал на боку. Мужчина сел к нему спиной и сказал: «Не дам я вам совершить этот грех». Его опять гнали, но это не удавалось сделать. Тогда ему сказали: «Ну и сдохни под ним» и нахлобучили его колоколом. Через некоторое время, когда нужно было что-то все-таки делать, колокол опять положили на бок, но мужчина был уже мертв. И еще один символический факт. Те руководители района, которые организовывали это кощунство (фамилии их известны), сами были репрессированы в годы сталинских репрессий.

В Великую Отечественную разрушительные действия продолжались - к 1945-47 году на месте былого благолепия образовался безобразный заросший пустырь. Осквернялись, громились и находившиеся вокруг храма надгробные памятники на могилах прицерковного кладбища, куда хоронили умерших младенцев и достойных людей, в том числе и шестерых владельцев Лотошинской усадьбы - князей Мещерских. В пятидесятых годах, когда проводили строительные работы на территории сквера, разрывали могилы с остатками позолоченных риз, и был разрушен склеп, вероятно, родовое захоронение князей Мещерских.

В 1993 году в поселке была образована православная община, именованная в честь разрушенного храма «Преображенской». На месте, приближенном к зданию разрушенной колокольни, был установлен и освящен поминальный крест. В 1995 году общине для проведения служб было предоставлено часть помещения бывшего военкомата. Позже оно было передано полностью. Силами членов общины была произведена реконструкция внутреннего и внешнего вида. Службы ведутся на антиминсе, благословленном Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

http://www.lotoshino-blag.ru/node/51



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.